Книжное обозрение: Макаревич — о музыке и женщинах, Акунин – о покушении на императора

23 Ноября 2012, 19:07

Что нового и интересного могут почитать украинцы

"ВСЯ ПРОЗА МАКАРЕВИЧА"

Андрей Макаревич

Издательство "Эксмо"
Количество страниц — 381
Обложка — твердая
Язык — русский

Макаревич, сборник "Сам овца": "Нам свойственно переносить на слушателя все тонкости нашего собственного вкуса. То есть если ваш товарищ, как и вы, любит чеснок, то он обязан любить и варенье, потому что его любите вы. Это большое заблуждение. Ваш товарищ ничем вам не обязан и будет с наслаждением жрать груши у вас на глазах. А чеснок вы с ним съедите вместе".

Я давно и трепетно люблю творчество Макаревича, и не раз не совсем трезво горланил ностальгический "Поворот" на его концертах. Более того (чего скрывать), я часто смотрел его "Смак" (пока в передачу не пришел пошлый Ургант) и после даже что-то готовил. Ибо всякий мужчина знает — собственноручно сварганенный ужин — кратчайший путь к сердцу симпатичной феи.

Короче говоря, к Макару я всегда относился с уважением. Потому, признаться, долго не хотел браться за чтение его опусов — не верил, что они будут интересными (ибо хороший музыкант — это не тоже самое, что и хороший писатель). Но все же взялся — один старинный приятель, литературным вкусам которого доверяю безоговорочно (в свое время он подсадил меня на Буковского, Довлатова и Эмиса), приволок мне сборник Макаревича со странным названием "Сам овца". Вручил его он с краткой, но весьма емкой характеристикой: "Хорошая вещь".

И что приятно — не соврал. Книжку ту я проглотил за ночь. И сборник "Вся проза Макаревича" покупал уже целеноправленно — для своей домашней библиотеки. Оговорюсь сразу — всей прозы в ней, увы, нет. К примеру, я очень тосковал, обнаружив, что под обложкой нет моей любимой "Занимательной наркологии" (о том, как надо правильно выпивать и закусывать, чтобы было душевно и хорошо, — с прекрасными комментариями врача-нарколога Марка Гарбера), зато в ней есть та сама "Овца", повесть "Вначале был звук" и рассказ "Евино яблоко".

Так о чем же пишет Андрей Вадимович? Начну с "Овцы". По сути, это чистой воды автобиографическая вещь. О том, как (тогда еще просто Андрюша) открывал для себя волшебство битлов, о первом портвейне  (за 1 руб. 47) и  первой женщине. О друзьях и становлении "Машины". О дружбе с Абдуловым (это о нем: "Все должно быть в превосходной степени: если пир — то на весь мир, если плова — то гора, если водки — то море, если гости — то чтоб сидели друг на друге, если девушка-модель — то чтоб три метра ростом") и баррикадах у Белого дома. И написано все это так нежно, так искренне, что хочется перечитывать строки снова и снова. И знаете, что странно — я родом из другого времени, из другого детства. А все равно все узнается: дворы, игры, пьянки первые друзья и музыка.

И напоследок — мой любимый кусочек из "Овцы": "Однажды мы сидели за столом с Александром Градским и пили шампанское, не помню уже по какому поводу. Вдруг Градский поднес бокал с вином к уху, глаза его затуманились. Потом Градский сказал: "А ну-ка, Макар, вот мы сейчас проверим — поэт ты или не поэт. На что похож звук?" С этими словами он поднес шипящее шампанское к моему уху. Звук действительно напоминал что-то знакомое. "Может быть, шум стадиона?" — неуверенно предположил я. "Ни х...я ты не поэт! — расстроился композитор. — Вода в бачке так журчит!".

Повесть "Вначале был звук" — своеобразная история звука. О природе его рождения. О том, как рождается печальная или наоборот — бравурная музыка.

"Евино яблоко" — история музыканта Егора (в этом персонаже легко угадывается сам Макаревич), который однажды встретил ангела по имени Толик. Рассказ грустный, тяжелый и заканчивается отнюдь не хеппи-эндом. Так что имейте ввиду.

Я не хочу сказать, что Макаревич пишет что-то такое философски глубинное и запредельно умное. Нет. Его истории — по-человечески просты и понятны каждому: в свое время каждый из нас проходил через похожие настроения и мысли.

"В детстве кажется, что вот среди твоих сверстников есть умные и дураки, а взрослые — умные все. Просто не можешь представить себе взрослого дурака. С годами, постепенно перебираясь в стан взрослых, с ужасом понимаешь, что тут-то дураков гораздо больше".

Помните — ведь многие когда-то тоже так думали. Так вот — читайте хорошие, умные книги, и пусть вам на дороге жизни встречается как можно меньше дураков.

"НЕОДОЛИМОЕ ЖЕЛАНИЕ БЛИЗОСТИ"

Януш Леон Вишневский

yanush_leon_vishnevskij__Издательство "Астрель"
Количество страниц — 221
Обложка — твердая
Язык — русский

Сборник эссе от автора "Одиночества в сети" и "Бикини". Небольшие, но очень трогательные зарисовки на тему "все грани отношений между мужчиной и женщиной".

О ЧЕМ. Это истории, как уверяет автор, из жизни реальных людей. О девушке, которая залетела от своего начальника и которую из-за этого уволили, о парне, ушедшем ради ребенка в декрет, о мужчине, умирающем в больничной палате, и том, что чувствует в этот момент его дочь. Читаешь и словно заглядываешь в чужие души. И хочется красного вина, и хочется тепла рядом, чтобы все это пережить. Да, эти эссе кому-то могут показаться излишне сопливыми — не без этого. Но все же читать их надо, чтобы не очерстветь, чтобы понимать — рядом всегда есть те, кому очень нужна твоя помощь.

"ЧЕРНЫЙ ГОРОД"

Борис Акунин

akun__Издательство "Захаров"
Количество страниц — 362 
Обложка — твердая
Язык — русский

В 2008 году французская газета Le Figaro запустила проект, посвященный "Одиссее" Гомера. Руководство газеты предложило выдающимся зарубежным прозаикам (Борис Акунин, Людмила Улицкая, Милан Кундера, Артуро Перес-Реверте, Дуглас Кеннеди — согласитесь, компания просто отменная!) написать рассказ, который начинался бы фразой из Гомера: "Одиссей пошел от залива по лесной тропинке к тому месту, которое ему указала Афина…". В течение лета 2008 года Le Figaro каждый день публиковала эти произведения. Вот тогда — специально для проекта — Борис Акунин написал первую главу повести об Эрасте Фандорине "Охота на Одиссея".

О ЧЕМ. Первоначально роман должен был выйти в середине 2012 года, однако из-за политических протестов в Москве (выборы президента России), активным участником и координатором которых был Борис Акунин, написание романа было отложено. В итоге на прилавках магазинов он появился только сейчас. Действие происходит 14 июня 1914 года. И начинается оно в Ялте. Именно там террорист, член большевистской партии по прозвищу Одиссей, имея с собой снайперскую винтовку Steyr Mannlicher M1895, собирается убить императора Николая II. Естественно, на помощь зовут Фандорина (благо, он был по делам в городе у моря). Он соглашается и уже совсем скоро понимает, что Одиссей его ловко обдурил. И теперь его сердце жаждет мести. Финал книги печален, но предсказуем. Признаться, мне жаль, что Акунин завершил цикл о Фандорине именно таким образом.

"МОЙ ЛЕЙТЕНАНТ"

Даниил Гранин

granin__Издательство "ОлмаМедиа"
Количество страниц — 320
Обложка — твердая
Язык — русский

Эта книга фронтовика о войне. Казалось бы — ну сколько можно: писано-переписано. Но нет — читается запойно и на одном дыхании. Все-таки Гранин в литературе уже не один десяток лет — его первая повесть "Победа инженера Корсакова" (кстати, на интересную тему — о превосходстве СССР над США) вышла еще в 1949-м. И писать пронзительно он умеет — достаточно вспомнить его лирическую "Иду на грозу" и пронзительную "Блокадную книгу".

О ЧЕМ. Я ненавижу читать книги о войне, написанные людьми, которые и пороха-то не нюхали. А танкист Гранин Даниил Александрович еще как нюхал. Потому он и пишет — "война пахнет мочой". И герой писателя — молодой лейтенант — летеха — он настоящий. А не киношно-приторный. Живой мужик. При этом книга Гранина настолько насыщена сильным материалом, что в ней почти невозможно выделить главное — иначе пришлось бы все пересказывать. А это дело — неблагодарное.

Автор:

Панченко Алекс

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования