Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Венедикт Ерофеев: "Отца спасло его несерьезное отношение к "Петушкам"

Сын писателя рассказал, как "выбивал" авторские права у второй жены Ерофеева-старшего и как тот был тайно влюблен в Беллу Ахмадулину

Обложка
Обложка "Петушков". С рюмкой
В доме Венедикта Васильевича всегда были попойки и куча друзей
В доме Венедикта Васильевича всегда были попойки и куча друзей
1/2

НАЧАЛО: Венедикт Ерофеев: "Чтобы быть, как отец, я уходил в запои"

Реклама

Продолжение

— У тех, кто читал произведения вашего отца, было стойкое убеждение, что Ерофеев писал только в трех состояниях: находясь в запоях, в белой горячке и когда отходил от этого в психиатрической клинике Кащенко. Случались ли у него просветы?

— Какие бы процессы в стране ни проходили, все время Ерофеева пришивают ко всему негативному. Но ведь "Москва—Петушки" он писал, будучи совершенно трезвым. Как он сам говорил: писал нахрапом, заперся в каком-то тихом вагончике, потому что жить ему было негде, и там творил. Отец любил создавать о себе мифы, и их часто принимали за чистую монету.

Реклама

У меня собрались к выходу все книжки Венедикта Васильевича — одно московское издательство купило у нас права. Но с ними предстоит еще много работы. Почерк у отца был убористым. Он писал в маленьких книжоночках и заполнял каждую клеточку. Читать его записные книжки очень интересно — там столько афоризмов. Это настоящий клад! Особенно для тех, кто понимает в литературе и философии. Его обыгрывание, слияние низкого и высокого, наблюдения или мнения о писателях… Он вел их с 1976 по 1990 годы. Одну из этих рукописей я нашел в одном московском магазине, где она продается за 1 млн 200 рублей и лежит на витрине.

— А где он обычно писал?

— Творчество снисходило на него в любом месте. У него в карманах всегда были блокнотики, и он мог где-то на коленке записать, если что-то услышит интересное. Или даже стоя. Какую-то шутку или когда что-то приходило ему на ум. А последние годы он был совсем без голоса и писал только в этих блокнотах. Многих нет, но кое-что сохранилось.

Реклама

— У вас была долгая борьба с родственниками за авторские права. Отец вообще как-то готовил вас к тому, что оставит вам свое творческое наследие?

— Он не планировал мне ничего оставлять. В то время он был женат во второй раз на Галине Павловне. Она больная, а я алкоголик. За что нам было воевать? Она говорила, что я рожден по ошибке в наказание Ерофееву, ей и потомкам. Когда она выбросилась из окна 13-го этажа в 1993 году, это не стало ни для кого удивлением. Она же математиком была, рассчитала движение какой-то кометы и выпрыгнула из окна в тот момент, когда она должна была появиться в космосе.

Я был у нее за 12 дней до смерти и пришел в ужас от того, что творится в ее квартире. Рукописи Ерофеева валялись на полу, а на них гадили коты, которых она принесла с помойки. Помню, убрал тогда их повыше на антресоли, чтобы хоть что-то осталось. Когда Галины не стало, авторские права автоматически перешли к ее матери.

Теща Ерофеева владела ими с 1994 по 2000 годы. За это время она подписывала договора на выход переизданий Ерофеева, даже не интересуясь тем, где они будут публиковаться. Главное, что ее волновало — это гонорар, который привозили наличными. Надо отдать ей должное: она звонила мне и выдавала мою часть. Хотя не уверен, что получал половину обещанного. А потом моя нынешняя супруга нашла к ней подход, они подружились, и она отдала нам права на произведения Ерофеева, а сама удовлетворилась квартирой. Хотя я на жилплощадь не претендовал.

— Подождите, вы же говорили, что у Ерофеева никогда не было своего жилья?

— Да, он обитал в квартире жены. А она ее получила как доцент математики. Когда он на ней женился, она жила в маленьком московском переулке, а потом ей дали просторную "двушку", и у Ерофеева появился свой кабинет, куда он смог поставить книги, пластинки и проигрыватель. Последний, кстати, хранится у меня. Перед смертью ему подарили более усовершенствованный проигрыватель, но он его не особо жаловал — любил на стареньком слушать. Классическая музыка была для него противоядием от всего. В его записной книжке, когда умер генсек Леонид Ильич Брежнев, появилась такая запись: "Бегаю от радио к телевизору — там и здесь полно добротной музыки" (смеется).

— Недавно последняя и тайная любовь Ерофеева — Наталья Шмелькова — подробно рассказывала об их романе. Как думаете, отец был счастлив в законном браке? 

— Наташу отец очень любил, но она провела с ним последние годы жизни, а на Галине он женился в 1976 году. Это были его самые беспризорные годы, когда у него ничего не было. Он устраивался в экспедиции, вербовался в узбекские степи. Даже работал бурильщиком в геологической партии в Украине... Мотался по всем экспедициям. Но работал там недолго. Все это можно отследить по его библиотеке: во всех местах, где он бывал, воровал книжки в библиотеках, а там ведь на всех экземплярах стоят штемпеля. У него не было денег, документов, прописки — он скитался по друзьям и товарищам, многие его привечали. Но в какой-то момент ему это все осточертело, захотелось иметь свой угол, свою фонотеку, которую я, кстати, тоже отвоевал восемь лет назад.

— В наши дни популярность писателей измеряется не столько выходом книг, сколько их гонорарами. Чего не скажешь о Ерофееве. У него была крошечная пенсия в 26 рублей. Достойно ли он жил в годы своего успеха?

— Он хорошо зарабатывал и любил похвастаться тем, что у него, наконец-то, есть деньги. Помню, вызовет меня из деревни и говорит: "Дурачок, чего тебе купить?". Но что можно было найти тогда в наших магазинах, когда на прилавках ничего не было? Поэтому мы шли за водкой. Очереди за вином и пивом были разными. Он вставал в одну, я — в другую. И мы были счастливы, если у него на улице Фестивальной получалось взять побольше пива, а у меня на улице Самарской — водки.

— Он не знал меры?

— До того как отец заболел, я не видел его пьяным. Независимо от того, сколько он выпивал, всегда хорошо разговаривал, шутил, острил, был душой компании, и все смотрели ему в рот. Естественно, в последние годы, измученный болезнью, он очень сильно сдал, стал агрессивным. Когда ему делали первую операцию, на него даже наркоз не подействовал.

— Белла Ахмадулина говорила, что давала Ерофееву на лечение. А где они познакомились?

— Это было на Броварской улице, где находилась мастерская ее супруга Бориса Мессерера. Отец к ней очень нежно относился, даже втайне был в нее влюблен. Первая операция у него была в 1985-м, вторая — почти через два года. А Белла давала ему средства на лекарства. Хотя об официальном признании Ерофеева речи тогда не шло. Слава началась, когда его книги стали распространяться в самиздате. Людей тогда различали по интересному признаку: если человек разливал водку и немедленно ее выпивал  — все понимали, что он начитан, и просили у него почитать "Москва—Петушки" на несколько ночей. Слава шла без всякого официального признания. КГБ, может, и поймало бы отца, но поскольку у него не было прописки, его неоткуда было забирать. Можно сказать, его несерьезное отношение к "Петушкам" его и спасло. А в тюрьму он очень не хотел, даже представить не могу, чем лишение свободы для него бы закончилось.

— Общались ли вы с папой в последнее время, когда он уже был смертельно болен? 

— Я его видел за сутки до смерти, когда он был уже без сознания. Ни о каких разговорах речи быть не могло. С января 1990 года и по день смерти 11 мая было видно, что он отходит в мир иной. Сейчас я часто сопоставляю свои слова и поступки с тем, что бы на это сказал он. Если что-то "ляпну" — сразу осекаюсь и представляю в этот момент его лицо.

ДЕТСКИЙ ДОМ — ПЕТУШКИ

Имя: Венедикт Ерофеев
Ро­дил­ся: 24.10.1938 в п. Нива-2, Мурманская обл. (Россия)
Карьера: писатель

Будущий писатель был шестым ребенком в семье железнодорожника, которого репрессировали о сослали в лагерь. Так что детство Венедикт провел в детском доме. Поступал в разное время на филологический и на педагогический факультеты МГУ, но был отчислен за пропуски. Долгое время жил без прописки, сменил массу профессий. В 17 лет написал "Записки психопата". В общей сложности Ерофеев, не считая дневников и эссе, написал 14 крупных произведений. Самое известное из всех — поэма в прозе "Москва—Петушки". Скончался на 51-м году жизни (в 1990-м) от рака горла, похоронен в Москве. Был дважды женат. 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять