укр
Тетяна Острікова
Чому ревуть ФОПи, якщо 3200?..
Главная Новости экономики Новости экономики
21 Февраля 2013, 19:03  Версия для печати  Отправить другу
×
В Украине хороший бензин может подорожать http://www.segodnya.ua/img/article/4188/48_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/4188/48_tn.jpg Экономика Импортное топливо хотят обложить пошлиной, а украинские НПЗ производят бензин, который хуже по качеству.
<p>В Украине может подорожать бензин</p>
В Украине может подорожать бензин. Автор фото: Юрий Кузнецов, "Сегодня"

В Украине хороший бензин может подорожать

Импортное топливо хотят обложить пошлиной, а украинские НПЗ производят бензин, который хуже по качеству.

Кабмин снова может ввести пошлины на импорт нефтепродуктов для восстановления украинской нефтепереработки, об этом заявил министр энергетики и углепрома Эдуард Ставицкий. Какими могут быть пошлины, не сообщается, но в 2010-11 гг. этот вопрос уже поднимался Минэнерго, тогда предлагали 100 евро/т бензина, что автоматически повышало его цену на 1 грн/л. Вопрос рассматривала межведомственная комиссия во главе с первым вице-премьером Андреем Клюевым и осенью 2011 г. выступила против введения пошлин, поскольку украинские НПЗ не производят качественные нефтепродукты по стандарту "Евро-4" и "Евро-5", на котором ездят современные иномарки.

Сейчас доля импорта – более 60% (из 4 млн т бензина и столько же дизтоплива, потребляемых в год), причем бензин идет из Белоруссии и Европы (в основном Румыния, Польша), а дизель из Белоруссии и России. Из наших шести НПЗ, которые могут дать вдвое больше "горючки", в основном качества "Евро-2", работают только Кременчугский и Шебелинский и то не на полную мощность.

Ставицкий обещает изменить ситуацию: уже в марте начнутся пусконаладочные работы на Одесском НПЗ, а Кременчугский сулит залить рынок бензином качества "Евро-4". Также планируется запуск и крупнейшего в Украине Лисичанского НПЗ, который был остановлен собственником – компанией ТНК-ВР — в апреле 2012 г.

Но для всего этого нужны деньги, которые, похоже, собираются взять с рядовых водителей, введя пошлины. Ведь пока суд да дело, народу придется выбирать: платить на гривню дороже за импорт или ездить на дешевом бензине непонятного качества (особенно в провинции, где множество мини-НПЗ, производящих бензин неизвестно из чего), контрабандном топливе и бодяге.

Мнения экспертов разошлись. Так директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн резко против пошлин: "В 2011 году Минэнерго уже потерпело поражение в специальном расследовании против импорта нефтепродуктов. Кроме роста цен на топливо для потребителей (1-1,3 грн/л при обсуждаемых размерах пошлин около 180 долл./т), снижения качества вследствие перехода на менее качественные украинские нефтепродукты и коллективной монополии НПЗ на рынке – других результатов этот шаг иметь не будет. Вот уже второй министр энергетики не может или не хочет понять, что главным врагом украинских НПЗ является не легальный импорт, а контрабанда и фальсификат, которые в 2012 году по данным Минфина составили 22% рынка бензина. Только ликвидировав эти явления в комплексе с нормативным стимулированием модернизации можно преодолеть кризис в этой индустрии".

Эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, наоборот, утверждает, что всё будет хорошо: "Пошлины – самый оптимальный инструмент для возрождения отечественной нефтепереработки. Сейчас работает ползавода в Кременчуге и Шебелинка, когда встанет в строй Одесский НПЗ, топлива хватит всем. Не будет заходить импорт – потребитель начнет покупать украинский бензин, который окажется дешевле и не почувствует разницы в качестве". Планируется, что средства на это возрождение найдутся за счет пошлин на импорт.

Возможно, это так, но возникает вопрос: почему реконструкцию и запуск наших НПЗ должны сегодня оплачивать не их хозяева, а водитель.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Александр Панченко
Вы сейчас просматриваете новость "В Украине хороший бензин может подорожать". Другие Новости экономики смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: