укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Новости экономики Автоновости
4 Декабря 2015, 10:15  Версия для печати  Отправить другу
×
Все об автомобильных шинах: как расшифровать маркировку, выбрать подходящую "обувь" для своего авто, сколько хранить http://www.segodnya.ua/img/article/6721/35_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6721/35_tn.jpg Авто Учимся вовремя менять и читать мудреные надписи
<p>Как подобрать автомобильные шины "под себя".</p>
Как подобрать автомобильные шины "под себя".

Все об автомобильных шинах: как расшифровать маркировку, выбрать подходящую "обувь" для своего авто, сколько хранить

Учимся вовремя менять и читать мудреные надписи

Шинная тема обычно пользуется повышенным вниманием дважды в году. И если с наступлением тепла особого ажиотажа не наблюдается, то первый гололед мгновенно выстраивает гигантские очереди на шиномонтаже, а владельцы автомагазинов уже давно потирают руки в предвкушении хорошей прибыли. И огромное количество советов менять шины заблаговременно — ведь "переобуться" нужно было еще примерно месяц назад — ситуация из года в год не меняется. Автомобилисты тем временем начинают вспоминать тот минимум информации, который нужно знать для успешного приобретения шин для своего автомобиля. И нередко путаются в радиусах, профилях, вылетах и прочей специфической терминологии. Поэтому провести ликбез и напомнить все, что нужно знать о шинах, будет нелишним.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Шина состоит из двух основных компонентов: металлического каркаса (корда) и резиновой смеси. Есть еще ниппель (он же в народе зовется золотником), который позволяет накачать шину, но при этом не выпускает воздух обратно. Также когда-то была камера, но сегодня они уже практически не применяются, поэтому в маркировке, нанесенной на шину, можно увидеть надпись tubeless, что означает "бескамерная". Каркас, он же корд, предназначен для того, чтобы шина была крепче и не деформировалась в процессе эксплуатации. Металлические нити корда в большинстве шин расположены параллельно и не пересекаются — такая конструкция называется радиальной. Существует еще диагональная конструкция, но это редкость.

РИСУНОК ПРОТЕКТОРА: КАКИМ ОН БЫВАЕТ

Рисунок протектора может быть направленным, ненаправленным и ассиметричным. Шины с направленным рисунком лучше отводят воду из пятна контакта, поэтому имеют минимальный риск аквапланирования — опасной ситуации, когда колесо приподнимается на "водяной подушке", теряя сцепление с дорогой. Но есть и обратная сторона: колеса с направленными шинами нельзя переставлять с правой стороны на левую, как это рекомендуется делать для равномерного износа. Для перестановки нужно демонтировать шину с диска и установить обратной стороной, а при установке колеса следить, чтобы стрелка с надписью Rotation была в нужном направлении — вперед. Если неправильно установить шины с направленным рисунком, то на мокрой дороге даже на малой скорости риск аквапланирования многократно увеличивается.

Шины с ненаправленным рисунком протектора универсальны и не требуют внимательности при установке. Они дешевле направленных и часто используются в заводской комплектации автомобиля. Эти шины имеют несколько худшую устойчивость к аквапланированию, зато отлично проявляют себя на сухой дороге.

Для установки шин с ненаправленным рисунком внимание не нужно.

Ассиметричная шина состоит из двух частей, у каждой из которых не только свой рисунок протектора, но и разная жесткость боковины. Рисунок с одной стороны "сухой", то есть ненаправленный, а с другой — "дождевой", направленный. Разница в жесткости боковины объясняется тем, что внешняя ее сторона несет значительно большую нагрузку, в особенности в поворотах. Конструкция ассиметричной шины дает возможность лучше держаться за дорогу, особенно во время резких маневров. Но устанавливать такие шины нужно очень внимательно. На них всегда присутствует маркировка, указывающая на внешнюю и внутреннюю стороны шины — Outside и Inside. Еще один вариант маркировки — Side Facing Out и Side Facing Inwards. После установки должна быть видна только маркировка внешней стороны: Outside или Side Facing Out.

Внедорожный протектор шин, популярных у любителей полноприводных автомобилей и поездок далеко за пределами асфальта, отличается очень высоким профилем и разреженным, глубоким рисунком. Такая конструкция позволяет уверенно выбираться из грязевой колеи, преодолевать глубокий песок или карабкаться по склонам. Но ездить на таких шинах по асфальту, а тем более зимой — рискованное занятие: они гораздо хуже держат дорогу, у них намного больший тормозной путь. Это объясняется как особенностями рисунка протектора, так и более грубым, жестким составом резиновой смеси.

СЕЗОННОСТЬ: В ЧЕМ ТАИТСЯ ОПАНОСТЬ

Основные отличия между шинами разных сезонов — это состав резиновой смеси и рисунок протектора. Смесь летней шины создается для того, чтобы обеспечить надежное сцепление с горячей дорогой. Горячей — потому что в летние месяцы асфальт нагревается до +50 и выше. Задача летней шины — выдержать эту температуру, обеспечить максимальную управляемость и при этом не стереть протектор об раскаленный асфальт за один сезон.

Что же происходит с такой шиной при похолодании? Все очень просто: резиновая смесь, рассчитанная на полсотни градусов и выше, уже при +5—7 °С начинает замерзать, твердеть и терять сцепные свойства. При отрицательной температуре ездить на летних шинах попросту опасно: значительно возросший тормозной путь и ухудшение управляемости увеличивают риск ДТП во много раз.

ЗИМНИЕ. В свою очередь, состав резиновой смеси зимних шин значительно мягче, в этом можно убедиться даже на ощупь. Рисунок протектора зимней шины отличается большим количеством узких прорезей — ламелей. Сочетание ламелей и мягкой смеси позволяет зимней шине обеспечивать хороший контакт с дорогой даже в условиях снега и льда. В противоположность летним зимние шины уже при +7—9 лучше не эксплуатировать: и без того мягкая резина становится еще мягче, что негативно сказывается на управляемости. Кроме того, летом зимняя шина очень быстро изнашивается.

ВСЕСЕЗОНКИ. Кроме зимних и летних существуют также всесезонные шины, но это компромиссный вариант для регионов с очень мягкими зимними условиями. У всесезонной шины часть рисунка протектора летняя, а часть — ближе к зимней. Состав резиновой смеси выбран так, чтобы обеспечить износостойкость и приемлемые сцепные качества в широком диапазоне температур. По управляемости, тормозному пути и другим важным составляющим безопасной езды всесезонные шины летом ведут себя хуже летних, а зимой — хуже зимних.

МАРКИРОВКА: ПОНЯТЬ ВСЁ НЕ ТАК ТРУДНО

Основной параметр, который каждому надо уметь читать — это размер шины. Вот пример той части маркировки, из которой можно узнать размер:

P 205/70 R15 84H.

Что это все значит? Первая буква означает, что шина предназначена для легкового автомобиля. 205 — это ширина шины в миллиметрах. 70 — это отношение высоты профиля шины к ширине, выраженное в процентах. То есть нетрудно посчитать, что высота шины составляет 70% от ее ширины и в нашем примере равна 143,5 мм. Далее следует буква R, и почему-то большинство водителей уверены, что это — радиус. На самом деле индекс R означает радиальную конструкцию шины, а следующее за этим индексом число 15 — посадочный размер в дюймах, но не радиус, а диаметр. Далее следует индекс максимальной допустимой нагрузки на шину. Это условное значение, а чтобы понять, какова допустимая нагрузка в килограммах, мы приводим пример в таблице 1.

А завершает эту наиболее важную для водителя часть маркировки шины буквенный индекс скорости, расшифровать который также не составляет труда (см. таблицу 2).

1_140

ПОЛЕЗНЫЕ НАДПИСИ НА БОКОВИНЕ

При покупке шин важно убедиться, что они не лежали много лет: долгое хранение ухудшает свойства резиновой смеси и даже может вызвать мелкие трещины. Чтобы узнать, когда сделана шина, найдите 4-значное число в овале: первые две цифры означают порядковый номер недели, а вторые — год изготовления. Например, число "1815" означает, что шина изготовлена на 18-й неделе 2015 года, т. е. в апреле.

Вот пример других полезных надписей на шинах.

MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа. MAX LOAD — максимальная нагрузка в кг. REINFORCED — надпись означает, что шина усиленная. TUBE TYRE — камерная шина. M&S — шина для зимней или всесезонной эксплуатации. А/Т (All Terrain) — внедорожная универсальная шина, предназначенная и для асфальта, и для бездорожья. M/T (Mud Terrain) — шина для бездорожья. Left или Right — означает, что при установке таких шин нужно строго соблюдать сторону установки. Traction А, В или С — показатель тормозного пути на влажной дороге (А — лучший).

ПРАВИЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ

У владельцев двух комплектов шин — зимних и летних — возникает проблема: где хранить второй набор? Ведь шины требуют немало места, не отличаются чистотой и, к тому же, издают характерный запах резиновой смеси. Наиболее распространенное решение — это поместить шины в гараж или на балкон. Вот только правильно ли это?

Производители и эксперты рекомендуют хранить шины в сухом помещении со стабильной температурой от +10 до +20 градусов. В этом помещении не должно быть химических веществ, в частности — бензина. Хранить шины без дисков лучше вертикально, их нельзя подвешивать или складывать "столбиком" друг на друга. Если шины на дисках — наоборот, наилучшим вариантом будет горизонтальное хранение или подвешивание, а вот вертикально их ставить не рекомендуется. Можно, конечно же, игнорировать все приведенные рекомендации, но тогда ресурс шин даже во время хранения будет уменьшаться, а стоят они нынче недешево. Идеальный вариант — сдать шины на хранение в специализированные компании, но за содержание там комплекта шин придется заплатить не менее 50 гривен в месяц.

3_96

В спецкомпаниях. С вас возьмут 50 грн в месяц за хранение.

4_73

Шины на дисках. Их нужно хранить горизонтально.

РЕСУРС: НЕ ДОЛЬШЕ 5 ЛЕТ

Шины — по сути, расходный материал, они не живут вечно и требуют своевременной замены. Ресурс шин, то есть максимальный пробег, после которого их нужно менять, зависит от многих факторов: качества их самих и дорог, эксплуатации в соответствии с сезоном, состояния ходовой части автомобиля (в первую очередь — регулировки развала/схождения). И конечно же, манеры езды водителя — пожалуй, ничто так не изнашивает шины, как старт "с визгом" на сухом асфальте. Правила дорожного движения строго регламентируют остаточный рисунок протектора: не менее 1,6 мм для легковых автомобилей.

На сколько же сезонов может хватить ресурса шин? Даже те водители, которые ездят редко и мало, все равно будут вынуждены время от времени их менять: с годами шины теряют свои свойства, трескаются. Больше пяти лет ездить на одних шинах не стоит, даже если остаточная высота протектора в пределах нормы.

И в заключение: шины — это точно не то, на чем можно сэкономить без ущерба безопасности. Два комплекта шин — норма, а не роскошь. Причем норма, во многих странах зафиксированная в ПДД. Да и у нас страховые компании откажут в выплатах, например, если при ДТП автомобиль был зимой на летних шинах. Так что собственная жизнь должна быть дороже.

Читайте также:
Управление ВСУ закупит 158 комплектов шин для "Хаммеров" из США
Снег в Киеве вызвал пробки: по центру быстрее идти, чем ехать
В Киеве полиция эвакуировала припаркованный "Бентли" на штрафплощадку
Видеохит: во время поворота пассажир выпал из машины
Украина получила от США непригодную для использования военную технику - СМИ
Как в Киеве на Троещине ремонтируют тротуары
Украинец создал уникальный автомобиль, который ездит на дровах


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Дмитрий Капитун
Вы сейчас просматриваете новость "Все об автомобильных шинах: как расшифровать маркировку, выбрать подходящую "обувь" для своего авто, сколько хранить". Другие Автоновости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: