укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Новости экономики Автоновости
14 Октября 2013, 20:40  Версия для печати  Отправить другу
×
Когда за рулем можно будет писать смс и не смотреть на дорогу http://www.segodnya.ua/img/article/4671/12_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/4671/12_tn.jpg Авто Как работают, когда появятся в продаже и насколько безопасны самоуправляемые автомобили
<p>Кофе и газета за рулем. Через 3 года на поток поставят выпуск машин, которые позволят водителю заниматься своими делами во время движения</p>
Кофе и газета за рулем. Через 3 года на поток поставят выпуск машин, которые позволят водителю заниматься своими делами во время движения

Когда за рулем можно будет писать смс и не смотреть на дорогу

Как работают, когда появятся в продаже и насколько безопасны самоуправляемые автомобили

Судя по концептам, которые представили мировые лидеры автопрома этой осенью, не за горами те времена, когда, находясь на водительском сидении, можно будет без риска для жизни читать газету, работать на компьютере и набирать смски — процесс управления машиной полностью возьмет на себя компьютер. О намерении к 2020 году запустить производство машин с автопилотом заявили Audi, BMW, GeneralMotors, Volvo, Cadillac, Toyota, а также компании, в данный момент не выпускающие автомобили вообще — Google и Continental. Добавим сюда еще и производителя электрокаров Tesla — эта компания обещает выпустить самоуправляемый автомобиль всего через три года. Кроме того, израильская компания Mobileye пообещала в ближайшее время выпустить дешевый автопилот для машин, который можно будет установить на любой автомобиль в качестве дополнительного оборудования (как сейчас устанавливают новую магнитолу или парктроник).

Такие машины уже сейчас ездят по дорогам — правда, в единичных экземплярах. Причем эти единицы периодически попадают в аварии. Так что разработчикам есть, над чем работать.

ИЗ ФАНТАСТИКИ. Можно уверенно сказать, что мы вступаем в новую технологическую эпоху, которую, кстати, еще в 60 годах прошлого века предсказали фантасты. Так, в 1958 году писатель Роберт Хайнлайн в романе "Дети Мафусаила" описал современную концепцию развития автотранспортной отрасли: крупные города будут оборудованы робопарками, где каждый сможет выбрать себе машину с автопилотом и подать ей голосовую команду о том, куда ехать. Дальше роботизированная машина все сделает сама — водителю и пассажирам останется лишь откинуться на спинку кресла и отдыхать. При этом фантаст предусмотрел, что в каждом таком робомобиле будет предусмотрен ручной режим — на тот случай, если водитель захочет насладиться процессом управления. Сегодня эта картинка уже не выглядит плодом воображения писателя.

Как ездят такие автомобили? По какому принципу работают? Не врежется ли водитель в столб или другой автомобиль из-за небольшого сбоя электроники?

"Сегодня" постаралась ответить на эти и многие другие вопросы, которые возникают у обычного человека при упоминании о машине с автопилотом.

Первые образцы: робокары создают айтишники

Превращение фантастики в реальность стало возможным благодаря стремительному развитию IT-технологий: появлению геонавигационных сервисов, созданию точных карт улиц, систем распознавания образов (основа искусственного интеллекта) и робототехники. Первые удачные эксперименты по созданию машин с автопилотом были завершены в 2004 году, когда на соревнованиях DARPA Grand Challenge в пустыне был представлен грузовик-робот TerraMax, самостоятельно одолевший 240-километровую трассу. Главной помехой для монстра весом в девять тонн на соревнованиях стали перекати-поле: грузовик, обнаружив их с помощью радара, пытался аккуратно их объехать.

2-google-street-view-car-in-riga_1__

Самоуправляемый автомобиль Google. За один день три раза попадал в небольшие ДТП

МАШИНА-МОНСТР. Первые технологии были рассчитаны для применения военными. Гражданские автомобили существовали преимущественно в виде студенческих и экспериментальных работ. В 2010 году автомобиль Piaggio Porter, переоборудованный фирмой Vislab, совершил путешествие длиной в три месяца от Милана до Шанхая. Выглядел робот настоящим монстром: камеры под лобовым стеклом и с боков, три лазерных сканера на переднем бампере, центральный и боковые сканеры плюс гигантская солнечная батарея на крыше. Это был всего лишь один из удачных концептов, но дальше дело не пошло.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ. Но вдруг произошла сенсация — в марте 2012 года в Неваде вступил в силу закон, разрешающий езду по автомагистралям "автомобилей, которые используют искусственный разум, сенсоры и систему глобального позиционирования, чтобы передвигаться самостоятельно, без активного вмешательства водителя-человека". По слухам, пролоббировала этот закон компания Google, которая завершила испытания авто-беспилотника, автономно проехавшего 1600 км, и 225308 км — с частичным участием человека. По состоянию на осень 2013 года поисковому гиганту принадлежит целый парк роботизированных автомобилей "Тойота Приус".

Не отстает и Европа. Этим летом аналогам автомобилей Google, но производства компании Bosch, разрешили ездить по европейским дорогам. Кроме того, в ближайшее время появятся модели, разработанные компанией Continental (производитель резинотехнических изделий) совместно с лидером сетевого оборудования Cisco. А еще — машина от IBM: тестовая версия, произведенная благодаря сотрудничеству ИТ и автомобильных компаний, уже проехала без каких-либо проблем 35 тыс. км.

Правда, есть и поводы для скепсиса. Так, месяц назад зафиксировано первое в мире ДТП, виновником в котором стал самоуправляемый автомобиль (именно автомобиль, а не водитель). Причем в тот день машина попала в аварию трижды. Хотя повреждения были незначительными, а производитель заявил, что проблема выявлена и решена, осадок остался.

Вопросы безопасности

Алан Мулалли, генеральный директор Ford, которая представила на днях собственную технологию автономности, отмечает: несмотря на прогресс, достигнутый в последнее время, полностью независимые от человека автомобили появятся не скоро. "Нужно протестировать их в различных дорожных условиях. Сейчас есть проблемы во время дождя и снега", — говорит он.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. Ядром системы робомобиля является лазерный светодальномер. Прибор помогает сгенерировать подробную объемную карту окружающего пространства. Затем машина накладывает измерения лазера на высокоточные карты мира и производит различные типы моделей данных, которые позволяют вести машину, избегая препятствий и проблем с законом. Также на борту установлены другие сенсоры, включая четыре радара на переднем и заднем бамперах, камеру рядом с зеркалом заднего вида, датчик системы GPS, блок инерциальных измерений и колесный датчик, которые определяют положение транспортного средства и отслеживают движение.

Руководитель проекта робомобиля Bosch Михаэль Фаустен говорит, что переворот в сфере вождения автомобиля произойдет в два этапа. На первых порах необходимо добиться автоматизации управления машины, которая, однако, будет контролироваться водителем. "Второй этап предполагает, что у сидящего за рулем появится возможность параллельно заниматься другими делами, например, проверять электронную почту", — говорит Фаустен. И начнется он лишь к началу следующего десятилетия.

По словам технического специалиста компании Google Криса Урмсона, безопасность движения такого авто сильно зависит от тщательно проработанных карт поверхности Земли (GPS имеет погрешность в несколько метров). Поэтому перед тем, как отправлять машину в беспилотный заезд, инженеры проезжают по маршруту сами — для сбора информации о территории. При поездке в автономном режиме машина сравнивает данные с предыдущими состояниями, что позволяет отделить пешеходов от таких стационарных объектов, как, например, почтовые ящики или столбы.

Реальность: автопаркинг и дистанция

Несмотря на то, что полноценного автопилота в машинах потребителю придется ждать еще несколько лет, отдельные элементы такой системы уже реализованы в серийных и предсерийных автомобилях. Речь идет, прежде всего, о системах автопарковки и продвинутом круиз-контроле. Так, еще несколько лет назад компания Ford начала продавать автомобили с технологией Active Park Assist, которая умеет сама крутить баранку, вписываясь в свободное место на парковке. В этом году были представлены ее продвинутые версии. Так, система Fully Assisted Parking Aid позволит автомобилю, двигаясь со скоростью до 30 км в час, самостоятельно отыскивать с помощью ультразвуковых локаторов свободное место и заезжать на него. Водитель может во время этой процедуры выйти и наблюдать со стороны. А система Obstacle Avoidance убережет авто от столкновения с пешеходом или препятствием: в ней в качестве датчиков задействованы три локатора и камера.

Отметим, что аналогичные системы предлагают практически все ведущие автопроизводители. Правда, доступны они лишь на дорогих автомобилях (стоимостью от $100 тыс.).

42443_1_5_1__

Автомобиль. Сам ищет свободное место для парковки

НАЧАЛО НОВОЙ ЭРЫ. Однако это — лишь начало того, что называется комплексной системой автомобильной безопасности. В Евросоюзе сейчас реализуется ряд проектов, суть которых заключается в изменении инфраструктуры больших городов. Предполагается, что каждый дорожный знак, светофор, перекресток, камера и паркоместа будут снабжены датчиками, которые будут взаимодействовать с бортовыми системами автомобиля. Машина будет ориентироваться по такого рода "маякам" в пространстве, вплоть до того, что умные системы будут предсказывать опасные ситуации и автоматически активировать газ или тормоз в автомобиле. В том числе машины научатся самостоятельно объезжать пробки и даже подстраиваться под другие транспортные средства так, чтобы экономить топливо (например, если пристроиться в хвост грузовику, то автомобиль тратит на 10% меньше топлива из-за того, что не нужно преодолевать сопротивление воздуха). Отметим, что подобные инициативы появляются не из-за того, что водителя хотят вообще убрать из-за руля, а с целью повышения безопасности дорожного движения. Ведь из-за того, что водители отвлекаются за рулем на смски, звонки, музыку и другие факторы, за год в мире происходит около 1,5 млн. дтп.

Читайте также:
Пейзажную аллею превратили в парковку
Штрафы за езду на красный свет могут вырасти
На Закарпатье иностранец разбил два милицейских авто и сбежал


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Евгений Остапчук
Вы сейчас просматриваете новость "Когда за рулем можно будет писать смс и не смотреть на дорогу". Другие Автоновости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: