Газ наступает и выигрывает: в связи с ростом цен на бензин, в Украине растет количество нелегальных газозаправок

Чем чревата заправка от нелегальных "бочек" и почему нельзя узнать качество газа, пока им не заправишься

Рост цен на бензин и дизель дает очевидные результаты: все больше украинцев предпочитают переводить авто на сжиженный газ. Водителей не останавливает стоимость установки ГБО на машину (от 240 до 1,5 тыс. евро в зависимости от модели авто, производителя оборудования и уровня "гаражности" СТО, где проводится установка): двойная экономия (11 грн за литр пропан-бутана против 22—23 грн за литр А-92) позволит окупить эти растраты меньше, чем за год. В итоге темпы "газификации" в Украине в прошлом году побили все рекорды. Сегодня в Киеве и других крупных городах страны ездит, по разным оценкам, от 25 до 45% машин, которые прошли такую "модернизацию".

"Причина — в соотношении цен разных видов моторного топлива, — поясняет директор консалтингового агентства "А-95" Сергей Куюн. — Если до 2014 года рост рынка сжиженного газа был обеспечен при условии, когда цена газа составляла 60% от цены бензина, то с 2015 года цена газа составляет в среднем порядка 45% от цены бензина. Рынок и раньше развивался, теперь же он развивается вдвое быстрее за счет того, что экономия на использовании газа в авто очень высока. В этом году динамика сохранится, потому что пропан-бутан, по нашим прогнозам, продолжит дешеветь по отношению к бензину и дизельному топливу".

Реклама

НИЖЕ РЫНОЧНОЙ. Чем больше машин ездит на газу, тем больше этого газа они потребляют. "Объемы реализации автогаза сейчас составляют больше трети на рынке автомобильных топлив", — отмечает директор СТО Motor Gas Роман Матвеев. Соответственно, растет число желающих заработать на реализации этого вида моторного топлива. Речь идет не только о расширении инфраструктуры сетевых заправок, но и о появлении полулегальных или вообще незаконных АГЗС, которые торгуют газом по цене ниже рыночной. Так, в столице таких заправочных пунктов специалисты КГГА насчитали порядка 300 — это больше, чем количество легальных объектов газоснабжения! Заправляться из таких "бочек" многим кажется очень выгодно, ведь в стихийной рознице газ может быть дешевле на 2—3 грн.

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ. Нелегальные газозаправки торгуют дешевле благодаря тому, что не платят налоги. Многим нашим согражданам, в силу низкого уровня доходов, это, по большому счету, не важно — людям важнее свой карман. Однако мало кто задумывается, что такие заправки не проходят проверки, а значит, нельзя быть уверенным в качестве топлива, которое поступает в авто.

"В Украине существуют два стандарта качества для сжиженных газов, — рассказали нам в группе компаний "Смарт Энерджи". — Это ГОСТ 27578-87 "Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта" и ДСТУ 4047—2001 "Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления". Автогаз должен соответствовать первому стандарту, а второй регламентирует состав технических смесей, которые больше подходят для бытовых нужд (например, отопления. — Ред.)".

Реклама

Отличаются ПБА (пропан-бутана автомобильный) и СПБТ (смесь пропана и бутана технического) по целому ряду показателей.

Но можно сказать, что ПБА — более "чистая" смесь, адаптированная специально под нужды машины. В СПБТ допустимо меньше пропана, большее содержание серы, жидкого остатка и других "посторонних" компонентов. Согласно исследованию Института потребительских экспертиз (проводилось в октябре прошлого года), сетевые заправки продают потребителю именно ПБА, а "бочки" почти повсеместно торгуют технической смесью.

"Для автомобиля это не смертельно, — констатирует Куюн. — Но лучше, дальше и больше авто проедет все же на автомобильном газе". Например, жидкий остаток СПБТ скапливается в баках и засоряет фильтры, а повышенное содержание серы усиливает коррозию деталей топливной аппаратуры. Газ для авто, в отличие от СПБТ, имеет зимнюю и летнюю марки: зимой в нем должно быть больше пропана, а летом — бутана.

РАЗБОДЯЖЕН И ОПАСЕН

Реклама

Технический газ вместо автомобильного не самый большой недостаток нелегальных заправочных пунктов. "Помимо того, что такие заправки не платят налогов, они отбивают свою привлекательную цену постоянными недоливами, — утверждает Куюн. — На сетевых заправках газовые колонки регулярно проверяются на точность налива, а вот до "бочек" такие проверки не доходят. Поэтому нередки ситуации, когда авто на вроде полном баллоне едет на 30—50 км меньше, чем обычно". Измерить точность налива газа самому практически невозможно: его не пропустишь через мерный стакан и не нальешь в канистру. В отличие от топливного индикатора в бензиновом баке, в газовом баллоне индикация работает очень условно. Так что понять, сэкономили вы или сэкономили на вас, можно лишь по километражу.
Кроме того, реальны риски залить в авто загрязненный, а то и вовсе "бодяжный" газ.

"Резервуары на АЗС должны проходить периодические гидравлические испытания и внутренний осмотр, так как со временем в них накапливаются отложения (влага, конденсат, механические примеси. — Ред.), — рассказали нам в компании Shell. — Недобросовестные участники рынка могут игнорировать эту процедуру. Также водителям могут предлагать некачественный газ, вплоть до подмешивания в конечную смесь непереработанного ШФЛУ — это широкая фракция легких углеводородов (сырье, из которого в процессе переработки можно выделить смесь пропан-бутана)".

Такие эксперименты не слишком хорошо сказываются на здоровье автомобиля.

"Наш сервис сталкивался с тем, что клиентам, которые регулярно заправлялись на таких стихийных заправках, впоследствии пришлось менять большую часть из всей системы ГБО: баллон, магистрали, редуктор, форсунки. По сути, это равносильно тому, чтобы заново установить ГБО", — подчеркивает Матвеев.

new_image2_339

По закону. Можно требовать забор "арбитражной" пробы

ОЦЕНКА ЗА ПОВЕДЕНИЕ

К сожалению, определить качество автогаза до того, как вы им заправились, нереально. Безусловно, на АГЗС должен быть сертификат на реализуемое моторное топливо, и любой водитель имеет полное правило с ним ознакомиться. Но вот понять, соответствует ли залитое топливо этому документу, можно лишь по поведению машины.

"Может загореться значок check engine, который сигнализирует об ошибке двигателя, — перечисляет Матвеев. — Авто может не развивать положенную мощность. Двигатель может заглохнуть через 100 м после заправки. Если такие симптомы присутствуют — вам залили мусор. Специализированные СТО могут диагностировать поломку и выдать заключение, что неисправности ГБО вызваны использованием топлива, не соответствующего стандартам качества. С таким заключением водитель может требовать у АГЗС компенсацию стоимости ремонта".

По словам Матвеева, это может сработать с сетевыми заправками: достаточно чека о покупке сжиженного газа и экспертного заключения. Но серые "бочки" будут всячески отнекиваться от претензий, поэтому чек сохраняйте всегда. А если проблемы с автомобилем возникли непосредственно после заправки — берите свидетелей и возвращайтесь для отбора проб подозрительного газа.

"По закону покупатель имеет право затребовать отбор так называемой арбитражной пробы, — акцентируют в группе компаний "Смарт Энерджи". — Проба соответствующим образом помещается в контейнер, опечатывается, указывается время и место отбора. Обязательно должна стоять подпись оператора АГЗС, который отобрал эту пробу, и самого покупателя. Эта проба передается в сертифицированную лабораторию, которая определяет состав продукции и ее соответствие стандартам". Но, естественно, требовать выполнения закона вы можете только у заправок, по этому закону установленных.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64200.16

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3157.74

Litecoin (LTC)

83.67

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять