Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Секреты телешоу: как пишутся сценарии

В "Зважених та щасливих" пытались побить автора выпуска, а в "Битве хоров" режиссируют любовь

Украинцы уже привыкли к многочисленным реалити-шоу, талант-шоу и юмористическим передачам. Но мало кто знает, что для удачного эпизода нужны не только яркие герои, но и хороший сценарий. В интервью украинскому арт-журналу мировой сценарный гуру из Америки Линда Сегер сказала: "Считается, что сценарист — нахлебник, который левой ногой быстренько накатал забавную историйку, да еще, наглец, требует за это огромные деньги. Становится модным кардинально менять авторский замысел, характеры героев. Профессия сценариста постепенно теряет уважение... Но я уверена в одном: какой сценарий — такой и фильм". Мы решили разыскать наших ТВ-драматургов и выяснить, действительно ли они получают "огромные" деньги и насколько востребованы в нашей стране сценаристы.

СЕРИАЛЬНАЯ БАНДА: "СЦЕНАРИСТА ЖДЕТ БЕЗДЕНЕЖЬЕ, ПОТОМУ МЫ ЕЩЕ И АРТИСТЫ"

Реклама

3_05
Крутоголов в роли кассирши, Бережок — буфетчица Нина и Гашенко — диспетчер Ирина. Из архива "Банды Дизель"

"Банда Дизель", в которую входят бывшие кавээнщики Егор Крутоголов, Евгений Гашенко и Александр Бережок, работают и актерами, и сценаристами в юмористическом сериале "Путевая страна" на телеканале ICTV. Главный из "Банды" — Егор Крутоголов — считает, что только сейчас настало время сценаристов, поскольку "зрители задумались, наконец, о качестве контента". Но участь авторов в Украине непроста. "Чтобы вырос правильный сценарист, он в начале должен писать, писать и писать, — уверяет Егор. — И лишь лет через 10 такого труда можно будет говорить о том, что сценарист родился. Люди, которые хотят стать на эту стезю, должны понимать: сначала их ожидает безденежье и долгие поиски спонсора, способного оплатить то, что они создали. Именно поэтому многие наши сценаристы, в том числе я, работают и как артисты. Конечно, материально выгоднее написать сценарий полнометражного фильма. Но среди украинцев таким почти никто не занимается. А в сериале за одну серию можно получить от $2000 до 5000". 

По словам Крутоголова, сценарист живет в воображаемом мире, о котором пишет, он летает в облаках, не замечая близких. К примеру, играть с ребенком и писать сценарий, невозможно. К тому же сценаристы — народ своеобразный: "Я много раз видел, как сценарист может с серьезным видом выслушать самую веселую шутку и лишь через несколько минут сказать: "Было смешно".

Реклама

Егор убежден, что писать комедии — сложнее всего. "Чувство юмора — врожденное, но развивать его можно. Например, читать анекдоты и смотреть комик-шоу. Конечно же, нельзя обойтись без опыта публичных выступлений. Ставить опыты на домашних и собаках недостаточно. Главное — рассмешить конкретных людей", — заверил нас актер.

СКЕТЧ "ВИТАЛЬКА": "ПИШУ О ТОМ, ЧТО МНЕ БЛИЗКО"

2_21
Виталька. Украинцы полюбили смешного персонажа. Из архива Гарика Бирчи

Реклама

 "Прівєт. А можна з тобою не токо познакомиться?" — фраза Витальки из одноименного сериала на телеканале "ТЕТ" стала уже крылатой. Принадлежит она перу самого Витальки, которого создал и воплотил актер Comedy Club Гарик Бирча. "Я решил соединить две профессии, потому что научиться писать смешно и шутить в целом можно, а вот достойно воплотить, смешно сыграть то, что написано в сценарии, способен не каждый актер. Потому проще писать для себя, под свой типаж, свою манеру. Хорошо, что я не страдаю раздвоением личности. Потому конфликтов с самим собой у меня нет", — смеется герой.

Чтобы рассмешить других людей, убежден Гарик, нужно писать о том, что тебе близко: только так люди поверят. Также важно всегда разделять аудитории, для которых ты шутишь. "Как правило, людей, которые выше по статусу, нужно удивлять, — говорит юморист. — Они вряд ли будут смеяться над простыми шутками. Им подавай юмор, приближенный к их жизни. Например, о финансах. Даже черный юмор имеет место быть, но должна быть подготовленная аудитория: люди ночной жизни или искушенные обычным юмором". По словам Гарика, есть в юморе и запретные темы. Например, лучше не шутить о болезнях или несчастных случаях.

1_08
В реальной жизни Гарик скромный. Из архива Гарика Бирчи

По мнению Бирчи, проект "Виталька" полюбился украинцам из-за образа главного героя: "Не скажу, что Виталька — удивительный персонаж, которому нигде нет аналогов. Просто он получился аутентичным, нашим, близким многим". "В сценарии могу использовать, например, фразу таксиста, с которым когда-то ехал. Причем сохранить его акцент,  — смеется Гарик. — И если съемочная группа засмеялась, значит — в точку!" Актер говорит, что несмотря на свой комичный образ, в жизни он скромный. "В нашей стране много талантливых сценаристов, но большинство из них уезжают в Россию. Если бы наш труд ценился выше в Украине, уверен: такого оттока талантливых кадров не было бы", — сетует Гарик.

РЕАЛИТИ-ШОУ: МЕЖДУ КОНФЛИКТОМ И ЮМОРОМ

__21
Шеф-редактор "Меняю жену": "К реалити зрители уже привыкли". Из архива Е. Кричковской

 "Сценарий в большинстве ТВ-шоу не востребован — живая эмоция и неожиданный поворот всегда интереснее, — уверена шеф-редактор проекта "Меняю жену" на телеканале "1+1" Елена Кричковская. — Если прописывать заранее сюжеты, то получается искусственная постановка с горе-актерами".

По ее словам, впервые документальное реалити на украинских экранах появилось лет 6 назад. За это время зрители привыкли к такому жанру и теперь ждут чего-то нового.

Главная сценарная и редакторская работа в шоу состоит в том, чтобы заложить некий конфликт и подобрать персонажей-антиподов. Например, в проекте "Меняю жену" редакторы, исполняющие роль сценаристов, всегда подбирают семьи со своими устоявшимися взглядами на жизнь, и выводят эту "разность" на первый план. "Мы берем кардинально разных героев, — говорит девушка. — Например, многодетную женщину, которая долго была в декрете, и мечтает о собственном бизнесе, но не знает, с чего начать, меняем с успешной бизнес-леди, у которой нет детей. Они многому могут научить друг друга, несмотря на возможные конфликты. Кстати, ссоры участников часто заканчиваются шутками. Украинцы, по большому счету, — люди добрые и отзывчивые. Им сначала тяжело впускать в свою семью чужих, но через неделю-две они ведут себя доброжелательно".

По словам Елены, после проекта многие семьи продолжают дружить. "Иногда даже удивляемся, что может быть общего у этих людей? В позапрошлом сезоне была у нас верующая семья из Западной Украины и стриптизер из Кривого Рога. По всем прогнозам, этот обмен должен был получиться очень конфликтным. Морально мы готовили и одну, и другую семью. Но они настолько сдружились, что даже после проекта ездили друг к другу в гости", — рассказывает Кричковская.

"ЛАЙВЫ": УЧАСТНИКИ ИНОГДА МСТЯТ СЦЕНАРИСТАМ

__22
Главный сценарист "Взвешенных". "Жизнь — это лучший сценарий". Из архива Н. Щербина
 

"Сценарист и режиссер — как мама и папа программы, продумывают все, что будет происходить с героем: конкурсы, искушения, конфликты — все, что мы называем "лайвами", — делится главный сценарист реалити­-шоу "Взвешенные и счастливые" на телеканале "СТБ" Наталья Щербина.  — Также сценарист должен уметь моментально реагировать на происходящее, ведь мы не прописываем роли и диалоги участников. Например, во втором сезоне одна пара поженилась. Эта любовь не входила в наши планы, но мы "плыли по течению" и разожгли эту искру. Частенько бывает так, что приходится требовать от участника какой-то эмоции, слез. Это жестоко, но я понимаю, что так нужно для проекта. Потому всегда с героями держу дистанцию". 

Иногда участники проекта недолюбливают сценаристов за то, что они придумывают слишком сложные конкурсы, из-за чего те мерзнут, переступают через себя, а иногда и плачут. Потому нередко герои мстят своим "обидчикам". "В третьем сезоне у нас был очень экспрессивный участник Андрей, который пришел к нам с весом за 200 кг, — рассказывает Наталья. — Он невзлюбил стройного и высокого сценариста Женю. Во время испытания, в котором участники пролезли под колючей проволокой по грязи, Андрей с грозным видом направился к Жене. Сценарист бросил все бумаги и кинулся прочь от разгневанного героя. Общими усилиями удалось вернуть Андрея в кадр и избежать драки. Всякое бывает, но после проекта участники, скинув не один десяток килограммов, нам говорят "спасибо".

СОЦИАЛКА: РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДСКАЗУЕМ

img_3905
Дарья. Не раз плакала вместе с героями. Из архива Д. Майбороды

Руководитель реалити-шоу "Дорогая, мы убиваем детей" на телеканале "СТБ" Дарья Майборода долгое время работала сценаристом в этом проекте. Его герои — семьи, в которых детское непослушание переходит все границы. А задача сценариста — продумать план изменений, которые могут помочь родителям справиться с неуправляемыми чадами. "Дальше мы наблюдаем, как эти правила влияют на жизнь семей, — говорит Дарья. — В 70% случаев нам удавалось спрогнозировать результат". С каждой семьей редактор и сценарист работают 1,5 месяца, но и после проекта интересуются судьбой героев.

"Бывают истории, которые имеют и негативные финалы. Зачастую из-за нежелания родителей меняться, — рассказывает Майборода. — Например, в одной семье у мальчика была компьютерная зависимость. Он материл своих родителей, бился в истерике, когда те пытались ограничить время его пребывания за монитором. И эта история не закончилась хеппи-эндом. А все из-за матери, которая не захотела идти нам навстречу".

Но бывают и совершенно неожиданные повороты. "В одной семье мама больше любила своих 11 собак, чем пятерых детей, которые вечно бегали голодные и грязные. Но в итоге она осознала свои ошибки. Сейчас родила шестого ребенка, а собак осталось трое", — рассказывает девушка.

По словам Дарьи, в подобных социальных проектах без участи сценариста не обойтись, хотя многие телеканалы экономят на этой должности. "Без сценариста, который должен еще и хорошо разбираться в психологии людей, герои не смогут даже раскрыться перед камерами. И, соответственно, реалити проиграет в качестве", — уверяет девушка.

Кстати, по данным "Сегодня", в среднем украинский сценарист за свою работу получает 6—10 тысяч гривен в месяц. Зарплата зависит от количества выпусков, над которыми он работал.

ТАЛАНТ-ШОУ: "СЦЕНАРИСТ ДОЛЖЕН РАСКРЫТЬ ГЕРОЯ"

6_
"Битва хоров". Сценаристы с участниками шоу находятся круглосуточно. Из архива Д. Майбороды

Наталья Сукач — не только сценарист, но и креативный продюсер проекта "Битва хоров" на телеканале "1+1". По ее словам, в талант-шоу используются сценарные планы, а не полноценные сценарии. "В нашем проекте, кроме написания текстов для ведущих и порядка выступлений хоров, больше ничего не пропишешь, — говорит креативный продюсер. — Остальное зависит от выступлений участников и оценок судей. Мы можем прогнозировать, что хор окажется самым слабым, а в итоге — он порвет зал".

Наталья убеждена, что талант-шоу пользуются популярностью у украинцев благодаря своей социальности. "Наши люди любят сопереживать, ставить себя на место героев, вместе с ними плакать, — делится девушка. — Потому сценарист должен суметь раскрыть героев. Для этого с ними нужно практически жить вместе, дежурить на репетициях, постоянно пытаясь уловить какой-то важный момент. Мне не раз приходилось настраивать себя на одну волну с участником, плакать вместе с ним. Я не актриса, и потому по щелчку не могу заплакать. Приходится каждый раз открываться. Хотя нужно в определенный момент для себя понять, что в первую очередь — работа, а чувства потом".

__23
Наталья. "Приходится открываться перед участниками". Из архива Н. Сукач

По словам Натальи, самые зрелищные и трогательные моменты проекта никогда не спланируешь заранее, так что в ход идет импровизация. "Я до сих пор не могу забыть, как 17-летний мальчик из хора Наташи Карпиенко признавался в любви 16-летней девочке из хора Златы Огневич. Ему весь хор помогал. Они сделали трогательную постановку в парке, сплели зонты как символ любви. Плакали все: участники, эта девочка и даже съемочная группа, включая меня. Вот такие сценарии не пропишешь, их рождает сама жизнь. Мы просто подчеркиваем и доводим до совершенства", — говорит Сукач.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять