укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Авторские статьи
Украина Политика Экономика
10 Марта 2016, 08:46

Тайны монастырей: где бьется сердце Киево-Печерской Лавры (фото)

Врата, где снимаются грехи, расстрел митрополита и метро до Чернигова

Тайны монастырей: где бьется сердце Киево-Печерской Лавры (фото) http://www.segodnya.ua/img/article/6979/59_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6979/59_tn.jpg Авторские статьи Врата, где снимаются грехи, расстрел митрополита и метро до Чернигова

Попытка рассказать в газете о 1000-летней жизни обители сразу же обречена на провал. Ведь в нашей Лавре каждый камень — целая история. Только Житие Печерских святых, изданное по благословению владыки Павла, занимает 12 томов, в каждом из которых — по 400—500 страниц. Но я точно знаю, что у каждого, кто побывал здесь, есть своя Лавра, сотканная из молитв, легенд, запаха ладана, восковых свечей и свежей выпечки. У меня тоже она есть, сотканная из рассказов монахов, послушников, историков и мирян. 

От автора

Ровно 965 лет назад, в 1051 году, преподобный Антоний вернулся на родину с Афона и поселился в пещерке у княжеского местечка Берестово (где ныне и расположена Киево-Печерская лавра). В те времена здесь были непроходимые леса, а песчаный грунт позволял ископать пещеры для уединенных молитв, что показалось преподобному крайне привлекательным. Однако уединения не получилось. К нему за духовным советом приезжал и князь с боярами, приходил простой люд, а кое-кто даже становился духовным чадом преподобного и оставался возле своего учителя. Те места, где молился прп Антоний с братией сегодня мы знаем как Дальние пещеры. Когда монахов стало слишком много, отшельник Антоний назначил старшего, а сам удалился на другой холм, где снова ископал пещеру. Но вместо уединения случилось другое. Правду говорят, что ученик должен идти дальше своего учителя. Так, ученик прп Антония, преподобный Феодосий, убедил братию сменить отшельничество на иноческое общежитие, в котором все монахи беспрекословно подчиняются своему игумену. Не согласный с уставом общежития, преподобный Антоний удалился в черниговские пещеры, названные позже Антониевыми. Именно потому на распутье к ближним и дальним пещерам стоит памятник Антонию и Феодосию — как двум родоначальникам монашества. Прп Антоний указывает на ближние пещеры и отшельнический вид монашества. Прп Феодосий указывает на дальние пещеры, являясь сторонником общежительного устава. 

new_image11_45

Святые врата. Считалось, что при проходе через врата снимаются грехи.

ПЕЩЕРНЫЕ ЛЕГЕНДЫ. О пещерах ходит множество легенд. Например, что лаврские пещеры идут до Чернигова и якобы выкопаны прп Антонием, по которым у наместника теперь проведена своя ветка метро. "Красочная и веселая легенда, которую легче всего развенчать, — отвечает начальник отдела истории и археологии Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Константин Крайний. — Дело в том, что пещеры находятся выше уровня Днепра. Чтобы добраться до Чернигова, преподобному пришлось бы пересечь глубины реки, что просто невозможно. Зато лаврский холм вдоль и поперек испещрен пещерами. Кстати, большинство коридоров, соединяющих пещеры, появилось только в XVII веке, при Петре Могиле. До этого там были кельи с отдельным входом. Вообще, печерские монахи недолго жили в пещерах, лишь первые два десятилетия. Уже в 60—70 гг. ХI века они строят наземные сооружения, осваивают верхнюю Лавру. Пещеры же становятся местом уединенной молитвы и погребения. В средние века в составе Лавры образуются два фактически отдельных монастыря со своими начальниками Дальних и Ближних пещер, в которых главное — уход за мощами и пещерными кельями".

new_image9_70

Надвратный. Фрески уникальны.

new_image10_57

Троицкий. Стасидии XVIII века.

НАДВРАТНАЯ МОЛИТВА. О Святых вратах издревле ходит легенда. Якобы прошел через центральный вход — половина грехов снимается. "По Лавре даже князья и императоры прежде пешком ходили, а не на каретах ездили, — говорит сотрудник заповедника Константин Крайний. — Они проходили под Святыми вратами к Успенскому собору, который издревле называли Великой Печерской церковью, а уже потом шли в пещеры. Так вот полная версия этой легенды звучит так: после прохода по всей Лавре — от Святых врат к мощам преподобных Печерских — снимаются грехи. Но вы же понимаете, что даже если грехи и снимаются, то ненадолго. Ведь человек может выйти из Лавры и тут же начать грешить. Очевидно, эта легенда связана с тем, что над Святыми вратами расположена Троицкая надвратная церковь — единственный полностью уцелевший в Лавре древний храм, возведенный в начале ХII века. Он не был разрушен ни при татарских набегах, ни во времена позднейших разорений Лавры. Это место молитвы, куда долгое время могли входить лишь монахи. Находясь здесь, лаврские старцы молились за всех паломников, прося Бога отпустить их грехи. Здесь, в храме, сохранились уникальные барочные росписи первой половины XVIII века, которые позже церковь посчитала неканоническими. На стенах храма изображены казаки во главе со Скоропадским и Полуботком, представители российских властей, причем в их мирской одежде. Это сравнимо с тем, как если бы сейчас на стенах храма написали членов Кабмина. Храм этот холодный, службы совершаются только на Троицу".

new_image13_29

Храм. Андрея Первозванного.

new_image2_520

Рака. Великомученика Стефана.

УСПЕНСКИЙ СОБОР. Место, на котором стоит Успенский собор, выбрано не случайно. По преданиям, оно было указано чудесным выпадением росы и схождением огня, а также явлением Божией Матери, которая явилась в Константинополе зодчим во Влахернском храме и повелела идти на Русь в Киев, вручила икону Успения Божией Матери. Когда же они вышли из храма, увидели в облаке изображение великолепной церкви. Именно поэтому главный собор Лавры строили византийские зодчие и называли "небеси подобной". "Храм был изначально однокупольным, — говорит Константин Крайний. — В дальнейшем многие храмы на Руси строили по образу Великой Печерской церкви. Однако церковь часто подвергалась нападениям и не сохранила свой первоначальный облик. Она подвергалась разрушениям при нападениях половцев, монголов, крымских татар, страдала от землетрясений и пожаров. А 75 лет назад, 3 ноября 1941 года, главный храм Лавры был практически полностью разрушен мощным взрывом. Причем до сих пор существует несколько версий, кто виновен в уничтожении собора. Одни считают, что заминировали и взорвали его немцы, другие винят советских партизан-подпольщиков, однозначного ответа нет. Но после каждого разрушения храм возрождался еще более красивым и величественным, появлялись новые приделы, чудесные росписи. Ныне он воссоздан таким, каким был до взрыва в 1941 году — семикупольным, внешне оформленным в стиле украинского барокко".

"К сожалению, реконструкция Успенского собора в 2000 году проводилась без учета того, что здесь будут проводиться богослужения, — говорит протоиерей Георгий Кабашный. — Ведь это памятник архитектуры, в котором монахам Лавры позволено вести службы. В нем не продумана система отопления, он холодный, потому зимой богослужение проходят в Трапезном храме. И хотя по документам он не принадлежит монастырю, по благословению владыки Павла, его продолжают расписывать и сегодня. Владыка очень любит Успенский собор, говорит: "Там моя душа в росписях отдыхает". Придет, сядет и улыбается. Также ходатайством владыки в Успенский удалось вернуть раку преподобного Стефана. Пытались вернуть и Царские врата, которые сейчас находятся в Англии, но безуспешно — врата Успенского ныне являются национальным достоянием Великобритании и имеют статус неприкосновенности". Еще одна особенность Успенского собора — это то, что внутри него еще находится храм Иоанна Предтечи, который открывается дважды в год для богослужений в храмовые праздники.

new_image8_94

Успенский собор. Воссоздан в 2000-м таким, каким был до 1941 года.

new_image3_411

Успенский собор. Иконостас, восстановленный в 2000 году.

КОЛОКОЛЬНЯ. Это символ не только Лавры, но и всего города. "Ее высота вместе с крестом — 96 метров 52 см, а если учесть, что она построена на одном из наиболее возвышенных участков Киева, то еще в недавнем прошлом увидеть золотой блеск ее купола можно было за много километров до города, — рассказывает Константин Крайний. — Есть предание, что советские власти планировали сделать самой высокой точкой Киева монумент Родины-Матери. Но в последний момент ее меч пришлось сократить на 6 метров, иначе бы памятник просто завалился. В итоге высота монумента — 102 метра, а то, что лаврский крест выше, видно с другого берега Днепра или если плывешь на катере".

ТРАПЕЗНЫЙ ХРАМ. "Согласно уставу, трапезу монахи должны совершать не по кельям, а вместе, слушая душеспасаемое чтение, — говорит сотрудник Национального Киево-Печерского заповедника Константин Крайний. — В скитах (Китаевской и Голосеевской пустынях, Никольского больничного монастыря, Ближних и Дальних пещер) были свои трапезные. Здесь же четыре раза в год собирались все монахи — и лаврские, и скитские: на день прп Антония, день прп Феодосия, на Успение и на день освящения Успенского собора (27 и 28 августа). В Трапезной церкви во имя прп Антония и Феодосия — зал, служебные помещения, подвалы и котельная. Строили храм два года, а вот на оформление его внутреннего убранства ушло почти 8 лет. Под руководством известного художника Алексея Щусева, которого старое поколение помнит как автора мавзолея Ленина, храм расписывали Ижакевич, Попов и Лаков. Такая клеевая живопись характерна для Италии, не терпит холода".

new_image4_351

Трапезная церковь. В честь преподобных Антония и Феодосия.

new_image14_20

Трапезная палата. Потолок восстанавливали и расписывали "с нуля".

"Трапезная церковь сильно пострадала в 1941-м, — говорит протоиерей Георгий Кабашный. — После взрыва Успенского собора в ней провалилась крыша, и фрески на потолке были уничтожены. По благословению владыки Павла, их восстанавливали по старинным рисункам и фотографиям с точностью, вплоть до надписей на древнеарамейском языке. Пол долго был законсервирован. Паркетины пришли в полную негодность, но владыка благословил восстановить пол, максимально схожий с тем, что был прежде. Также был восстановлен мраморный иконостас с золочением. Паникадило историческое восстановлено, его просто позолотили". "Кстати, первое паникадило, подаренное Николаем Вторым, весило почти 2 тонны, но оно вскоре рухнуло, это же весит 1200 кг", — добавляет Константин Крайний.

Из-за разрушений больших храмов в конце ХХ века сердцем Лавры монахи считали Крестовоздвиженский храм у Ближних пещер, так как со времени открытия монастыря в 1988 году и до 2003-го именно здесь происходили все главные богослужения. Кстати, в Ближних пещерах под храмом можно подойти к мощам митрополита Владимира (Богоявленского), убитого большевиками в 1918 году. Именно с его смерти начинаются жестокие расправы над священноначалием и монахами в ХХ веке. Убийство митрополита Владимира было жестоким — на его теле обнаружено шесть отверстий от пуль и несколько колотых ран — и настолько хорошо подготовленным, что даже братия монастыря не смогла вступиться за своего наместника, а расправа происходила на глазах его келейника, секретаря и нескольких священников.

new_image6_196

Крестовоздвиженский. Был местом упокоения митрополитов.

new_image7_142

Благочинный. "Росписи о Воздвижении Креста — идея братии".

ГДЕ БЬЕТСЯ СЕРДЦЕ ЛАВРЫ

В 1992 году Синод причислил расстрелянного митрополита Владимира к лику святых, а его смерть была названа "жертвой благовонною во очищение грехов". Хотя по сути своей это было предательство с целью ограбления. После окончательного утверждения власти большевиков участь Лавры была решена — в 1930 г. обитель закрыли. В период немецкой оккупации монашеская жизнь в Лавре возобновилась — удалось открыть Крестовоздвиженский храм, где богослужения проводились до 1961 года, пока не началась "хрущевская" кампания по уничтожению монастырей. "Крестовоздвиженский стал первым храмом, который решил восстановить владыка Павел, — говорит благочинный лавры архимандрит Антоний. — Прежде он был усыпальницей митрополитов. Когда в 20-е годы Лавру закрыли, Царские Врата из этого храма были отправлены "за долги" за границу. Находятся сейчас в музее искусств в Лос-Анжелесе. Чудо то, что в советское время была повреждена только одна гробница. Идея росписи притвора храма принадлежит братии. Нам очень хотелось описать историю воздвижения Животворящего Креста Господнего. В храме множество святынь. В притворе находится икона священномученика Пантелеймона, подаренная нам афонской братией в 2000 году. Люди до сих пор получают у иконы исцеление. Здесь же находится еще одна святыня — Киевская Барская икона Божией Матери, написанная на холсте. Ее нашел один священник на чердаке старенького домика, всю черную. Передал монахине, чтобы икону пустили по реке, поскольку совершенно отсутствовало изображение. Но, матушка оставила икону у себя, а спустя время передала в Лавру. Когда образ вставили в подрамник и принесли в храм, то лики на иконе с годами начали светлеть!"

new_image15_22

Фрески. Об истории креста.

Продолжение читайте в следующий вторник.

Читайте также:
В Киево-Печерской Лавре проходит выставка работ заключенных
В Киево-Печерской Лавре состоится Всеукраинский фестиваль колядок и щедривок
В Киево-Печерской Лавре состоялся живой флешмоб
Петиция против переподчинения Киево-Печерской Лавры «Киевскому патриархату» получила массовую поддержку
С помощью email-маркетинга и обмана собирали голоса за передачу Киево-Печерской лавры в УПЦ КП - заявление Информотдела УПЦ
Наместники украинских лавр прокомментировали петицию о переводе Киево-Печерской лавры в УПЦ КП
Проблему Церкви должен решить общий собор конфессий, а не улица – ОБ


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Анастасия Белоусова

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: