Приватизация портов: риски и перспектива

17 Марта 2017, 07:36

Фонд госимущества включил в список предприятий на продажу 13 портов Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей

Одесский порт. Морские ворота вошли в топ-100 госпредприятий, но могут перейти в частные руки. Фото: thesis.od.ua
Одесский порт. Морские ворота вошли в топ-100 госпредприятий, но могут перейти в частные руки. Фото: thesis.od.ua

Морские порты Украины планируют приватизировать. Фонд госимущества (ФГИ) опубликовал на официальном сайте список госпредприятий, которые в 2017-м будут готовить к продаже. В перечень попали 13 портов Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей, среди них — морские ворота Одессы, Черноморска (Ильичевска) и Южного, которые, согласно рейтингу Министерства экономического развития и торговли, входят в топ-100 государственных предприятий страны.

Как рассказали "Сегодня" в Администрации морских портов Украины (АМПУ), приватизацией будет заниматься Мининфраструктуры. Отметим, что разговоры о приватизации портов продолжаются уже второй год. Из Закона Украины "О списке объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации" морские торговые порты так и не исключили. Новый список госпредприятий, готовящихся к продаже, портовики комментируют неохотно, дескать, все может измениться, к тому же еще нужно провести инвентаризацию и аудит предприятий. Пока в портах, с которыми мы связались, проводили лишь плановые проверки.

"Мы ежегодно проводим инвентаризацию: считаем, на месте ли основные фонды, оборотные средства. Последняя переоценка фондов была в 2013-м, когда нужно было отделить часть имущества для формирования АМПУ", — рассказал "Сегодня" начальник коммерческого отдела Ренийского порта Сергей Хаджиу. Не вспомнили о спецпроверках и в порту Белгорода-Днестровского. "О приватизации мы не слышали, а проверки проходят в штатном режиме", — заверили нас в порту.

Глава профсоюза работников морского транспорта при Черноморском порте Сергей Брызгалов утверждает: "Приватизация — пока фантом, поскольку никто с нами эти вопросы не обсуждал. Поскольку мы не знаем, как это будет происходить, мы будем противниками любой приватизации. Никто не отказывается от развития и прогресса, но мы должны знать, что собираются делать".

МНЕНИЯ. Эксперты полагают, что сейчас не самое лучшее время продавать порты. "Отчисления от них всегда давали существенный доход в бюджет. В нынешних условиях есть опасность, что частные владельцы будут скрывать прибыль в офшорах и государство из этого ничего не получит", — говорит "Сегодня" политолог Геннадий Чижов.

Его коллега Олег Хорошилов считает, что в Украине нет покупателей для крупных предприятий. Вторит ему и глава общественной организации "Антикоррупционный морской контроль Украины" Алексей Мусатов: "В кризис порты будут стоить дешевле. К тому же законодательство не подготовлено к эффективной выгодной продаже, ведь нынешние законодательные акты не учитывают потери прибыли". Эксперт уверен, что порты способны работать самостоятельно и приносить большой доход. Продавать же стоит лишь те активы, которые приносят убытки. Но кто захочет их купить?

ПРИЧАЛЫ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ ОСТАВЯТ ГОСУДАРСТВУ

Глава общественной организации "Антикоррупционный морской контроль Украины" Алексей Мусатов считает, что причиной двухлетней задержки приватизации могла стать частая смена руководства Мининфраструктуры, которое ведает портами. "Постоянно идет смена первых лиц, которые формируют государственную политику. Предыдущий министр говорил о приватизации, нынешний говорит о концессии (передаче в долгосрочную аренду. — Авт.). О чем будет говорить следующий — неизвестно. Но есть позитивный момент: в этом году ввели должность госсекретаря министерства, который обеспечивает преемственность реформ, чтобы новый начальник не начинал все переделывать", — отмечает Мусатов.

В 2013-м часть собственности портов перешла к Администрации морских портов Украины, а именно — стратегически важное имущество общего пользования (причалы, железнодорожные пути). "Ни в одном законе нет понятия стратегического объекта. Есть понятие "имеющий стратегическое значение для экономики". То есть предприятие, которое приносит много денег в бюджет и является ключевым. Порты все равно остаются стратегически важными для государственной экономики", — подытожил эксперт.

Вы сейчас просматриваете новость "Приватизация портов: риски и перспектива". Другие Новости экономики смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Полина Мордынская

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования