Почему в Украине плохие дороги и как это исправить: в Мининфраструктуры ответили на вопросы украинцев

Нормальные дороги в стране могут появиться только через 10 лет

Директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок Министерства инфраструктуры Украины Роман Хмиль в рамках проекта #СпросиМинистерство ответил на вопросы пользователей Facebook.

Куда жаловаться на ямы, сколько долгов у автодора, какой процент средств, выделенных на дороги, оседает в карманах чиновников? Издание ЛІГА.net выбрало наиболее острые вопросы пользователей и ответы Романа Хмиля о настоящем и будущем украинских дорог.

Реклама

- Когда на дорогах появятся автоматические весовые комплексы?

Роман Хмиль: В ближайшее время будет проведен тендер на выбор консультанта по разработке архитектуры системы и технического задания на ее реализацию.

Именно это исследование даст ответ на вопрос, каким образом разместить стационарные весовые комплексы, чтобы максимально эффективно охватить существующую дорожную сеть. Этот подготовительный этап займет 3-4 месяца.

Реклама

Далее до конца 2016 года будет проведен тендер на выбор подрядчика на строительство такой системы по всей Украине, которое начнется в 2017 году.

- Планируете ли вы ввести интерактивную карту дорог с фамилией и имейлом конкретного должностного лица, отвечающего за состояние конкретного участка дороги? Очень хочется персонализации ответственности.

- Сейчас принадлежность дорог прописана достаточно четко: за дороги госзначения, утвержденные постановлением КМУ, отвечают начальники служб автомобильных дорог в каждой области. Их контакты можно найти на соответствующих веб-сайтах служб. Дороги коммунального значения в границах населенных пунктов находятся на балансе органов местной власти и в их ответственности.

Реклама

Идея нанести все контакты на карту неплохая, но это нужно делать силами общественных организаций в рамках проектов на гранты, а также обеспечить в будущем постоянное обновление.

Министерство получило грант и планирует в 2016 году заказать разработку геоинформационной системы для дорог госзначения, которая будет содержать такую информацию. Сейчас составляется техзадание на проведение тендера по разработке такой системы.

- Главный вопрос: когда будут нормальные дороги?

- Сейчас на дороги идет лишь незначительная часть средств, собираемых с акцизов на нефтепродукты. Большая часть этих средств уходит на то, чтоб "залатать дыры" в других бюджетных сферах. Проблема в том, что законодательством не предусмотрено целевое использование этих средств. Чтобы это исправить, необходимо принять законопроект "О Дорожном фонде". По предварительным расчетам, это даст около 30-40 млрд грн в год, которые будут направляться на дороги.

Потребуется минимум 7-10 лет с момента обеспечения ритмичного и достаточного финансирования (50-100 млрд грн в год), чтобы восстановить существующую опорную сеть дорог госзначения. Она разрушалась на протяжении последних 10 лет из-за финансирования на уровне 10% от реальных потребностей и полного отсутствия эффективного контроля весовых норм грузового транспорта.

Восстановление дорог начнется с принятия законопроектов "О Дорожном фонде" №2724 и 2725, а также введения эффективной системы весового контроля (см. Дорожную карту реформ).

- Как происходит перераспределение акциза на топливо, за счет которого должно осуществляться строительство и ремонт дорог? Правильно ли я понимаю, что эти средства сначала поступают в одну корзину, а затем перераспределяются?

- На данный момент все акцизы поступают в общий фонд госбюджета – в "одну корзину". Далее Укравтодор ежегодно предоставляет запрос на средства, необходимые на содержание и ремонт дорог, в Министерство финансов, которое ежегодно представляет на рассмотрение Верховной Рады Украины Бюджетный кодекс.

К сожалению, на протяжении последних 10 лет на дороги выделяется значительно меньшая сумма, чем поступает от акцизов. После этого Укравтодор готовит на утверждение правительства порядок распределения предусмотренных бюджетным кодексом средств (а именно перечень дорог и километраж, которые предлагает ремонтировать). Правительство утверждает этот порядок своим постановлением.

Весь этот процесс сегодня абсолютно непрозрачен для общественности. Это приводит к распределению средств согласно политическим договоренностям, а не по реальным потребностям.

- Предполагается ли децентрализация полномочий и ответственности, а также финансов в вопросе дорог?

- Да, законопроектом № 0954 предусматривается передача дорог местного значения в управление, а затем и в собственность местных органов власти. Также законом о Дорожном фонде предусмотрено автоматическое перераспределение средств, которые будут поступать от акцизов и других источников, на местные дороги пропорционально площади дорог и их несущей способности (категории).

В общем, 65% средств будут распределяться на дороги госзначения, поскольку они обычно имеют большее количество полос, а следовательно, и площадь. А 35% средств пойдут на местные дороги.

- На участке дороги Р-19 (Киевская область) от гранитного карьера ездят щебневозы по 60 т, хотя там установлено ограничение веса автомобилей до 15 т. Дорога разрушается очень быстро, особенно в летнюю жару. Что сделано министерством во избежание разрушения дорожного полотна?

- Министерство инициировало создание новой дорожной инспекции, которая обеспечит эффективный весовой контроль на дорогах, – Укртрансбезопасность. Уже в 2016 году на средства технической помощи ЕС закупается 71 мобильный весовой комплекс, а также восстанавливаются существующие мобильные и стационарные весовые комплексы. Также за средства Всемирного банка планируется закупить и установить до 200 стационарных весовых комплексов. Это позволит реализовать проект автоматического "взвешивания на ходу".

- Кто будет ремонтировать дороги в селах, где бюджета как такового нет?

- Коммунальные дороги могут ремонтировать исключительно из бюджетов местных органов власти. С января 2015 года на эти цели введен дополнительный 5%-ный сбор с подакцизных товаров, продаваемых на АЗС. В 2015 году было собрано около 10 млрд грн, которые можно и нужно тратить на коммунальные дороги.

Проблема только в том, что АЗС есть не во всех населенных пунктах. Поэтому Министерством инфраструктуры инициировано предложение разделить поступления от этого налога в пропорции 50/50. Половина доходов пойдет в распоряжение облгосадминистраций, которые смогут направить их населенным пунктам, не имеющим средств на дороги, а также на областные дороги местного значения.

- Сейчас огромное количество финансов съедают "текущие средние ремонты". На выходе имеем неконтролируемую инвесторскую часть процесса, недостаточно контролируемый процесс выполнения ремонтных работ, отсутствие адекватных гарантийных сроков на выполненные работы. Почему эта практика существует и не было бы целесообразнее выполнять те же работы, но уже как капитальные или выборочные капитальные ремонты отдельных участков автомобильных дорог под существующие потребности и имеющееся финансирование?

- Вы правы, есть планы на будущее вообще запретить текущий средний ремонт. Соответственно, будет только аварийный или капитальный ремонт (промежуточный – с заменой верхнего слоя покрытия – и полноценный).

При капитальном ремонте будет разрабатываться проект, который существенно сузит возможности для злоупотребления.

- Соотношение цена-качество одного километра дороги в Украине довольно низкое. Одна из основных причин – коррупция, откаты... Какой процент денег, выделенных из госбюджета на строительство и ремонт дорог, приводит непосредственно к улучшению качества дорог?

- Сейчас, по оценкам экспертов, эффективность затрат денег, выделяемых на дорожные работы, находится на уровне 70-80%. Это неприемлемо, но является реальностью при отсутствии независимого технического надзора/аудита и неотвратимости наказания – эффективной прокуратуры и справедливой судебной системы.

Именно поэтому Мининфраструктуры инициировало введение независимого контроля качества ремонта дорог. На 2016 год этот проект согласился финансировать Всемирный банк. Сейчас Укравтодор изучает заинтересованность международных компаний выступить контролерами качества ремонтов в Украине. Следующим этапом будет тендер, в ходе которого определятся 2-3 независимых контролера, которые проверят качество ремонтных работ, выполненных в 2016 году по всей Украине.

- Сколько из 20 млрд грн, выделенных на дороги в 2016 году, физически на них потратят? Сколько из этой суммы пойдет на покрытие долгов прошлых лет перед дорожными компаниями? Сколько направят на капитальный ремонт и реконструкцию, а сколько – на текущий ремонт и эксплуатацию?

- В 2016 году на дороги будут направлены средства, аккумулированные из различных источников – госбюджета, местных бюджетов, кредитов, фонда регионального развития, поступлений от эксперимента на таможнях.

На погашение задолженности за работы, выполненные в предыдущие периоды, уйдет примерно 1,3 млрд грн.

На капитальный ремонт и реконструкцию – около 6,5 млрд грн.

На текущий средний ремонт – 7,5 млрд грн.

На текущий мелкий ремонт и эксплуатацию – около 3 млрд грн.

Остаток пойдет на софинансирование совместных с МФО проектов (примерно 900 млн грн), контроль качества, научные разработки и т.п.

Кроме этого, выплаты по кредитам, привлеченным в предыдущие периоды, составят около 12 млрд грн.

- Планирует ли министерство представить стратегию создания и развития инфраструктуры для станций обслуживания и зарядки электромобилей?

- Сейчас в мире идет экспертная дискуссия, можно ли считать электромобили экологически чистым видом транспорта. Так, недавно правительство Сингапура отказалось отнести электромобили к такому виду транспорта и предоставить им соответствующие преференции наравне с гибридными авто, учитывая то, что выработка электроэнергии все еще не является экологически чистым процессом.

Так, оказалось, что в среднем электромобиль потребляет в пересчете около 10 л бензина на 100 км, в то время как современные гибридные двигатели обеспечивают использование не более 5-7 л горючего на 100 км пробега. Таким образом, "гибриды" являются менее вредными для окружающей среды. Есть вероятность, что именно водородные и гибридные авто, а не электромобили, придут на замену существующему автопарку.

- Планируется ли заключать с подрядчиком договор с гарантией на дорогу, например, на 12 лет? В случае если она "разбилась", полностью требовать перестилать полотно – и никаких "латок".

- Да, законопроектом № 0954 вводятся долгосрочные контракты на ремонт и содержание дорог, что является наилучшей формой гарантии. С другой стороны, во время недавней доработки Минэкономразвития закона о госзакупках, Мининфраструктуры предложило ввести механизм гарантий и перестрахования риска банкротства компаний при закупке всех видов дорожных работ и услуг. Эти поправки не были приняты. Мы разрабатываем отдельный законопроект, чтобы все-таки ввести такие требования.

- Сколько денег в 2015 году было собрано по "транспортным" налогам и сборам? Сколько из них реально поступило на счета автодоров?

- По предварительным оценкам экспертов (точных цифр от Минфина пока нет), в общий фонд бюджета в 2015 году поступило 35-40 млрд грн акцизов от импорта топлива. Поступления в местные бюджеты 5%-го налога от продажи подакцизных товаров на АЗС составили около 10 млрд грн.

На ремонт и содержание дорог Укравтодор получил около 4,6 млрд грн: по общему фонду бюджета – 3,2 млрд грн. Еще 700 млн грн было выделено по программе развития дорог Карпатского края. А также в ноябре 2015 года на эксплуатацию и зимнее содержание правительство выделило еще 700 млн грн.

Также в 2015-м правительство выделило 17,6 млрд грн на выплаты иностранным кредиторам по долгам прошлых периодов.

- Какой суммарный долг подрядчикам и поставщикам на начало и конец 2015 года? Сколько долгов погасили и сколько "списали" за сроком давности?

- В начале 2015 года – около 1,7 млрд грн долгов Укравтодора плюс около 1,3 млрд грн – долгов ПАО ГАК Автомобильные дороги Украины, в конце 2015-го – около 1,2 млрд и около 1,3 млрд грн долгов соответственно.

Дополнительных долгов в 2015 году нет. В течение года подрядчикам и поставщикам было выплачено около 500 млн грн долгов предыдущих периодов. Планировалось полное погашение долга Укравтодора, но остаток платежей был заблокирован Службой безопасности Украины на период проверки объемов и качества выполненных работ, за которые должны были быть оплачены эти средства.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,20
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,16
51,05
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66761.17

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3243.99

Litecoin (LTC)

85

Ripple (XRP)

0.55

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять