Почему в Украине не дешевеет бензин

Стоимость бензина, как и курс гривны, весной не уставала бить все новые "рекорды". В мае цены стабилизировались, но это может быть лишь затишьем перед грядущей бурей

Национальная валюта за первые 5 месяцев девальвировала (обесценилась) на 50%,  и ее крутое пике стало катализатором волны подорожания, накрывшего почти все секторы экономики. Как раз отечественные автолюбители одними из первых ощутили, что жить в стране стало дороже, ведь падение гривны моментально отразилось на цене топлива. Литр бензина А-92 еще в начале года стоил в среднем около 10 грн., а уже к средине июня отпускался по 15 грн. Достигла ли цена горючего своего "потолка", или относительное затишье на бензиновом рынке, наблюдавшееся к концу весны, – всего лишь предвестник еще большей бури?

Импорт нам строить и жить помогает

Реклама

Не секрет, что бензин для Украины – товар импортный. За первые пять месяцев этого года в страну было завезено 810 тыс. тонн бензина, что, к слову, на 13% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Правда, то, что объемы импорта упали, к сожалению, никак не связано с тем, что активизировались отечественные НПЗ. Наоборот, производство бензина в Украине упало на 40%. Из шести предприятий, владеющих мощностями для производства этого вида топлива, в 2014 фактически бензин делали только Кременчугский НПЗ (подконтрольный группе "Приват", владелец – Игорь Коломойский), и Одесский НПЗ (ранее входил в структуры Сергея Курченко, формально передан российскому банку ВТБ за долги). За первые пять месяцев этого года на двух заводах суммарно было произведено 257 тыс. тонн бензина, из которых 85% – в Кременчуге.

--31

Почти 40% бензина на украинский рынок импортируется из Беларуси. С начала года отечественные компании завезли его около 420 тыс. тонн. Другими крупными поставщиками являются Литва (около 8%) и Румыния (6%). Доля российских поставок в бензиновом сегменте была и остается незначительной и с начала года составила порядка 3%.

Реклама

В целом рынок высокооктана в Украине в 2014 году на фоне снижения объемов импортных поставок и отечественного производства сократился на 20%. Если говорить проще, бензин в Украине мало того, что подорожал, так его еще и стало меньше на рынке. И причина тут не только в курсе гривны.

Замкнутый круг

Вполне естественной реакцией населения на подорожание любого вида ресурса является сокращение его потребления как минимум в краткосрочной перспективе. Курс доллара подрос, топливо подорожало, а зарплаты то остались теми же. Да еще и нестабильность в восточных регионах, где сконцентрировано большое количество промышленных потребителей ресурса. Прибавить сюда еще 4% рынка бензина, которые по экспертным оценкам Украина потеряла из-за аннексии Крыма – вот и получается сокращение этого сегмента на 20%.

Реклама

От подорожания топлива мало кто выиграл. Для населения оно вылилось в подорожание продуктов, для доставки которых используют автомобили. Не в выигрышной ситуации оказались и сами розничные сети АЗС. Ведь ресурс приходится закупать в других странах за доллары, а продавать на внутреннем рынке – за гривны. "Как можно наживаться на чем-то, когда экономика "лежит"?, – говорит президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. – Сейчас получается замкнутый круг: потребление упало, объемы продаж упали, увеличились удельно-постоянные расходы (постоянные расходы, такие, как оплата труда, оренда, налоговые обязательства, и др., рассчитанные на единицу отпускаемой продукции). Любая планируемая заправщиками прибыль в такой ситуации "съедается". Некоторые, особенно мелкие сети, не выдерживают и закрываются, другие – выставляются на продажу. Сейчас операторы каждый день следят за сводками рынка и постоянно корректируют свою стратегию, чтобы хоть как-то остаться "на плаву". Речь уже не идет о каком-либо развитии бизнеса".

По словам эксперта, формировать запасы горючего на складах за счет собственных и привлеченных средств, как это делалось раньше, сейчас позволить себе могут лишь немногие розничные операторы. О привлечении кредитов и вовсе речи не идет.

Скупой платит дважды

Правда, как показывает практика, выгоду можно вынести из любой ситуации. И бензиновый кризис не стал исключением. Хотя за первые 4 месяца года потребление бензина на рынке сократилось на 6%, а продажи нефтепродуктов упали на 10-15%, о том, что украинцы массово отказываются от автомобилей, говорить не приходится.

Потребление бензина. Январь-апрель 2014, тыс. тонн. Источник: Министерство энергетики и угольной промышленности
 апрель с начала 2014 р.к аналогичному периоду прошлого года  
 2014 р.к апрелю прошлого года  
  + / -%+ / -%  
Бензин 286,1-3688,81 072,9-68,494  


Автолюбители, не желающие оставлять своих "железных коней" и не имеющие средств для заправки их качественным горючим по высоким ценам, обращают свой взор на более дешевую, но и более сомнительную во всех отношениях альтернативу – "бодяженный" бензин. По своей сути – это этилированное топливо, куда с целью повышения октанового числа добавляют тетраэтилсвинец, ядовитое органическое соединение, которое в 8 раз токсичнее свинца, использующегося в металлургии. Автомобиль,  заправленный этилированным бензином, каждые 100 метров своего пути вбрасывает в атмосферу по 3-4 г ядовитого свинца.

О масштабах проблемы лучше расскажут цифры: в Украине около 7000 АЗС. Из них "небодяженым" бензином торгуют в лучшем случае половина. "По нашим оценкам, в год на рынок выходит около 1 млн т бодяжного бензина – как кустарного производства, так и альтернативных топлив, производимых с добавлением спиртов. Это порядка 25% рынка бензина. К сожалению, ситуация здесь остается без изменений, контроля за качеством на АЗС нет уже более 5 лет", – рассказывает Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95".

Эксперт советует автомобилистам быть бдительными, не пытаться сэкономить на низкой цене, так как она как раз и является первым признаком некачественного бензина. Ведь, в конечном итоге, даже если закрыть глаза на экологические аспекты, любой ремонт топливной системы после использования низкокачественного топлива обойдется дороже, чем "сэкономленные" таким образом средства.

Туманное будущее светлых нефтепродуктов

Раньше эксперты прогнозировали, что цена бензина может снизиться после получения кредита от МВФ, или после президентских выборов. Все ждали "отката" курса до 10,5 грн/доллар, как анонсировало правительство. Но эти ожидания пока не оправдались. Сейчас же прогнозировать, какой будет цена бензина хотя бы через месяц, не берется никто. Слишком уж многофакторная модель выходит, и много чего может повлиять на динамику цен на АЗС страны. Взять хотя бы нестабильность в Ираке, основу экономики которого составляет экспорт нефти. Казалось бы, каким образом события в этой кажущейся далекой стране влияют на то, сколько будет стоить бензин на АЗС на трассе Киев-Чоп? А влияют они самым прямым образом.

"Цены на топливо зависят от двух факторов: курса валют и мировых цен на нефть, – объясняет Сергей Куюн. – Нынешний уровень цен отвечает курсу 11,25 грн за доллар, поэтому снижение  возможно лишь при условии охлаждения курса ниже данной отметки. Если курс более-менее стабилизировался, то цены на нефть сейчас идет вверх. Сегодня они выросли до почти 113 долл./барр., хотя последние месяцы не превышали 110 долл. за барр. Если такая динамика продержится, и баррель будет стоить 113 долларов и больше, то для отечественных трейдеров это будет означать уменьшение маржи, и через 2-3 недели можно будет ожидать очередного подорожания бензина".

В самом оптимистичном сценарии бензин к средине лета может подешеветь на гривну, но это лишь в том случае, если мировые цены на нефть стабилизируются, а курс гривны "откатится" до показателя 10,5 грн/$. Последнее же возможно также при целом ряде условий, среди которых одно из основных – стабилизация на востоке страны. Еще одно "но" – позиция самих заправщиков, которые, по словам Леонида Косянчука, могут поднять свою маржу с 6% до 8% или даже выше. В этом случае топливо, по подсчетам эксперта, может подорожать на 30 копеек. Получается, что для реализации оптимистичного сценария, в котором бензин на рынке все же дешевеет, необходимо слишком много благоприятных стечений обстоятельств. К сожалению, куда больше пока предпосылок для его подорожания.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,20
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,16
51,05
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66513.71

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3212.18

Litecoin (LTC)

84.67

Ripple (XRP)

0.55

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять