Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Андрей Билоус: "Я сыграл роль пожилого Сковороды вместо Ступки"

Худрук Молодого театра и режиссер Андрей Билоус (знаменитый Мамай из одноименного фильма) рассказал о звездах театра, о планах, о своих киноролях – казаке Мамае, Григории Сковороде.

1/4

В Киеве настоящая беда с театрами. Бесконечные скандалы в Национальной опере. Объявил о сворачивании работы "Даха" Влад Троицкий. В статусе "бомжа" знаменитый театр на Подоле. До сих пор неясно, останется ли в Киеве Раду Поклитару…  А в это время Киевский Молодой театр презентует новую, третью, сцену. 12 сентября спектаклем "Загадочные вариации" по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта Молодежный открывает свой 35-й сезон.

Реклама

— Андрей, первым спектаклем, который вы поставили в статусе худрука в Молодом театре (после того, как Станислав Моисеев стал "преемником" Ступки у франковцев) оказались "Загадочные вариации" Шмитта. Это пьеса,  специально  написанная для Алена Делона. У вас играют тоже звезды – Алексей Вертинский, Станислав Боклан. Почему именно эта пьеса?

— Сегодня существуют разные толкования понятия "современная пьеса". Кто-то, к примеру, уходит в стилистику документального театра, пишут документальную драму. Шмитт не "летает" в облаках и прекрасно понимает, что живет в эпоху постмодернизма. Драматург использовал весь накопленный до него драматургический опыт для того, чтобы создать эту высококлассную пьесу. Кстати, я не думал, что "Вариации" станут первой пьесой, которую я поставлю в Молодом. И даже не предполагал, что возьму в работу таких замечательных актеров, как Стас Боклан и Алексей Вертинский.

Когда узнал, что на "Французскую весну" в Киев едет сам Шмитт, решил, что к его приезду нужно "что-то" сделать. Чтобы культовый драматург знал, что мы его любим и уважаем. И вспомнил про эту пьесу. И понял, что для нее у нас есть идеально подходящие исполнители. И мы в очень короткий срок — за два месяца — сделали этот спектакль.

Реклама

— Вы непосредственно общались с этим всемирно известным драматургом, пьесы которого среди самых аншлаговых в СНГ?

— Конечно общался! Сам Эрик-Эммануэль Шмитт произвел на меня колоссальное впечатление при общении. Он простой и незвездный человек, не смотря на его международную популярность.  Это действительно человек мира. Он настолько находится "над" мелочными проявлениями успешности, что сразу проникаешься к нему доверием.  И те два дня, которые он был у нас в Молодом театре, меня покорили. С ним можно говорить на любые темы. Он по образованию философ. Он так много знает про жизнь, что любому человеку было бы полезно с ним поговорить.

— У Эрика-Эммануэля во Франции есть "свой" театр… Тем не менее, говорят, он гораздо популярнее в России, чем у себя дома. Кстати, если сравнивать прогресс в театральном искусстве – в Украине и в России – на чьей стороне, на ваш взгляд, было бы преимущество?

Реклама

— Думаю, не всегда в нашу пользу. Мне звонили недавно сейчас из Театра на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Они хотят приехать к нам на гастроли. Так вот приезжают полностью за свой счет. Не хотят от нас даже денег. Продавайте билеты, говорят, и все! В чем ваш интерес, спрашиваю? Они отвечают: "Нам все оплачивает государство. У нас есть договор, контракт с государством, что мы обязаны поехать на гастроли в другую страну, допустим, в Украину". Поэтому их даже не интересует заработок — их интересует только культурный обмен.  В России есть государственная программа развития национального театра. Эта программа существует в целом комплексе культурного развития страны. И это не просто "отдельные" акции, это целое направление. Там понимают: культура — это продукт, который можно продать даже не за деньги, а за имидж, за имиджевое восприятие страны и т.д. Это — престиж страны.

У нас, к сожалению, такой программы на сегодняшний день нет. Поэтому мы не можем себе позволить ни гастроли, ни каких-то масштабных постановок.

Между тем, я все-таки пригласил сейчас на постановку в Молодой режиссера из Лондона Кэролайн Стейнбейс. И это благодаря Великобритании, где существует программа точно такая же, как и в России: программа развития и распространения своей, национальной культуры по всему миру. "Им" выгодно, чтобы "мы" знали о них. Чтобы мы видели их спектакли, читали их книги, смотрели их пьесы. Они системно вкладывают в это деньги.

— Какую пьесу ставит у вас в театре британский режиссер?

— Это пьеса "І мені вже однаково, як ти там" Оксаны Савченко.  Эту пьесу выбрал лондонский театр Royal Court, у которого существует программа отслеживания самых интересных пьес во всем мире. Молодые таланты выискивают и дают им возможность свои пьесы поставить на сцене. И таким вот образом об этой пьесе узнали в Британской Раде в Украине.

— Давайте вспомним ваш первый фильм "Мамай" режиссера Олеся Санина? Что для вас значит эта картина? Какие трудности были на сьемках? Быстро ли укротили коня? И часто ли отказываетесь от кинопредложений и сериалов сейчас?

— Этот фильм — какой-то феномен! Его мало кто видел. Но о нем все знают и все о нем говорят. У меня в каждом интервью спрашивают об этой роли. Хотя он не был в прокате. Его не показывают по ТВ. Это поэтическое кино. Была попытка соединить разорвавшуюся цепь времен. То, что было в кинематографе сделано Осыкой, Параджановым. Ведь было же такое замечательное явление — украинское поэтическое кино. И вот Санин сделал такое кино.

Попал я в фильм достаточно просто. Потому что мы дружили с Саниным на почве украинской автентики. Мы занимались фольклором. Изучали игру на "умерших" народных украинских инструментах. Изучали изготовление этих инструментов. Поскольку казак Мамай с кобзой, а я в то время только сделал себе кобзу и изучал "по нотам" последнего достаточно известного слепого кобзаря в Украине.

Сыграло роль не только то, что я был "молодой подающий надежды актер", но и то, что я к тому времени уже сыграл главную роль в кино. Это была роль Григория Сковороды…  И, очевидно, я подходил для роли Мамая. Просто как человек, который проникнут украинской культурой, украинской мелодикой, фольклором. А так и есть! Мы изучали тогда украинские народные песни, народную живопись. Я жил в этом мире. И само собой получилось, что снялся в главной роли в "Мамае".

— А напомните, в каком фильме вы сыграли великого украинского философа Григория Сковороду?

— Этот фильм называется "Пейзаж души после исповеди". Я учился тогда на втором курсе. И меня пригласили сняться в этом картине. Важный момент: сам Богдан Ступка должен был играть Сковороду — уже пожилого, перед смертью. А я — Сковороду в юности. И меня подбирали по той причине, что я режиссеру показался чем-то похож на Ступку. То есть я, по его мнению, мог бы быть "молодым Ступкой".  Естественно, потом это все переигралось. То ли у Ступки не было времени? То ли по сценарию они в чем-то не сошлись с режиссером? Я этого не знаю. В общем, сценарий переписали. И мне пришлось играть Сковороду в старости. Это был 1994 год. Философский фильм получился. Его раньше часто показывали по ТВ.

— Уже год вы возглавляете Молодой театр. А в этой труппе работает супруга бывшего худрука Станислава Моисеева – актриса Римма Зюбина. Как складываются отношения нового руководителя и этой "примы" театра? Следует ли ей рассчитывать на новые роли и на статус первой актрисы при новом главреже?

— Если честно, я не очень-то приветствую понятие "прима". Мне кажется, оно осталось в XIX—XX веках. Есть ведущие актеры. То есть те, на ком держится репертуар. Сегодня Римма Зюбина — одна из таких актрис. На ней держится репертуар. И многие спектакли, в которых она играет роли (иногда даже не главные), они в репертуаре. На нее ходит зритель. Она любима зрителем. Сейчас она репетирует одну из главных ролей в нашем премьерном спектакле "Ангельская комедия". Мы с ней редко видимся и редко общаемся. При этом у  нас абсолютно нормальные отношения.

— А ждать ли зрителям новых ролей таких любимых артистов как Тамара Яценко, Лилия Ребрик, Алексей Вертинский, Станислав Боклан?

— Безусловно! Вот у меня документ на столе лежит с отметками напротив фамилий (показывает большой разграфленный лист) — по количеству спектаклей. Мне нужно, чтобы против каждой фамилии стояли отметки. Чтобы каждый актер имел роль, репетировал, работал, развивался. Этим я занимаюсь. На самом деле это сложно. Потому что труппа большая, индивидуальности разные.

— В таком случае расскажите подробнее о планах театра на будущий сезон.

— Что касается планов… Есть большая и малая программы. Расскажу о большой. 5-6 октября премьера английского режиссера Кэролайн Стейнбейс по пьесе драматурга Оксаны Савченко "І мені вже однаково, як ти там". Возможно, спектакль будет иметь другое название (но пока так). Вслед за ним в ноябре Лев Сомов представит спектакль по пьесе знаменитого итальянского драматурга Аннибало Ручелло "Фердинандо". Сомов сделал на основе пьесы свою версию — "Ангельская комедия".

К Новому году готовим мюзикл для всей семьи "Принцесса Лебедь". Молодой режиссер, студент Эдуарда Митницкого и мой в том числе, — Илья Пилюк. Он сам написал пьесу-сказку. К февралю планируем премьеру по пьесе Фридриха Шиллера "Коварство и любовь". И к закрытию сезона выйдет пьеса, которую поставит Тарас Криворученко, "Метод Гренхольма".

У нас еще будут некоторые другие проекты – знаковый поэтический вечер к 200-летию Тараса Шевченко, когда мы объединим раннюю поэзию Кобзаря с текстами молодого поколения украинских поэтов начала XXI века, пригласив их выступить в нашем театре. Планируем проект "Молодой театр, молодой фестиваль", где хотим собрать не только лучшие режиссерские работы молодых за последнее время, но и расширить диапазон, включить новые номинации. Поскольку открываем третью сцену — Микросцену. И эта сцена предназначена как раз для дебютов, для молодых.

— В театре мне сказали, что вы, несмотря на должность, так и не обзавелись жильем в Киеве, живете где-то за городом. Это правда?

— Так получилось, что я десять лет работаю в Киеве и, по сути, являюсь киевлянином. Но здесь у меня нет квартиры. Мой отец военный, и так получилось, что мы скитались по всему свету. В общем, квартиры в столице у меня нет, и заработать на нее в театре невозможно. Потому я как бы "бездомный". Езжу из Василькова. Много времени занимает дорога. А если вспомнить прошлую зиму, когда пришлось ночевать в поле, то… А режим в театре такой, что иногда нужно и после спектакля остаться. И ночью возвращаться домой приходится. Всякое бывает.

— Ваша жена актриса? Она работает в этом театре?

— Жена по образованию актриса. Но в профессии она не работает. Я сумел ее отговорить от этой затеи: мне так жалко актрис и еще больше жалко актеров, потому что это настолько жестокая, неблагодарная, нервная и ужасная профессия, что можно всю жизнь сидеть и ждать своей роли и так никогда ее и не дождаться.

Хорошо, если у тебя муж — художественный руководитель театра. Но в данном случае я не хотел бы использовать свое служебное положение для того, чтобы помогать карьере супруги. Ни одного дня после окончания института она не работала в театре. Невозможно было просто в то время, а это был 1999 год, устроиться в театр. А я учился режиссуре. И нужно было снимать квартиру, за что-то питаться. Поэтому она и приняла неженское, мужественное решение, сказав: "Иди учись, а я пойду работать!" Так и работаем на разных "фронтах". У нас двое детей — две дочери. Одной 9 лет, она пошла в 4-ый класс. Второй — два года. И это моя маленькая принцесса… 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять