Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

"Утомленные солнцем 2. Цитадель": без кишок, но страшно

А от любовных перепетий — слезы, а начало – ни к селу, ни к городу

Смотрите видео "Утомленные солнцем 2. Цитадель". ТРЕЙЛЕР

В украинский прокат вышли "Утомленные солнцем 2. Цитадель" Никиты Михалкова. Мы посетили первый утренний сеанс: ажиотажа возле касс не наблюдалось (в итоге в зале кроме нас было еще человека четыре), и это при цене билета — 20 грн. Напомним, "Утомленные солнцем 2. Предстояние" завершился сценой, в которой полковник НКВД Дмитрий Арсеньев (Олег Меньшиков) выясняет у майора Лунина (Сергей Маковецкий) местонахождение экс-комдива, а ныне рядового штрафбатовца Сергея Котова (Никита Михалков). И слышит в ответ: "Месяц назад он был в Цитадели".

Реклама

Читайте такжеПоследний штурм Михалкова: Котов, режущий глотки пальцем, Сталин-вампир и измена жены

И вот, действие второй части начинается с окопов, где сидят солдаты (в том числе и Котов), обложившие в кольцо блокады неприступную немецкую твердыню. В это же время прибывший "на командование" новый генерал, основательно приняв на грудь, решает явить свой полководческий гений. Для чего отдает приказ кинуть штрафников в лобовую атаку на крепость. В это же время в окопы прибывает Арсеньев (по приказу Сталина, возжелавшего вернуть комдива в ряды армии). Увидев НКВДиста, Котов раньше времени бежит в атаку, подняв за собой и весь батальон. За ним увязывается и Арсеньев, но, заслышав первые трели пулеметов, бросается обратно и натыкается... на заградотряды: "Какой ты нахер полковник!

Реклама

Мужчины Маруси. Любовник, муж и отец

Все нормальные полковники в окопах укрылись. Беги, штрафник, завоевывай себе героя! Вперед, гад!". После боя (атака захлебнулась кровью) Митя все-таки забирает с собой комдива и по дороге успевает не только в реке искупаться (сверкнув голой задницей), но и рассказать Котову, что его жена жива и для нее он — "говно". После чего вручает Сергею генеральские погоны, его старые ордена и везет к нему домой, где вся родня (включая жену) давно считает Котова покойником. В ходе последующих домашних возлияний экс-комдив выясняет, что жена в нем не нуждается, давно живет с другим (перед этим ее еще и Митя изнасиловал) и обзавелась ребенком. Тем не менее, он тащит ее на сеновал, а утром она от него сбегает.

Не впечатляет Марусю и погоня комдива на белой лошади за ней. В злой тоске Котов кончает двух гопстопщиков, покусившихся на его часы, гуляет на чужой свадьбе, жрет водку, взасос целует какую-то молодуху и отбывает к Сталину. А там получает приказ: "Бросить 15 000 человек, укрывавшихся от призыва, на Цитадель. И положить их всех. В назидание другим трусам". Вооружат смертников палками. Но Котов не из тех, кто отсиживается по кустам. Он лично ведет людей на штурм, не ведая, что встретит в этом аду свою потерянную контуженную дочь Надю (Надя Михалкова).

Реклама

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД ОТ АРИНЫ ШЕВЧЕНКО

С первых минут понятно: "Цитадель" — не "Предстояние" №2, это не клипообразная нарезка эпизодов со взрывами, трупами, которые женская логика упорно не хочет соединять воедино. Теперь все четко, сюжетная линия ведет зрителя то в окопы, то в атаку, то в любовные дебри, потом опять в наступление. А у персонажей наконец-то есть время раскрыться. Тут-то и становится понятно — однозначных героев нет. Тот же комдив Сергей Котов в исполнении Михалкова — и отчаянный вояка, подбадривающий таких же, как и он, штрафбатовцев, которые не хотят идти на верную смерть — брать Цитадель, а потом уже в звании генерала хватающий кол и идущий на крепость. Только так он мог толкнуть на подвиг 15-тысячную толпу "трусов" (так Сталин называл тех, кто отсиживался в оккупации: и на зонах, и за юбкой матери). И лично меня не смущает кол вместо оружия, я просто хорошо помню, как мой дед Ваня, прошедший всю войну до Берлина, вспоминал, как приходилось мочить немцев голыми руками... И тот же Котов — предатель семьи, подписавший после истязаний бумагу, что его жена — агент английской разведки, а он — покушался на Сталина. Вот уж действительно было бы неправдой, если бы комдив не оставил свой окровавленный росчерк, когда пальцы трещат под кувалдой. И жалкий Котов — "На хрен мне такая жизнь — ни жены, ни дочки... Я же пыль!".

А Дмитрий Арсеньев-Меньшиков! Ничтожное зрелище, когда лощеный НКВДист оказывается на поле боя и трусливо пытается сбежать. Там-то и происходит встреча Котова и Арсеньева, и здесь уже пыль и тварь дрожащая как раз Митька. Не последние сволочи у Михалкова и немцы, которым так же чуждо смотреть, как солдатики превращаются в решето: "Я офицер вермахта, а не палач". Не забыл Михалков и о женской скромности: с неба — бомбежка, посреди поля — полуторка, набитая раненными солдатами, а среди них рожает крестьянка Нюра, которую обрюхатил немец. Превозмогая боль и сгорая со стыда, она кричит: "Я еще потерплю!".

Конечно, много моментов предсказуемых: все в этой жизни возвращается бумерангом, плохишам — смерть (Арсеньев таки заработает свою расстрельную статью), а нелепые случайности — и есть судьба (когда из-за паука советский снайпер застрелит немецкого, который, падая, перевернет лампу, из которой вытечет керосин на бумагу, где лежали очки, на них попадет солнечный луч, и Цитадель превратится в пороховую бочку...). Но так бывает и в реальной жизни, когда от трагедии спасает невовремя заевшая молния на куртке... А вот душещипательных сцен сполна — и когда медсестричка Надя Котова бежит по минам к "умершему" отцу-комдиву, наступая на одну из них, и когда Маруся (Виктория Толстоганова) хлещет по щекам бывшего мужа, который предал ее и которого предала она, делив постель то с Арсеньевым, то с приживалой Кириком (Владимир Ильин). Все же трагедию войны переживаешь больнее не когда рвется снаряд, а когда видишь слезы обезумевшей матери, потерявшей на фронте троих детей и полюбившей немца-шизофреника, как сына...

МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД ОТ АЛЕКСА ПАНЧЕНКО

Я шел смотреть "Цитадель", а попал на "Брестскую крепость". Как говорится, на манеже все те же: тут тебе и Андрей Мерзликин, сменивший зеленую фуражку пограничника (в "Бресте" играл лейтенанта Кижеватова) на бесформенный ватник штрафника, и Павел Деревянко, в "Бресте" — полковой комиссар Фомин, здесь — безногий солдатик. Обычно меня раздражают актеры, которые, как тот Фигаро, "и тут, и там", но только не в этот раз. Ибо отыграли они крепко. И пусть сейчас модно пинать ногами Михалкова, я лично делать этого не буду. Более того, скажу святотатственную вещь: мне "Цитадель" понравилась. И мало кто из нынешних режиссеров способен снять такое мощное, сильное и патриотическое полотно. При этом он не делает акцент на вывороченных кишках и черепных коробках с эффектно разлетающимися по чернозему мозгами.

Баталий у него не так уж и много (по сути, две непродолжительные атаки на крепость и один авианалет). Режиссеру куда интереснее подцепить зрителя, показав ему обыденные, а от этого куда более страшные вещи. Генерала-самодура, который, нажравшись водки, посылает всю роту в лобовую атаку: "Кто выживет, тому героя дам!". И при этом вся штабная сволочь, понимая, какое безумие он творит, и пикнуть поперек не смеет. Роды в полуторке, попавшей под бомбежку, когда младенца на свет божий принимают всем миром, дезинфицируя руки дефицитным спиртом и обрезая пуповину опасной бритвой. Снайпера, который неосторожно высунулся из убежища, чтобы отцепить с дула винтовки паучка, и получивший за это пулю в лоб.

Полковника НКВД, который на дне воронки лихорадочно пытается выковырять из-под сознания слова давно забытой молитвы "Отче наш". Для Михалкова война — лотерея, где выжить помогает случай и везение. И где усатый тиран тасует жизни людей, словно карты в колоде. При этом Никита Сергеевич не пытается обелить своего героя: как и все, он слаб — не выдерживает истязаний в застенках и подписывает бумаги, в которых признается, что его жена — предатель родины. Вспомнит он и то, как, будучи 19-летним борцом за пламенные идеи революции, шашкой зарубил монаха, укрывавшего белого офицера. А Сталин еще и напомнит, как он травил газом восставших тамбовских крестьян... Каждому воздастся по заслугам и за грехи. Одни очистятся в безумной гибельной атаке (сильнейшая сцена в фильме), переходя вброд реку. А другие (как герой Меньшикова) получат папочку с делом, тянущим на 9 граммов... Собственно, для этого Михалков и снял свое продолжение. Мысль не нова. Но прописные истины стоит напоминать людям, которым свойственно вечно все забывать. Из того, что мне не пришлось по душе: слабоватая графика. При взгляде на самолеты четко видно, что они нарисованные. Ни к селу, ни к городу и начало фильма: болотный комар летит к окопам и все происходящее зрителю показывают как бы его глазами. Ну и самое слабое актерское звено — Виктория Толстоганова. Истерила она без огонька. Да и фальшивила немало.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять