Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Голливудский хореограф Дуайт Роден: "Когда Суэйзи заболел раком, я прожил у него две недели"

Хореограф рассказал о том, как спорил с Ленни Кравицем, чем запомнился Принц и о чем говорил наедине с Меладзе

Известный голливудский хореограф рассказал "Сегодня" о том, как спорил с Ленни Кравицем, чем запомнился Принц, чего он испугался при постановке шоу U2, о чем говорил наедине с Меладзе и своем балете Complexions Contemporary Ballet.

Интервью с хореографом Дуайтом Роденом прошло прямо во время репетиции в концертном зале: пока я жду, он заканчивает давать наставления танцорам на английском, показывает новые движения, а один из танцоров переводит его слова на русский тем, кто не понимает. Честно говоря, первое, о чем я думаю — каково человеку, который ставил номера для "Цирка Дю Солей" и рокеров U2, репетировал в Альберт-Холле и в личном домашнем зале Патрика Суэйзи, работается в нашем Доме офицеров — особенно под громкое сопровождение диалогов рабочих, которые, стоя на высоких лесах, меняют лампочки в люстрах? Но его, кажется, совсем не волнует, что происходит вокруг: он полностью сосредоточен на танцорах. Он приехал в Киев всего на несколько дней ради репетиций нашумевшего балета "Великий Гэтсби" с Денисом Матвиенко на музыку Константина Меладзе. Но он вернется в этом месяце в Киев еще раз — 29 ноября, вместе с его балетом Complexions Contemporary Ballet, который покажет шоу во Дворце "Украина".

Реклама

— Дуайт, прошло ровно два года с тех пор, как вы представили постановку "Великий Гэтсби". Я была тогда на генеральной репетиции, которая у вас была в день премьеры, видела весь спектакль. Сейчас же я вижу, что под прежнюю музыку вы разучиваете новые танцевальные сцены. Насколько сильно изменилась постановка за эти два года и чем это вызвано?

— Действительно, изменения вносились неоднократно. Время не стоит на месте, оно позволяет посмотреть на все со стороны. Танец — это ведь развитие, он не может стоять на месте. Честно говоря, я даже рад, что у меня есть возможность что-то изменить. Ведь и я, и зрители, и человечество меняется. Я не говорю, что тот, кто был на премьере два года назад, не сможет узнать, что происходит на сцене теперь. Нет — стержень, история, основные партии и ключевые моменты остались теми же, только к некоторым из них артисты теперь по-другому подходят: где-то с большим драматизмом, а где-то — с меньшим.

— Бывает, что хореографы не до конца довольны результатом, когда смотрят шоу во время премьеры. Вы были довольны "Гэтсби"?

Реклама

— Не слукавлю, если скажу, что да. Я даже себе представить не мог, что такая мультинациональная команда, как наша, когда кто-то что-то говорит, а ты не понимаешь, или тебя не понимают из-за разных языков, сможет выдать такой результат. Мы так много работали, словами просто не передать сколько! А как мы спорили с Константином Меладзе, когда нам пришлось урезать музыку из-за хронометража... Представьте себе ситуацию: мы в студии, его английский недостаточно хорош, чтобы выразить все то, что он хочется сказать, а мой русский... Да какой у меня русский! (смеется). Но эти все трудности только подчеркнули, что ни у искусства, ни у любой другой общей идеи нет ни границ, ни преград, ни отговорок. В итоге я смотрел и думал: вау, это круто! При всем моем перфекционизме, я остался доволен результатом. И дело ведь не только в моей работе в качестве постановщика. Работала целая большая команда людей, которые разрабатывали образы, концепцию, полноценный бренд.

— Вы живете в Америке, но за эти два года репетиции "Гэтсби", большая часть состава которого тут, не прекращались. От артистов нашей оперы я слышала, что когда их приглашают выступать в других балетах за границей, они разучивают постановку по видео, которое им присылают. Используете ли вы как-то современные технологии? Репетиции по скайпу не практикуете?

— О, нет (смеется). Почему-то представил себе эту картину, и меня это рассмешило. Хотя, может, я ретроград, и мне важно ощущать то, что происходит во время репетиций. Мне важно видеть, что артист вживается в роль, а не бездумно заучивает движения, что ему комфортно становиться в ту секунду частичкой одного целого. В моем случае, обычно кто-то есть тут на месте, кто знает все партии, и кто может помочь. Кроме того, Клифорд (один из солистов с команды Родена. — Авт.) приезжает раньше, и может сам проконтролировать.

Реклама

— А вообще, как вы относитесь к вторжению интернета в искусство? Раньше поход на балет был событием: люди покупали билеты загодя, красиво одевались, готовились...Сейчас человеку достаточно зайти в ютуб, чтобы увидеть популярную балетную постановку. Нет ли ощущения, будто технологии наступают на пятки?

— Все это имеет место быть. На мой взгляд, у этого явления есть несколько сторон. Во-первых, ни одни технологии не передадут той живости, страсти, напора и динамики, которую можно увидеть, находясь в нескольких метрах от танцора, ощущая, как содрогается сцена от его прыжков, движений. Но с другой стороны — интернет не может что-то ахти как испортить, он наоборот, скорее, привлечет внимание. Да, часть зрителей посмотрят ролик в ютубе и им будет этого достаточно. Зато они хоть что-то в своей жизни увидят! А вот вторая часть после просмотра заинтересуется больше, и отправится в кассу за билетом. Я рассматриваю это как своеобразную рекламу, даже не конкретной постановки, а балетного искусства в целом.

— У вас есть свой балет — Complexions. Он объездил уже полмира и стал очень популярным. Вы строгий руководитель? Есть какие-то ограничения и табу — набирать вес, служебные романы?

— О, нет, романы уж точно я не запрещаю (смеется). Меня вообще не волнует, кто чем занят в свое свободное время. Для меня главное — это отдача в процессе, насколько человек сконцентрирован на результате. А по поводу комплекции — тут я, пожалуй, тоже не сильно строг. Если вы посмотрите на моих артистов, увидите, что это не совсем стандартные тела танцоров, не те пропорции, к которым привыкли в классическом балете. Есть девушки вовсе не такие хрупкие, какими мы привыкли видеть балерин, а подкаченные или широкоплечие, повыше, пониже... Я специально отказался от этих рамок.

— До того, как руководить балетом, вы сами были танцором. Помните свою первую репетицию в качестве хореографа?

— Это было очень много лет тому назад... Я бы вспомнил даже не просто первую репетицию как руководителя, а первые репетиции с профессионалами, некоторые масштабные проекты, как работа с U2. Когда все взгляды устремлены на меня, а я ведь не знаю универсального рецепта, как ставить танец. Все ждут от меня каких-то ответов, а я их попросту не знаю, поскольку понимаю, что все нужно делать по ходу. И, естественно, это все было страшно. Многие танцоры думают, что режиссер всегда все знает и у него есть на все ответы. Но это не так (улыбается).

— Наверное, когда вы говорили только что о профессионалах, вы имели в виду таких артистов, как Принц и Лени Кравиц. Чем вам запомнилась работа с ними? Какими они были в процессе?

— Это действительно был крутецкий опыт. И даже не потому, что они культовые артисты, которые уже вошли в историю, а потому, что были удивительнейшими людьми и вне света софитов. Так часто бывает: чем выше величина, тем она проще, доступнее, добрее. Принц и Кравиц одновременно и похожи, и не похожи. Похожи они в своей человечной скромности, как бы парадоксально это не звучало — вовсе не заносчивые, какими очень часто бывают звезды. Чем запомнился мне Принц, так это своей добротой. Кроме этого, он был невероятно щепетильным в плане музыки, я такого еще не видел: к каждой нотке, каждому полутончику. У него был очень академический подход, я даже не ожидал такого. Мог бы поспорить, в своих знаниях он куда профессиональней многих известных дирижеров. Он придирался к музыке, но не к людям. Похожие воспоминания отложились и после работы с Лени: он всегда был сконцентрирован на самом высшем уровне, прислушивался к каждому слову... Рассказываю сейчас и понимаю, насколько это непривычно — добрые люди в шоу-бизнесе. Но именно такими я их и запомнил.

— То есть, поскольку вы были постановщиком их номеров, вы ими руководили?

— Это скорее была коллаборация — совместная работа, совместный мозговой штурм. Я был открыт, чтобы принимать их видение, и моя задача заключалась в том, чтобы внедрить его в танец. Они профи в музыке, а я — в танце. Так и взаимодействовали, без всякой субординации, руководить Ленни Кравицем не приходилось (улыбается).

— Говоря об известных людях, не могу не спросить о связи с Патриком Суэйзи. Когда ехала к вам на интервью, прочла статью, в которой он невероятно лестно о вас отзывался. Насколько я поняла, вас связывало больше, чем просто рабочие отношения?

— Действительно, нас связывала настоящая дружба. Глубокие и теплые чувства, которые присущи в отношениях между друзьями, знакомыми сто лет и прошедшими вместе через многое. Так было и у нас с ним: мы могли часами после репетиций обсуждать все, что вздумается, рассказывать друг другу как на духу о всем, что нас беспокоит. Ведь, согласитесь, очень легко дружить с человеком, когда вы веселитесь, когда музыка и все хорошо. А вот когда на душе что-то тяготеет, нам порой становится одиноко. Но с Патриком так не было. Когда я узнал, что он не просто серьезно болен, а смертельно болен (актер умер от рака печени 14 сентября 2009 года. — Авт.), я бросил все дела и примчался к нему домой в Лос-Анджелес. Мы провели где-то две недели вместе: говорили обо всем, завтракали, потом гуляли, смотрели фильмы, старались побольше смеяться, есть что-то вкусное, брать от этого времени все. Он прекрасный артист, я бы сказал, художник. После его смерти мы поддерживаем связь с его женой, иногда списываемся, работаем над тем, чтобы память о нем жила и дальше.

— Искусство, как и все прекрасное, всегда требует жертв. Какие жертвы вам пришлось понести, ради успеха?

— Да, когда я погружался в этот мир, я это отчетливо понимал, что, принимая в дар интересную работу, успешные постановки, достигая каких-то прекрасных результатов, мне нужно будет чем-то поплатиться. Мои жертвы, к счастью, были не столь страшными, какими они бывают иногда у творческих людей, и какими их порой изображают в голливудских фильмах об изнанке балета. Своей жертвой я считаю время. Время, которое я бы мог проводить дома, с семьей, родными, друзьями. Понимаете, я все время в движении, много путешествую, постоянно вдали от тех, кого люблю. Даже когда я дома, я много времени провожу в танцевальном классе, оттачиваю движения, думаю над новыми, и это часто занимает гораздо больше времени, чем работа в офисе, к примеру.

— Бывало ли, что вы ощущали разочарование, что выбрали именно балет, а не работу в офисе ?

— Не скрою, было время, когда я был близок, чтобы сдаться, бросить все. Это бывало даже не сколько от изнурительного графика, а от того, что мне казалось, будто все мои усилия не оправданы. Будто я столько вкладываю в процесс, а вот результат вообще никудышный. Но наступал момент концерта, когда я видел конечную подачу, реакцию публики на мои старания — и все отступало. Да и то, как старается молодое поколение, очень подстегивает и заставляет не стоять подолгу на одном месте.

— Если посмотреть ваш профиль в интернете, с большим трудом догадаешься, что вам 53 года. Очень часто мужчины запускают себя к этому возрасту. Какие бы советы вы могли дать нашим мужчинам, чтобы они могли держать себя в тонусе?

— Думаю, все дело в танце, он омолаживает душу. Ты движешься все время, и в первую очередь в эмоциональном плане. Наверняка вы видели ролики в интернете, как на талант-шоу приходят пожилые люди и танцуют степ или бальные танцы. И сколько есть танцевальных классов из разряда "Кому за...". Это все потому, что, танцуя, вы забываете о возрасте, о том, как вы выглядите, как должны выглядеть, полностью в это погружаетесь. И ко всему, если занимаешься этим делом регулярно, получаешь отличнейшую физическую нагрузку. Не скажу, что сейчас нахожусь на пике своей идеальной формы, но я над этим стараюсь работать (смеется). А если вы о каких-то специальных ритуалах в спа, то я этим не увлекаюсь. Как бы тривиально не звучало, если ты не получаешь физических нагрузок, хотя бы минимальных, то никакие процедуры не помогут.

— Сейчас как никогда востребовано новаторство и эксперименты в искусстве. Как считаете, при таком изобилии форм танца, через 50 лет классический балет будет востребован?

— Безусловно! И речь даже не в том, что будут еще ретрограды, заядлые театралы, благодаря которым эта отрасль будет жить. Дело в том, что классический балет, со всеми арифметически просчитанными движениями — это фундамент танца, без него не будет "отправной точки", того, по поводу чего можно фантазировать. Ведь в моем балете — много contemporary, но на основе классики. Все выдающие танцоры, вне зависимости от того, где они работают, должны знать базис.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять