До кризиса потребительство достигало огромных масштабов. Многие люди покупали все подряд, особо не задумываясь над тем, действительно ли им нужен очередной навороченный мобильный телефон или телевизор на полстены. А выбросить вещь, которую одели всего пару раз, было в порядке вещей. Однако финансовая лихорадка, которая трясет до сих пор многие страны, заставила многих поумерить свои аппетиты — благодаря чему в обществе возникло много новых интересных явлений, которые мы назвали "дети кризиса".
УКРАИНА: БЕСПЛАТНЫЙ КОФЕ И КОМИССИОНКИ
В Украине в последнее время родилось сразу несколько интересных явлений. Так, начали проводиться разные "кроссинги" — мероприятия, где можно обменяться чем-нибудь: книжками, одеждой. Также снова стали популярны комиссионки. Причем, кроме обычных есть и те, где продают брендовую одежду. "Сдавал вещи и художник Илья Чичкан, и режиссер Семен Горов. За покупками приходят Андре Тан, Даша Малахова", — рассказывает владелица одного из таких комиссионных бутиков Наталья Исупова. А год назад в стране стартовала акция "Подвешенный кофе". Принцип прост: приходите в кафе и платите за 2 чашки кофе, одну выпиваете сами, а другую оставляете кому-то. Кстати, сейчас уже "подвешивают" и лекарства, и продукты, и билеты в кино. Принес кризис "ребенка" и в сферу недвижимости: начали строить квартиры небольшого метража. Скажем, сейчас есть "единички" 35—40 кв. м, которые можно купить за $23—30 тыс. Для сравнения: до кризиса их средний метраж был 60 кв. м.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ОБМЕН ДОМАМИ НА ВРЕМЯ ОТПУСКА
В Великобритании из-за кризиса — бум "благотворительных магазинов" (charity shops), где продают ненужную одежду. В отличие от секонд-хэндов, там приятный антураж, как в обычном магазине, работают — волонтеры, а все вырученные деньги идут на благотворительность. "Из-за уменьшения доходов многие стали одеваться в таких магазинах, — рассказывает жительница Лондона Ирина. — Поэтому они открываются один за другим".
Также британцы стали активнее обмениваться друг с другом чем только можно. А самый необычный "предмет" обмена — крыша над головой. "Все чаще семьи, которые не могут оплатить свой отдых, обмениваются с иностранцами на время отпуска домами, экономя так на отелях", — продолжает свой рассказ Ирина. Но многим денег все равно не хватает. "Поэтому сейчас открываются фирмы, которые работают в режиме онлайн и дают краткосрочные кредиты на небольшие суммы. Например, до 400 фунтов, — рассказывает Ирина. – Решение о его выдаче принимается за несколько секунд, а деньги перечисляются на счет в течение получаса". Впрочем, британцы стараются раздобыть деньги и по-другому. "Многие стремятся открыть свой бизнес, поэтому сейчас появилось множество курсов, где учат тонкостям его ведения", — говорит Ирина.
ИРЛАНДИЯ: ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ КИТАЙСКИЕ БУФЕТЫ
Ирландцы из-за кризиса стали завсегдатаями китайских буфетов. "Это вкусно и дешево: платишь 7 евро и берешь еды, сколько хочешь. В то время как обед в обычном кафе будет минимум в 1,5 раза дороже", — рассказывает Сергей, живущий в Дублине. Появилось в этой стране и своеобразное доступное жилье. "Компании настроили кучу домов, жилье в которых никто не покупает. Поэтому, чтобы здания не ветшали, в некоторые из них за небольшую плату, которая покрывает коммунальные расходы, разрешают семьям вселяться. Но при условии: если покупатель найдется, то они должны будут выехать из квартиры", — говорит Сергей.
ИТАЛИЯ: ЗА ПОКУПКАМИ ЕЗДЯТ СЕМЬЯМИ
Многим итальянцам сейчас приходится нелегко. "Если раньше за бесплатными обедами и одеждой в церковь или благотворительные организации обращались в основном иммигранты, то сейчас каждый третий нуждающийся — итальянец, — описывает ситуацию Олесь Городецкий, который живет в Риме. — Так что учимся сокращать расходы. Например, многие семьи ездят вместе за покупками в оптовые магазины, и таких магазинов становится все больше". Также, как рассказывает другая жительница Италии, Елена, появилось больше магазинов-дискаунтов, где можно дешевле скупиться, потому что там продаются продукты менее известных брендов. "А местные магазины одежды стали объединяться и создавать временные магазины (например, полугодичные), где продают остатки коллекций с хорошей скидкой", — добавляет она.
Дешевле теперь можно купить и некоторые медпрепараты. Дело в том, что в супермаркетах стало появляться больше т.н. "парааптек" (увеличению их количества способствует государство, выдавая больше лицензий на их открытие фармацевтам). Их отличие от обычных состоит в том, что здесь продают безрецептурные лекарства. "Раньше было так: на один квартал могла быть одна аптека, которая держала цены на высоком уровне на все, — объясняет Олесь Городецкий. — А появление большего количества парааптек заставляет их снижать цены. Кроме того, в самих парааптеках безрецептурные лекарства дешевле".
ПОКА, АВТО! Среди других кризисных новинок — итальянцы, чтобы сэкономить расходы на бензин, начали все чаще оставлять свое авто в гараже, предпочитая его общественному транспорту или велосипеду. "Многие сейчас обзавелись двухколесным другом, — отмечает Елена. — А те, кто пока еще этого не сделал, берут велосипеды на специальных городских стоянках. Их "фишка" в том, что первые полчаса езды — бесплатные. За это время, в принципе, можно как раз доехать туда, куда надо". Но, несмотря на экономию, многие итальянцы все равно нуждаются в деньгах. "Поэтому сейчас пользуются популярностью заведения, которые занимаются скупкой золота. Они стали все чаще открываться на месте закрытых из-за кризиса магазинов", — рассказывает Олесь.