Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Почему Маяковский играл в рулетку, любил женщину с кнутом и не ставил "запятатки"

Откуда взялись знаменитые строчки "навылет"

В рубрике "Литгостиная" журналист Анастасия Белоусова и писатель Алексей Курилко спорят о произведениях классической литературы. В этот раз мы выясняли, зачем Лилия Брик мучила Маяковского, откуда взялись его строчки навылет и как поэт всю жизнь искал отца.

new_image_442

Реклама

Новатор и бунтарь. Не писал, а делал свои стихи.

— Алексей, честно скажу: Маяковского не люблю. И вряд ли смогу полюбить. Чем больше я окуналась в его жизнь и творчество, тем меньше он мне нравился. "Убирайте комнату, чтоб она блестела. В чистой комнате — чистое тело" или "Все с уважением относятся к коту за то, что кот любит чистоту". От этих лозунгов просто воротит!

— Анастасия, а как тебе "Брошки — блещут на тебе! — с платья с полуголого. Эх, к такому платью бы да еще бы… голову".

Реклама

— Спасибо, видимо, это был комплимент.

— А разве ты никогда не цитировала: "Ведь если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно?" Ты вот сейчас состроила гримасу, а ведь вы, журналисты, пользуетесь теми штампами, которые когда-то были в новинку и которые придуманы им, Маяковским!

— Да, но только Маяк мог обзывать звезды "плевочками жемчужиной"! А за то, что мы цитируем его, пусть скажет спасибо, что вспомнили! Думаю, его вообще скоро забудут. Даже 20 лет назад, когда я заканчивала школу, Маяковского изъяли из программы. У вас тоже?

Реклама

— Ну, я старше тебя на три года, потому мы еще учили тот же "Паспорт": "Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка, но эту…". Конечно, это нам сейчас не близко. Но если бы ты не знала так много о советском периоде и не жила в нем, то просто бы подумала, что Маяк — поэт, который любит нарушать классические каноны, реформатор, бунтарь. Лирику Маяковского даже Ахматова и Цветаева уважали.

— Ладно, поверю, но только ради Ахматовой и Цветаевой! Эти женщины превосходно разбирались в поэзии.

new_image5_232

На спор. Алексей доказал, что стихи Маяковского можно даже петь.

"РЕНО" ДЛЯ ЛИЛИ

— Лирика Маяковского действительно сильна. Прочитав "Письмо Лиличке", ты сразу понимаешь, что этот большой мужик — на самом деле ребенок, а под маской главаря-горлопана скрыт крайне чувственный человек. Это он только бахвалится, когда пишет: "Молнию метнула глазами: "Я видела, с тобой другая. Ты самый низкий, ты подлый самый…" И пошла, и пошла, ругая... Я ученый малый, милая, громыханья оставьте ваши. Если молния меня не убила — то и гром мне ей-богу не страшен". Так вот, на самом деле молния эта его и убила. И называлась эта молния Лилией Брик. Точнее, Лилия добила полуживого Маяковского.

— Так отчего же добила? Лиля Брик 15 лет с ним была… Была и не убила.

— А как она с ним была? Она оставалась жить со своим мужем, с Осей, которого всю жизнь любила. Вот уж кого ненавижу, так это Брик, которая много сделала для популярности Маяковского после его смерти, но так же много и попила ему крови или, точнее, потравила ее. Это при том, что Маяковский все делал для нее: привозил чулки, белье, драгоценности, машины из-за границы... В перерывах между концертами он бегал по женским магазинам. А еще именно у Лили Брик был первый в СССР "Рено" последней модели на то время. Ладно, лучше скажи, Анастасия, что именно тебе не нравится в Маяковском?

— Если бы Маяковский жил сейчас, он был таким же рупором Путина, как тогда — Ленина.

— Нет! Маяковский приветствовал революцию. Он влюбился в нее. И любил ее, как женщину. И когда он понял, что тот же Сталин, Троцкий и иже с ними предали идеалы революции, он поставил "точку пулей в конце жизни". Почему? Потому что предали не просто революцию, предали его любовь.

— Да, самоубийство — вторая причина. А третья — он разрушил семью Лили Брик, был третьим лишним, потому что она его не любила и постоянно мучила. У нее даже целая философия была: чем сильнее поэт страдает, тем глубже его стихи… Ну что это за пример для подражания?

— Понял, тебе не нравится его слабохарактерность, жизнь возле женщины, которая его мучает… Но он любил ее, шел ради нее на жертвы, устраивал истерики, пытался увести от мужа. Классический любовный треугольник.

— Вообще все, за что бы ни брался, он делал со страстью. А в страсти нет мудрости.

— Не будь занудой, Анастасия, что плохого в этом? Даже в самых конформистских своих произведениях он иногда рождал нечто неповторимое. Поехал за границу, чтобы среди прочего сатирически изобразить "загнивание запада". "Бруклинский мост" и другие шедевры своей цели достигали, тут он был мастер. Но даже в стихотворении "Мелкая философия на глубоких местах" поэт остается поэтом: "Превращусь не в Толстого, так в толстого, — ем, пишу, от жары балда. Кто над морем не философствовал? Вода!" Дальше он критикует поэта Светлова, подкалывает писателя Демьяна Бедного, пока пароход проходит мимо Азорских островов, а потом вдруг пишет, как бритвой по сердцу: "Я родился. Рос. Кормили соскою. Жил. Работал. Стал старовать. Вот так и жизнь пройдет, как прошли... Азорские острова". Каково тебе резюме своей жизни? Нет, не пробирает?

— Ну, так себе. А откуда у него этот стиль — строчки навылет?

— Все очень просто. Некоторые исследователи говорят, что он специально его ломал. Кстати, он никогда не писал, сидя за столом. Он ходил по комнате, словно искал и находил какой-то свой ритм. Он вообще не мог сочинять, сидя за столом, а ходил по комнате, беря определенную ритмику: "Вам ли, любящим баб да блюда, Жизнь отдавать в угоду?! Я лучше в баре б***ям буду Подавать ананасную воду!". Помимо аллитерации, тут главное — своеобразный ритмический рисунок, свой такт.

— Хочешь сказать, что в этом была какая-то музыкальность?

— Конечно! Если ты почувствуешь этот ритмический рисунок, то тебе не будет резать ухо ни одна строчка. Именно потому читатели обожали, когда он сам читал стихи.

— Говорят, у него был бас. Женщин, наверное, выносили из зала, когда он начинал декламировать...

dgb1jjliibk

Легендарные строчки Маяка.

ФОБИЯ ДЕТСТВА

— Да они теряли сознание, как фанатки на выступлениях "Битлз"! Маяковский всегда выходил на сцену, говорил: "Здравствуйте, товарищи", потом снимал пиджак, вешал его и закатывал рукава. Это все — молча. Люди ждали. Закатывание рукавов означает, что человек собирается работать, что-то делать. Не зря он написал статью о том, как делать — не творить, а делать! — стихи. И, читая, он словно мастер слов работал, трудился по-настоящему! Как рабочий за станком. Он читал и ходил в такт строчкам. Или размахивал рукой, сжатой в кулак, словно вколачивал строчки, как гвозди, в души людей. А насчет того, что он писал лесенкой, открою не очень приятную подробность: Маяковский не очень хорошо знал правил пунктуации. Любая пауза — новая строчка, и пусть в ней всего лишь слово или пара слов... Он выделял интонационные места и паузы. И в этом его гениальность, хотя он не смог получить хорошего образования: семья была бедной, папа рано покинул семью.

— Бросил?

— Нет, умер от заражения крови. Он был сапожником, проколол палец грязной иглой и умер. Из-за этого Маяковский заработал фобию — заразиться и умереть. Он даже за ручку двери рукой не брался, у него для этого всегда платочек был.

А еще представь: три сестры, мама и, по сути, его воспитывают как девочку, ведь он младшенький. А Маяковский искал отца — точнее, объект, от которого он бы черпал отцовскую любовь. Сначала таковым стал друг Давид Бурлюк, "старший товарищ, неглупый и чуткий", потом он влюбился в Ленина и считал, что он — всем нам отец родной. Кстати, Ленин ненавидел поэзию Маяковского, ему нравилась классика. А до Ленина роль отца у Маяковского выполнял Бог.

— Ой, только не говори, что Маяковский верил в Бога!

— Это была своеобразная вера. Владимир часто писал Ему, ссорился с Ним, мирился, угрожал даже. Занимался богоборчеством, но глубоко в душе он в Него верил. Потом Бога заменили большевики. Как-то его спросили: "Владимир, почему вы беспартийный?". Он ответил: "Потому что я имею массу вредных привычек, которых не должен иметь партийный человек". Так может сказать только идеалист.

РУЛЕТКОЙ ПРОВЕРЯЛ, НУЖЕН ЛИ

— Все это очень хорошо, но только вот зачем стреляться? Причем он пытался убить себя несколько раз, три или четыре!

— Это называется русской рулеткой. Когда в барабане человек оставляет только один патрон и нажимает на курок. Так он проверял, нужен ли еще на этом свете. Да, Маяковский был суицидником. Это болезнь, ее нельзя осуждать.

— Я ее не осуждаю, Алексей, я этого не принимаю…

— Хорошо, но он же не был идеологическим суицидником. У него было обнаженное сердце. Можно сказать, он был человеком, у которого не было кожи. Этот человек был очень раним. Любая критическая статья могла вывести его из равновесия. Косой взгляд женщины, которую он любил, мог ввести в депрессию. Маяковский — слабый человек, который очень пытался быть сильным. В конце концов у него не получилось, и он проиграл. И признал это.

— Мы уже не первый раз говорим о гениях, которые заканчивали жизнь самоубийством. А ведь все от гордыни, когда люди отказываются от Бога.

— Вот Бог его и наказал.

— Да не наказал, что за глупость! Человек сам себя наказывает, а потом все валит на Бога: "За что, Господи, ты меня наказал?"

— Почему бы и нет? Ведь Господь мог бы сделать так, чтобы снова была осечка? Но ты можешь доиграться, не искушай Бога. Зато Маяк не продавался. Не обманывал, но сам обманывался. И написал поэму "Хорошо", когда уже становилось понятно, что все плохо, а будет еще хуже. От души написал. Как-то в Киеве он встретился с молодым журналистом, который высмеял его поэму: в каких облаках вы витаете, Маяковский? Тот ответил примерно так: "Если будет так, как я написал, и мы достигнем коммунизма, то и поэма моя хорошая. А если так не будет, и революция сделана зря, то и поэмы этой не надо. И обсуждать тут нечего!".

new_image3_375

Итог. Проиграв себе, поставил "точку пулей в конце жизни".

"НА СЕРЕГУ ВЕШАЮТСЯ, ОТ МЕНЯ БЕГУТ"

— Знаешь, Алексей, что меня поразило больше всего? Что Маяковского очень многие женщины любили, но он как-то признался своему другу-журналисту: "Вот на Сережку бабы вешаются, а от меня бегут". Почему? Что с ним было не так?

— Видимо, ты Есенина имеешь в виду? Да, женщин у Маяковского было много, но любили они его странно. Короткими дистанциями. А почему? Потому что тот же Сережка, к примеру, за бабами не бегал. За женщинами вообще не надо бегать, тогда они сами прибегут. Более того! При всем том, что Сергея Есенина считают блестящим лириком, женщин он на пьедестал не ставил и даже не очень-то и уважал. А Владимир Маяковский видел в женщине человека, личность! Может, даже более, чем она была на самом деле. Все родом из детства. У Есенина мама специфическая была. Как-то, будучи сильно болен, он вынырнул из беспамятства и увидел маму, которая что-то шила. "Что ты шьешь?" — спросил Сережа. Оказалось, мама шила Сереже саван. Ребенок еще жив, а она загодя... И совершенно другая мама у Маяковского — умная, очень стойкая, жесткая, так как ей надо было совмещать роль и отца, и матери. Мама, которая его невероятно любила. Вообще Есенин и Маяковский — два гения, две глыбы, которые, с одной стороны дополняли, а с другой — противостояли друг другу. Там был дух конкуренции — и среди женщин, и в творчестве. Маяковский, например, издевался над любовной лирикой Есенина. Считал, что не надо поэту "тиндиликать" о любви соловьем. Помнишь? "На затылок нежным жестом он кудрей закинул шелк, стал барашком златошерстным и заблеял, и пошел, что луна, мол, над долиной, мчит ручей, мол, по ущелью. Тиндилинкал мандолиной, дундудел виолончелью. Нимб обвил волосьев копны, лоб горел от благородства... Я терпел, терпел и лопнул, и ударил лапой об стол: "Попрошу вас покороче. Бросьте вы поэта корчить! В испытанье битв и бед с вами, что ли, мы полезем...". И теперь главное! "В наше время тот поэт, тот писатель, кто полезен!". Вот его философия. Хотя проходит время, и он напишет "Про это". Не про секс, нет! Он пишет о любви к женщине. Причем Маяковский осуждал Есенина за самоубийство и переделывал его стих: "В этой жизни умирать не ново, Сделать жизнь значительно трудней". Только вот в итоге сам совершил то же…

— Я это говорю к тому, что, на первый взгляд, Маяк — мужчина-мечта: очень высокий, здоровый, спортивно развитый, знаменитый, деньги есть. Но никому он в итоге был не нужен. И все его женщины почему-то выходили замуж за других…

— В моем спектакле о Маяковском есть замечательные слова из дневников Полонской — последней его девушки, которая практически присутствовала при самоубийстве. Перед тем она была у него в комнате. Он умолял ее остаться с ним. Умолял, как ребенок, остаться с ним хотя бы на две недели, а она сказала: "Я вас не люблю". Хотя перед тем спала с ним около полугода! После этого "нет" она ушла и, спускаясь по лестнице, услышала выстрел...

— В 1920-е годы вообще было модно рушить семейные ценности — это называлось "теорией стакана воды". Отношения между мужчиной и женщиной сводились к удовлетворению потребностей без условностей. Мол, секс — это как стакан воды: выпил и пошел дальше работать на благо отечества.

— И Лиля Брик разделяла эту теорию. Но, в отличие от Лили, Володя всегда любил по-настоящему, до глубины души. Потому женщины приносили ему лишь боль. Первая — Мария из Одессы, вторая — Лиля Брик, потом Вера Полонская и Татьяна Яковлева, которая эмигрировала.

— Это ей Маяковский сделал прижизненный подарок. Каждый год до самой ее смерти она получала от него букет цветов. Бывали годы, когда эти цветы даже спасали ее от голодной смерти.

— Да, так вот. "Как говорят, инцидент исперчен, любовная лодка разбилась о быт, с тобой мы в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид…". Когда пинают Маяковского за то, что он был тряпкой в общении с Брик, мне вспоминается такая история. Володя сидит за столиком в кафе, Лиля Брик купается в мужском внимании, а он ее неловко берет за руку: "Все, увидимся послезавтра". Та выдергивает руку и убегает. Тут он видит маленькую сумочку, которую Лилия забыла, хватает сумочку и собирается бежать, на что сидящая рядом Лариса Рейснер говорит: "Ой, Владимир Владимирович, вы бы еще в зубы эту сумочку взяли и как собачонка побежали за ней". На что Маяковский ответил: "Надо будет — и в зубы возьму, и как собачонка побегу… В любви нет унижения".

new_image4_313

Осип и Лилия Брики с Маяковским. "Володя мне снится, но скучаю я только по Осе", — говорила Лилия.

КОЛЬЦО "Л.Ю.Б." И ЗАПЯТАТКИ

— Да, Алексей, Лилия Юрьевна была роковой для Маяка, той самой женщиной с кнутом. Но, похоже, именно такая ему и нужна была. Ахматова не могла простить Лилю Брик за такие слова: "Маяковский мне иногда снится, но скучаю я по Осе". Раневской говорила: "Ради Осипа пожертвовала бы всем!". А Фаина Георгиевна: "И даже Маяковским?". Брик: "Не задумываясь!". Он любил ее и ненавидел. Знаем о знаменитом кольце, на котором были выгравированы ее инициалы "Л.Ю.Б." (Лилия Юрьевна Брик). И, как его ни крути, получалось слово "ЛЮБЛЮ". Хотя любовь у такой женщины странная.

— Настя, ты еще вспомни, что не она называла его Щеном или Щенком, а он сам так называл себя в письмах к ней. Как тебе такие фразы из его письма к ней: "Дорогой, любимый, зверски милый Лилик! Отныне меня никто не сможет упрекнуть в том, что я мало читаю — я все время читаю твое письмо. Не знаю, буду ли я от этого образованный, но веселый я уже. Если рассматривать меня как твоего Щененка, то скажу тебе прямо — я тебе не завидую, щененок у тебя неважный: ребро наружу, шерсть, разумеется, клочьями, а около красного глаза, специально, чтоб смахивать слезу, длинное облезшее ухо. Естествоиспытатели утверждают, что щененки всегда становятся такими, если их отдавать в чужие нелюбящие руки. Больше всего на свете хочется к тебе. Если уедешь куда, не видясь со мной, будешь плохая. Будь здоров, милый мой Лучик! Целую тебя. Твой Щен Володя". Кстати, я уже говорил, что писал он безграмотно. Поэтому письма и рукописи изобилуют ошибками. В рукописях почти любого его стиха нет ни одной запятой. Все знаки препинания в его произведениях расставлены Осипом Бриком. Черновики своих новых шедевров он отдавал Брику, говоря шутливо: "На, Ося, расставь запятатки".

Полную версию "Литгостиной" можно посмотреть в формате видео

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять