Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Фантастические киномиры Крыма: от Эвура до Саракша

"Подземелье ведьм" спрятали под Мангупом, поверхность Венеры снимали на Ай-Петри, экспедицию Дар Ветра отправляли из "Артека", а Кассиопею нашли под Керчью

Планета Саракш. Крымский пейзаж после компьютерной обработки. Кадр из фильма
Планета Саракш. Крымский пейзаж после компьютерной обработки. Кадр из фильма "Обитаемый остров"
Город мутантов. Статуи среди заводских развалин в Керчи. Кадр из фильма
Город мутантов. Статуи среди заводских развалин в Керчи. Кадр из фильма "Обитаемый остров"
Казантип. В заповеднике разыграли генеральное сражение из фильма
Казантип. В заповеднике разыграли генеральное сражение из фильма "Обитаемый остров". Фото: М. Львовски
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Обитаемый остров"
Старт астронавтов из Белогорска. Кадр из фильма
Старт астронавтов из Белогорска. Кадр из фильма "Подземелье ведьм"
Сергей Жигунов в фильме
Сергей Жигунов в фильме "Подземелье ведьм"
Над Ялтой выстроили средневековый город на безымянной планете для фильма
Над Ялтой выстроили средневековый город на безымянной планете для фильма "Трудно быть богом". Фото Т. Жемчуговой-Бутырской
"Трудно быть богом"
"Отроки во Вселенной". Репетиция съемки первых шагов по Вариане. Фото: Г. Зеленин
Вариана. В кадре уже космическая реальность. Кадр из фильма
Вариана. В кадре уже космическая реальность. Кадр из фильма "Отроки во Вселенной"
Экранизацию романа Ивана Ефремова
Экранизацию романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды" (1967) с Николаем Крючковым в роли командира звездолета "Тантра" можно назвать первой космической одиссеей украинских кинематографистов, так как проект был осуществлен силами студии им. Довженко. Все сцены земного будущего с клятвами и проводами космонавтов сняты среди спальных корпусов и на стадионе в "Артеке". А Центр связи с внешними станциями, которым заведует Дар Ветер (Сергей Столяров), соорудили на пляже рядом с гротом Шаляпина, и на столе у него можно заметить нечто похожее на ноутбук. Фото: кадр из фильма
Фильм Павла Клушанцева
Фильм Павла Клушанцева "Планета бурь" (1961) полвека назад не только удивил неискушенных в киноэффектах советских зрителей, но и поразил Голливуд уровнем и секретами комбинированных съемок. Совместная советско-американская экспедиция отправилась к Венере. Приводнение космического вездехода на воздушной подушке и пролеты над поверхностью планеты снимали на Южном берегу Крыма. Макет поверхности делали на Ялтинской киностудии, а потом устанавливали его на каменистом плато Ай-Петри. Фото: кадр из фильма
Фильм Павла Клушанцева
Фильм Павла Клушанцева "Планета бурь" (1961) полвека назад не только удивил неискушенных в киноэффектах советских зрителей, но и поразил Голливуд уровнем и секретами комбинированных съемок. Совместная советско-американская экспедиция отправилась к Венере. Приводнение космического вездехода на воздушной подушке и пролеты над поверхностью планеты снимали на Южном берегу Крыма. Макет поверхности делали на Ялтинской киностудии, а потом устанавливали его на каменистом плато Ай-Петри. Фото: кадр из фильма
Режиссер Ричард Викторов спустя шесть лет после звездной экспедиции к Кассиопее снова вернулся в Крым для работы над фильмом
Режиссер Ричард Викторов спустя шесть лет после звездной экспедиции к Кассиопее снова вернулся в Крым для работы над фильмом "Через тернии к звездам" (1980). Реальность земного будущего через триста лет и сооружения планеты Десса создавали на Ялтинской киностудии. Нийя (Елена Метелкина) — девушка-клон из другого мира смущала землян своей непосредственностью, обнажаясь на пляже у Гурзуфских скал, а следы загадочной цивилизации ученые изучают на Эски-Кермене. Пейзажи Восточного Крыма дополняют картину спасенной Дессы в хеппи-энде. Фото: кадр из фильма
1/14

В поисках ландшафтов для инопланетных миров кинематографисты чаще всего останавливались на выборе крымской натуры. Географическое разнообразие с разъездами в радиусе всего лишь200 кмпозволяло режиссерам оживлять крымскими картинками павильонные декорации Венеры, Луны, Марса, а также любой выдуманной реальности.

Реклама

Так почти на 9 месяцев Крым для Федора Бондарчука и его съемочной группы превратился в планету Саракш, придуманную братьями Стругацкими. "Обитаемый остров" (2008) остается беспрецедентным по количеству локаций, декораций, техники и массовки проектом кинофантастики, который когда-либо снимали на полуострове. В Крым Федор Бондарчук привез 9 тонн оборудования, костюмов и фрагментов декораций, в том числе 1700 костюмов и 400 пар обуви! Одни из самых впечатляющих эпизодов — город мутантов-изгоев — снимали в Керчи.

Подходящие декорации для этого Бондарчук присмотрел на старом металлургическом заводе им. Войкова. Там художники-декораторы создали несколько фантасмагорических площадок — со статуями и дворцами. В кульминационной сцене разграбления имперской столицы участвовало более 300 жителей Керчи. С северо-востока кинематографисты двигались на юг: автопоезд беженцев снимали на территории карьера возле Старого Крыма, падение летательного аппарата Мак Сима — на берегу в районе села Морское, его романтическое свидание с Радой Гаал — у фонтана возле Массандровского дворца, базу гвардейцев — в Инкерманском карьере, поиск "зверья" с участием Зефа и Вепря — в горном лесу над Алупкой.

Завершалась экспедиция съемками грандиозного танкового сражения — в заповедной зоне, на мысе Казантип. Эта самая масштабная сцена с использованием военной техники. Там столкнулись в решающей битве армия Неизвестных отцов с силами сепаратистов. Двенадцать танков и самоходок будущего с лазерными установками и огнеметами — это же 2157 год — подготовили к съемкам на танково-ремонтном заводе в Харькове. Специалисты конструкторского бюро продумали для них инопланетный дизайн. А еще сотни боевых машин "дорисовали" компьютерной графикой. К месту съемок часть бронетехники прибыла своим ходом, часть доставили на специальных платформах с тягами.

Реклама

ЭВУР: ЖИГУНОВ В ПОИСКАХ ПОДЗЕМЕЛЬЯ ВЕДЬМ

Фильм Юрия Мороза "Подземелье ведьм" (1990) снят по одноименной повести Кира Булычева, где действия разворачиваются на исходе XXI века. Главного героя астронавта Андрея Брюса (Сергей Жигунов) с напарником Жаном Лемотом (Николай Караченцев) отправляют на таинственную планету Эвур, чтобы выяснить причины, по которым там нарушены законы эволюции: кочевые племена людей оказались в одном пространстве с мамонтами и птеродактилями. На экране во всей красе представлен не только Крым с горными и степными пейзажами, но и на пике своей физической формы Сергей Жигунов — специально подкачавшийся к роли советского Рэмбо. Тогда актер рассказывал, что его герой символизирует "добро с кулаками" и им восхищаются подростки: "Одноклассники дочери просто задыхаются, когда видят фотографии со съемок". В год выхода картины постеры с изображением Жигунова висели на стенах у каждого второго школьника и составляли конкуренцию фотографиям Сталонне и Шварценеггера.

Битву между племенами в начале фильма снимали в окрестностях Коктебеля — в Тихой бухте и на склонах горы Кучук-Янышар. Лабораторию пришельцев и исследовательскую базу землян разместили у подножия Белой скалы возле Белогорска. Туда вторгается вождь племени аборигенов Октин-Хош, которого сыграл Дмитрий Певцов. Ландшафты Эвура дополняют крипты пещерного города Эски-Кермен и озеро у подножия Мангуп-Кале, где собственно и находилось "подземелье ведьм". Фантастическая история заканчивается хеппи-эндом — звездолет (задекорированный фюзеляж, списанного истребителя), готовый к отлету, и объятия Брюса с Белогурочкой (Марина Левтова) снимали на фоне опять же Белой скалы под песню "Я и ты" тогда еще начинающей певицы Маши Распутиной.

Реклама

АРКАНАР: КАРАТИСТ СПАСАЕТ ПЛАНЕТУ

Для экранизации повести братьев Стругацких "Трудно быть богом" (1989), за которую взялся немецкий режиссер Петер Фляйшман, на Поликуровском холме в Ялте выстроили грандиозные декорации — фантастический город Арканар. А пространство вокруг него снимали в Белогорском районе у Белой Скалы и на Мангупе.

"Все сооружения были в натуральную величину, — рассказывает Тамара Жемчугова-Бутырская. — И когда мы, актеры, надевали игрвоые костюмы и входили на территорию города, то как будто на машине времени переносились в другую реальность. Я ведь на эпизодическую роль попала курьезным образом, да и роль эта курьезная. Изначально я на картине работала как бригадир массовки, и когда зашла к режиссеру доложить, что у нас все люди подобраны — он воскликнул: "А вот и наша проститутка!". Я была возмущена, готова была устроить скандал! Но оказалось, что они никак не могли подобрать актрису на роль стареющей путаны, которая живет в этом Арканаре. Кстати, и без этого на съемочной площадке сандалов хватало. Ведь братья Стругацкие хотели, чтобы снимал фильм советский режиссер, но проект отдали немцу, потому что он смог обеспечить хорошее финансирование. Ну и у них отношения совсем разладились — братья никак не могли повлиять на Фляйшмана, который снимал из расчета продажи ее на западном рынке, и возможно поэтому в главной роли Руматы Эсторского был утвержден им никому из нас не известный польский каратист Эдвард Жентара, которому пришлось перевоплощаться в образ ученого Антона и действовать как разведчику на планете, живущей по средневековым законам".

Кстати, в декорациях Арканара через год свой фильм "Новые приключения янки при дворе короля Артура" снимал киевский режиссер Виктор Гресь.

КАССИОПЕЯ: ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ ПИОНЕРОВ ПОД КЕРЧЬЮ

За пейзажами планеты Вариана в созвездии Кассиопея режиссер Ричард Викторов со съемочной группой фильма "Отроки во Вселенной" отправился на южное побережье Керченского полуострова. Кинематографистов благодаря связям героя-космонавта Георгия Берегового, который был консультантом картины, пустили на территорию военного полигона на мысе Опук. После многократных артиллерийских стрельб там вся земля была в воронках, и на фоне скудной, почти пустынной горной местности рядом с морем все это казалось кратерами от упавших метеоритов. Особый, причем естественный, эффект поверхности Варианы добавляла почва с высокой концентрацией соли.

"Когда мы из Ялты привезли туда челнок звездолета "Заря-1" и "варианскую" технику, ощущения были — словно сами десантировались на другую планету, — рассказывает инженер-конструктор Ялтинской киностудиии Валерий Павлотос. — Все модели были сделаны в натуральную величину по эскизам замечательного художника Константина Загорского, и это создавало иллюзию инопланетной реальности. Из спускаемого модуля звездолета выходили ребята после посадки на Вариану, а по склону горы Опук ездила "Варианская машина" — одноколесный экипаж, транспорт аборигенов. В такой капсуле, похожей на веретено, размещались два инопланетянина. Секрет всей конструкции состоял в подвижной опорной каретке, которая перемещалась на роликах по швеллерам. Экипаж приводился в движение стальным тросом, спрятанным в грунте, и буксировался обычным автомобилем".

НАШ СЕКРЕТ НЕВЕСОМОСТИ

Конструкторское бюро Ялтинской киностудии, которое возглавлял Валерий Павлотос, почти для всех фантастических фильмов советского периода было "кузницей спецэффектов" и центром создания инопланетной техники. Еще в 71-м Валерий Павлович для картины "Москва — Кассиопея" придумал свой вариант невесомости: "Тогда все были под впечатлением фильма Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея", получившего "Оскара" за спецэффекты. Особо впечатляли кадры прохода стюардессы по стенам и потолку отсека звездолета. Режиссер Ричард Викторов поинтересовался, смогу ли я сделать что-нибудь подобное? Я нескромно ответил: у нас будет круче! В итоге мы придумали "Коридор звездолета", где юные космонавты без дублеров бегали, прыгали и летали. Эта декорация была установлена на 12 роликовых опорах, что позволяло вращать ее на 360 градусов в горизонтальной плоскости. Кинокамера жестко закреплялась в дальнем конце коридора и вращалась вместе с ним. А космонавты бежали прямо на объектив. Эта сцена снималась в четыре приема, и таким последовательным образом нам удалось добиться "невесомости" не для одного персонажа в кадре, как у Кубрика, а сразу для трех "космонавтов"! 

"ИНЫМ" НУЖЕН АДРЕС ЗЕМНОЙ

"Фантастику невозможно снимать без конкретной привязки к месту действия, — говорит киновед Юрий Иваниченко. — Оно может быть сколь угодно удаленным от привычного (космос, иные миры, будущее, глубины океана), но должно иметь зримые очертания и конкретику. Даже радужные блики, туманы, спирали как антураж перехода должны быть визуализированы, поэтому кинематографистам нужна натура. И по части выбора "фантастических" ландшафтов на просторах экс-СССР с Крымом могла конкурировать только Камчатка, но она слишком далеко от Москвы и Киева.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять