укр
Главная Новости экономики Бизнес новости
25 Июля 2011, 10:46  Версия для печати  Отправить другу
×
Открываем фитнес-клуб: доход 30 тысяч гривен http://www.segodnya.ua/img/article/2582/70_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2582/70_tn.jpg Бизнес Как открыть свой фитнес-центр и не набить шишек.
«Качаем» деньги из фитнеса
«Качаем» деньги из фитнеса

Открываем фитнес-клуб: доход 30 тысяч гривен

Как открыть свой фитнес-центр и не набить шишек.

Многие из нас мечтают начать собственное дело. Если вы пока не решили, в какое русло направить свои силы и средства, предлагаем вам подумать об открытии небольшого фитнес-клуба. На первый взгляд, их уже и так предостаточно. В столице, например, свыше 250, и их количество растет. Но и людей, желающих несколько вечеров в неделю посвятить себе, становится все больше. И, хотя в Киеве спрос уже не сильно превышает предложение, во многих других крупных городах этот сегмент рынка пока еще не занят. Этот бизнес далеко не простой и требует довольно больших начальных инвестиций, которые, впрочем, отбиваются с лихвой. Но только в случае грамотного подхода.

Как не набить шишек, нам рассказали управляющий партнер эксперт-бюро "Fitness от А до Я" Ян Левицкий и финансовый директор фитнес-центра "Академия фитнеса XXI" Ирина Марреро.

ТРИ ПУТИ ДЛЯ СТАРТА

Есть три пути для начала своего дела: покупка готового бизнеса, создание фитнес-клуба "с нуля" и покупка франшизы у сети фитнес-клубов.

Стоимость действующего клуба рассчитывается по формуле "цена недвижимости + величина прибыли за 2 (3, 4) года", и в экономсегменте может составлять от $250/кв. м. То есть небольшой клуб площадью 200 кв. м можно купить за 50 тыс. долларов. Но, приобретая готовый бизнес, учтите, что на продажу выставляют, в основном, те клубы, которые не приносили ожидаемой прибыли по какой-то причине. Неудачная планировка или организация работы — в любом случае предыдущий владелец допустил ряд ошибок, которые вам придется исправлять за собственный счет.

При покупке франшизы вы получаете торговую марку, готовую схему бизнеса, а также помощь при подборе помещения, закупке оборудования и т.д. Франшиза может обойтись в 20—30 тыс. долларов и более. Кроме того, нужно ежемесячно платить роялти (порядка 5% от прибыли). Небольшому клубу такие затраты ни к чему.

Чтобы создать клуб с нуля, вам придется самостоятельно решать множество вопросов: покупка/аренда помещения и его реконструкция, разработка фитнес-программ, подбор персонала и прочее. Но зато у вас будет шанс, проанализировав ошибки конкурентов, правильно выстроить свой собственный бизнес.

КАКОЙ КЛУБ ОТКРЫВАТЬ

Мы будем рассматривать вариант небольшого клуба для среднего класса, поскольку затраты на строительство элитного фитнес-центра с бассейнами, спа-зонами, саунами и ресторанами по карману лишь финансово-промышленным группам. "Для клиента размер клуба не имеет большого значения, — говорит Ян Левицкий. — Количество посетителей зависит от близости открывшегося клуба к дому или работе и от стоимости посещения. Переполненные раздевалки и залы для занятий встречаются и в больших, и в небольших клубах". Главное — создать те услуги, ради которых народ, собственно, и ходит в фитнес-клубы: занятия на тренажерах и несколько групповых классов.

Опрошенные нами эксперты отметили, что сейчас рынок ощущает нехватку небольших клубов с доступными ценами. Предприятий для vip-клиентуры много и им приходится бороться за своих посетителей, а людям со средними доходами часто некуда сходить для занятий спортом — хотя они и могут позволить себе абонемент в крупный фитнес-центр, но откладывают такую покупку из-за того, что в семейном бюджете есть более приоритетные статьи расходов. И, в то же время, в "убитые" залы и "качалки" с раздевалкой за занавеской и без душа такой клиент ходить брезгует.

СКОЛЬКО НУЖНО ДЛЯ СТАРТА

Ориентировочные затраты на создание клуба в бизнес-сегменте составляют $1800/кв. м. Создание клуба экономкласса обойдется в разы дешевле. На сколько — зависит от того, на чем вы сможете сэкономить.

НА ЧЕМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ

Отделочные работы. Клиентов устроит, если стены и потолки будут отделаны не элитными материалами, а просто окрашены добротной краской приятного цвета. Разница — несколько сот долларов на квадратный метр.

Оборудование для тренажерного зала. Большинство посетителей клубов экономкласса не обращает внимания на марки тренажеров.

Продвижение. Когда речь идет о небольшом клубе в экономсегменте, нет никакого смысла давать дорогостоящую рекламу на радио или телевидение. Хорошо работает наружная реклама, интернет-сайт, реклама в лифтах, распространение листовок. Но самое главное — хорошие отзывы первых клиентов.

[Money1]

НА ЧЕМ НЕ СТОИТ ЭКОНОМИТЬ

Персонал. Если вы хотите, чтобы ваше предприятие приносило прибыль, у вас должны работать хорошие специалисты, это касается как менеджеров, так и тренерского состава.

Уборка помещений.

Система вентиляции/кондиционирования воздуха. Духота в залах станет достаточной причиной для того, чтобы клиент ушел в другой фитнес-клуб. Кроме того, в помещениях круглый год должна поддерживаться комфортная температура.

Санузел и бесперебойное водоснабжение. Достаточно по 2—3 душевые в каждой раздевалке. Но сантехника должна быть дорогой, европейского производства (например, один кран стоит от $100).

Есть и пути для оптимизации затрат. "В Киеве сейчас арендная плата составляет $9—15/кв. м, — говорит Ирина Марреро. — Нужно подыскивать помещения, которые сдаются на выгодных условиях и просить отсрочку-каникулы месяца на три. Кроме того, можно договориться о ремонте за счет аренды. Мы приводим в порядок помещение, они списывают нам месяц-два, в зависимости от расходов на ремонт. Конечно, даже если вам дают отсрочку, при подписании контракта на несколько лет нужно сразу внести плату за первый и последний месяцы.

Идея с покупкой б/у оборудования — очень привлекательна, но экономия может выйти боком. Так, внезапно сломавшийся тренажер может травмировать клиента. Лучше брать новое оборудование в лизинг: вы постепенно выплачиваете стоимость тренажеров, а если дело не пойдет, их можно вернуть продавцу. Конечно же, уплаченная сумма не возвращается, но это куда менее рискованно, чем сразу накупить много дорогостоящего оборудования, а потом прогореть. Многие производители бесплатно дают оборудование на тест на несколько месяцев — то, что нужно для нового клуба.

К тому же можно ограничиться минимальным косметическим ремонтом. Нужен хороший и, что не менее важно, честный прораб, который будет знать, где что дешевле взять, как получить скидки.

Все перечисленные факторы в комплексе позволяют запустить клуб площадью 250 кв. м, уложившись в $40 тыс.".

ПО ЗАКОНУ

Раньше предоставление физкультурно-оздоровительных услуг подлежало лицензированию, но, к счастью, в 2009 году эту преграду убрали с вашего пути. Лицензия понадобится лишь в том случае, если вы надумаете оказывать медицинские услуги. Но маленькому клубу какие-либо разрешительные документы могут никогда и не понадобиться — хватит только регистрации.

Увы, если платить вообще все налоги "по-белому", на прибыль выйти невозможно даже теоретически. Хороший выход — оформить ФЛП и платить единый налог. Но у частного предпринимателя абонементы могут и не купить — юрлицам доверяют больше. Единственный реальный и законный вариант — зарегистрировать ООО, а часть тренеров оформить в качестве частных предпринимателей и сдавать им помещение в субаренду. В этом случае они будут платить единый налог и соцвзнос государству за себя и наемных сотрудников, а аренду — вам. С этих денег нужно платить налог на прибыль, но для новосозданных предприятий он в течение нескольких лет равен нулю (в Налоговом кодексе предусмотрены каникулы).

КАК ВЫБРАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ

Как мы уже выяснили, клиент пойдет в тот клуб, до которого ему быстрее и проще добираться, если остальные параметры будут его более-менее устраивать. Так что клубы лучше открывать в местах скопления офисного люда, а также в спальных районах — последние подходят для заведений экономкласса.

Присмотрев себе местечко, нужно провести маркетинговое исследование: оценить, сколько ваших потенциальных клиентов обитает в домах и офисах этого района, как много вокруг конкурентов, какой набор услуг они предлагают и по каким ценам. Размер клуба зависит от выбранной концепции и стоимости будущих клубных карт. Есть совсем крохотные клубы, которые состоят из 1—2 залов для групповых занятий, санузла и раздевалки. Но владелица одного из таких заведений призналась, что если бы не очень выгодные условия аренды, работать пришлось бы в ноль. Дабы увеличить рентабельность предприятия, нужен зал с тренажерами.

Нужно знать, на какую пропускную способность вы рассчитываете (на одного человека должно приходится 2 кв. м). От этого будет зависеть, сколько клубных карт или абонементов вы сможете продать.

"Нужно выбирать помещение так, чтобы все было в порядке с подводками под санузлы и воздухоносными путями, — советует Ирина Марреро. — Стоит пригласить инженера, чтобы он просчитал, во сколько вам обойдется установка вентиляционной системы, если ее нет. Потому что помещение может стоить недорого, но затем вам придется вложить целое состояние, чтобы подвести воду и обеспечить воздухоснабжение".

Обращайте внимание на наличие удобной транспортной развязки и, желательно, наличие парковочных мест. Большим плюсом станут высокие потолки — больше воздуха в помещении.

ПЕРСОНАЛ

Для небольшого клуба тренерский состав играет ключевую роль. Вы можете потратить массу усилий, чтобы завлечь клиента, но если ему не понравится, как тренер ведет занятие, он пойдет искать счастья по другим клубам. То есть нужны высокопрофессиональные и харизматичные сотрудники. "На тренерах можно экономить, если речь идет о крупном клубе, рассчитанном на большой поток людей, — говорит Ирина Марреро. — Они предлагают только годовые карты. Деньги заплатил — а ходишь, не ходишь — дело твое. Там они могут себе позволить платить тренерам по 50 грн. в час. Соответственно, нередко там большая текучка как кадров, так и клиентов.

Сейчас вообще трудно найти хорошего тренера. Чтобы стать таковым, нужно, конечно, либо среднее медицинское, либо высшее спортивное образование, чтобы уметь определять самочувствие людей, дозировать нагрузку. Но Институт физкультуры не выпускает специалистов по фитнесу. Нужно дополнительно проходить курсы. Пятидневные курсы пилатеса стоят 5 тыс. грн. А если это универсальный специалист, то он прошел множество таких курсов. Конечно, он не будет после этого работать за 50 грн. в час, минимум за 100 (если речь о Киеве. — Авт.). Важно подбирать тренеров, которые не только профессиональны, но и умеют зажечь людей, уделяют клиентам внимание, заряжают их позитивными эмоциями. На такого будут ходить".

Не менее важны и менеджеры. Управляющий должен не только иметь опыт успешного ведения бизнеса, но и хорошо разбираться в фитнес-индустрии. Как правило, функции менеджера выполняет один из тренеров. За организационную работу он должен получать доплату около $500.

НАПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТИЙ И ОБОРУДОВАНИЕ

В фитнес-клубы приходят люди с разными целями, предпочтениями и различным уровнем физподготовки, поэтому лучше не делать ставку на один вид занятий, а предоставить клиентам выбор групповых. Желательно охватить три основных направления: занятия высокой интенсивности (например, степ-аэробика), танцевальные классы и силовые тренировки. Помимо перечисленного, сейчас пользуются популярностью такие виды фитнеса как пилатес, йога и тай-бо (смесь аэробики и единоборств).

В тренажерном зале у человека должна быть возможность проработать различные группы мышц. Понадобится оборудование для трех основных зон тренажерного зала: кардио-, механические тренажеры, лавки для пресса и свободные веса. Количество единиц различного оборудования зависит от метража зала и вашей концепции. Один кардиотренажер сравним по цене с автомобилем. Поэтому в небольших клубах, их, как правило, всего 2—3. Они используются для разминки перед "качанием". Силовые тренажеры, благо, гораздо дешевле. С другой стороны, кардио очень популярны. Так что должно быть и то, и другое.

Как мы уже выяснили, при выборе оборудования для тренажерного зала не обязательно ориентироваться на производителей с мировым именем. Главное, чтобы оно было предназначено для коммерческого использования, что позволит эксплуатировать его более длительный срок. Да и обслуживание будет намного дешевле по сравнению с оборудованием для домашнего использования.

[Money2]

ПОДХОД К ПРОДАЖАМ

Выгоднее всего предлагать карты с большим сроком действия — годовые, полугодовые. Дополнительно продажи стимулируются с помощью схем оплаты в рассрочку. Но в этом случае клиент должен заплатить сразу половину цены карты, а договор с ним составляется на два месяца. Если он не донесет деньги, фитнес-клуб ничего не потеряет.

СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ

По словам Ирины Марреро, при грамотном бизнес-плане, вложив $40—50 тыс., вполне реально "отбить" деньги за год. Сколько вы будете зарабатывать впоследствии, зависит от масштаба предприятия, ценовой политики, количества клиентов и... удачи. Конечно, на двух залах для групповых занятий много не заработаешь, зато вложения вернутся быстрее. Рентабельность клубов составляет 10—15%. Небольшие заведения бизнес-класса приносят владельцам 4—10 тыс. долларов в месяц.

Допустим, у вас небольшой клуб (два зала и тренажерка). Чтобы заработать, нужно в течение первого года продать порядка 600 годовых и полугодовых карт по цене от 800 до 4000 грн. (цена каждой зависит от времени занятий в фитнес-центре). Выручка в этом случае составит порядка 1,3 млн грн. Из них на зарплаты нужно отдать около 300 тыс., на рекламу — 100 тыс. и почти 300 тыс. заплатить за аренду и налоги. Чистая прибыль при оптимистическом прогнозе — 600 тыс. грн., при пессимистическом — 200 тыс. в год. Реальный заработок — 350—400 тыс. грн. в год или около 30 тыс. в месяц.

ПЕРСПЕКТИВА

Новый клуб может окупиться в экономсегменте за 1—3 года, в бизнес-сегменте за 3—5 лет, в премиум-сегменте — 5—7 лет. В дальнейшем бизнес можно развивать за счет открытия новых направлений, например, занятий для детей, для беременных, экспресс-курсов для бизнесвумен. При нехватке помещений можно предлагать Outdoor Fitness, например, велопробеги выходного дня или занятия йогой на природе. Можно также предоставлять дополнительные услуги: открыть при клубе парикмахерский салон, массажный или косметический кабинет, соляной грот (в нем человек дышит парами, выделяемыми соляными кристаллами).

Мария Ряполова


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Вы сейчас просматриваете новость "Открываем фитнес-клуб: доход 30 тысяч гривен". Другие Бизнес новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: