укр
Сергей Корсунский
Остров благоденствия
Главная Новости экономики Финансовые новости
11 Ноября 2009, 07:14  Версия для печати  Отправить другу
×
Как сберечь деньги на карте http://www.segodnya.ua/img/article/1785/72_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1785/72_tn.jpg Финансы В ресторанах с карточки могут списать лишнее, а могут ее и подделать.
Фото с сайта VisualPhotos
Фото с сайта VisualPhotos

Как сберечь деньги на карте

В ресторанах с карточки могут списать лишнее, а могут ее и подделать.

Пластиковые карточки прочно вошли в жизнь украинцев. Но мало кто знает, что, несмотря на удобства пластика, любые платежи с помощью карты подвержены рискам. Хотя, конечно, где-то они ниже, где-то выше. "Риски при снятии наличных в банкоматах и расчетах в магазинах достаточно низкие, а вот при расчетах карточкой в ресторанах и интернете — одни из самых высоких", — говорит начальник отдела платежных карточек управления обслуживания физлиц банка "Хрещатик" Марьяна Зарембо.

ОПАСНЫЙ ОБЩЕПИТ. Дело в том, что в магазинах и банкоматах вы хоть как-то контролируете процесс оплаты, а вот в ресторане — нет. Ведь для оплаты счета в украинских ресторанах карточку уносят в неизвестном направлении. За кулисами общепита его сотрудники могут списать с карты сумму больше, чем указана в счете ресторана, и даже скопировать информацию с карты. В последнем случае мошенники могут использовать реквизиты карты для оплаты товаров в интернете или с помощью дубликата карты платить им по всему миру!

ЗАКОН И РЕАЛЬНОСТЬ. В цивилизованных странах такого мошенничества почти нет, так как в ресторанах для оплаты счета карточкой часто приносят мобильный терминал за столик клиента. В Украине должно быть так же. Например, в п. 3.21 Положения НБУ о порядке выпуска платежных карт и проведения операций с их применением говорится, что "операции с использованием платежных карт торговец должен проводить только в присутствии ее держателя". Но для общепита как будто закон не писан! А все потому, что банкиры и рестораторы не хотят тратиться на покупку новых мобильных терминалов. Обычный терминал нынче стоит $400—500, а мобильный — $900—1000. Бизнесмены свои деньги экономят, а мы в это время свои теряем.

САМОЗАЩИТА. Защитить нас мог бы НБУ и правительство, обязав рестораторов иметь мобильные терминалы! Но пока таких инициатив нет, нужно надеяться на себя. "Если вам нужно оплатить счет в ресторане, для начала поинтересуйтесь у официанта возможностью принести терминал за ваш столик. Если такой возможности нет, скажите, что хотите присутствовать при проведении операции. Вас проведут к терминалу, чтобы вы могли убедиться, что все в порядке. Хотя, будьте готовы, что могут и отказать", — говорит директор Украинской межбанковской ассоциации участников платежных систем ЕМА Александр Карпов. Если вы на встрече или свидании и бегать к терминалу неудобно или вам отказали в возможности проследить за картой в момент проведерия операции, обязательно проверьте правильность суммы на чеке из терминала и сохраните его. А затем проверьте, не откладывая это в долгий ящик, сколько денег было списано с карты и не было ли лишних операций. Если вы не подключены к интернет- или sms-банкингу (вы можете зайти на сайт банка или после операции вам придет сообщение), позвоните в службу поддержки вашего банка.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНЫХ РАСЧЕТОВ

Фото с сайта VisualPhotos
Не пишите пин-код на карте!

Подпишитесь на услугу sms-банкинг — и банк будет присылать сообщение о каждой операции по карте. Так вы сможете легко следить за состоянием счета и вовремя обратиться в банк, если с карты без вашего ведома списываются деньги.

Ежемесячно проверяйте выписку по счету. Ее можно взять в отделении банка или обратиться в банк, чтобы вам присылали ее по электронной или обычной почте.

Если вы пользуетесь интернетом, подключитесь к интернет-банкингу — так вы сможете ежедневно контролировать средства на своих счетах.

Сохраняйте все чеки по операциям, даже если оплата картой или снятие наличных не удались. Так будет легче доказать банку свою правоту, если по карте были мошеннические или ошибочные операции.

Запишите номер службы поддержки своего банка в мобильный телефон и перезвоните в банк, если у вас возникли любые сомнения в сохранности денег на карточном счете.

В МАГАЗИНЕ

Настаивайте, чтобы операцию проводили при вас, и не выпускайте карту из виду.

Сверяйте сумму, которую списывают с карты (по чеку терминала) с реальной стоимостью покупки (по чеку магазина). Если в чеках увидите расхождения, требуйте от кассира или администратора отмены операции (технически это возможно).

Если операция по карте по какой-то причине не прошла, дождитесь чека, подтверждающего, что операции не было (его должны вам отдать), и только потом повторяйте оплату.

В БАНКОМАТЕ

Перед снятием наличных постарайтесь на глазок определить, нет ли на банкомате (на щели, куда вставляется карта, и клавиатуре) каких-то накладок или лишних элементов (дополнительных ламп, "карманчиков" для рекламных буклетов и т.д.). В них обычно мошенники прячут свою технику, с помощью которой копируют карты и подсматривают пин-коды. Если что-то вызывает у вас подозрения, лучше перестраховаться и пойти к другому банкомату.

Пользуйтесь "железными кассирами", которые находятся у отделений или непосредственно в отделениях банков. Там меньше шансов столкнуться с мошенническими наворотами, так как эти банкоматы находятся под присмотром охраны банка.

Когда вводите пин-код, прикрывайте клавиатуру свободной рукой.

Если банкомат проглотил вашу карту и не отдает, не отходя от него, перезвоните в свой банк и сообщите о случившемся. Банк, скорее всего, заблокирует вашу карту и выпустит новую.

В ИНТЕРНЕТЕ

Если вы не планируете платить в интернете, обратитесь в банк с просьбой заблокировать интернет-платежи.

Для расчетов в интернете лучше использовать специальные карты только для онлайн-расчетов. Они есть у большинства крупных банков. Такие карты легче блокировать и разблокировать, если будет в этом потребность.

Оплачивайте товары и услуги карточкой только на известных сайтах.

Не вводите данные с карточки, если вам присылают запросы или анкеты якобы для проверки карты или подтверждения, что именно вы являетесь ее держателем.

Если вы оплатили что-то через интернет, распечатайте подтверждение оплаты, чтобы там был виден адрес сайта и реквизиты вашего заказа — адрес доставки, имя покупателя.

ДЕНЬГИ НА КАРТУ МОГУТ И НЕ ВЕРНУТЬ 

Фото с сайта VisualPhotos
Риск. Не оставляйте официанта один на один с карточкой

"Был с друзьями в ресторане. Выпили, конечно. Наличных не хватило, поэтому оплатил счет карточкой. На следующий день хотел снять деньги в банкомате, но на счете оказалось меньше, чем ожидал", — рассказал свою предысторию знакомства с ресторанным мошенничеством киевлянин Юрий. Заподозрить ресторан в обмане позволил звонок в банк. Оказалось, что в общепите с карточки Юрия деньги списали дважды: сначала по его счету, а потом еще раз, по чужому, но на меньшую сумму.

В принципе то, что две операции по карточке были проведены подряд в одном месте, может и должно насторожить банк. "При подозрительных операциях мы перезваниваем клиенту и уточняем, совершал ли он их. Если нет, мы сразу же блокируем карточку", — рассказал "Сегодня" директор департамента платежных карт банка "Финансы и Кредит" Владимир Лосев. Но, как видим в случае с Юрием, его банк не отследил то, что в одном месте было проведено подряд две операции. Поэтому наш совет: после оплаты карточкой счета в ресторане перезвоните в банк. Если там вам сообщат, что списано больше положенного или проведено больше одной операции, которой вы оплачивали счет, просите банк заблокировать карту.

КАК "ПРОТЕСТОВАТЬ". Независимо от того, когда вы узнали о мошеннической операции, через несколько минут или недель, нужно поскорее заняться ее опротестованием. Подобная возможность есть во всех банках, которые занимаются выпуском и обслуживанием платежных карт. Опрошенные нами банкиры говорят, что гарантии успеха нет, но в зависимости от обстоятельств банк все-таки может вернуть вам деньги. "Магазинам и ресторанам не рекомендуется проводить несколько операций по одной карте. Согласно одному из правил платежных систем, если по карте клиента проведены две операции подряд и он не подвергает сомнению первую операцию, но не согласен со второй, она автоматически отменяется, и деньги возвращаются ему на счет. Опротестовать операцию получится и в случае, если торговая точка при расследовании не предоставит чек по операции, хотя она обязана это сделать", — рассказал "Сегодня" член совета директоров "Дельта Банка" Евгений Плотица. В то же время банкиры говорят, что все зависит от обстоятельств. Поэтому, если вы уверены в своей правоте, то смело протестуйте!

Процедура оспаривания операции довольно проста.

1. Узнав о лишней операции по карте, нужно написать заявление в банк. В нем нужно объяснить, что деньги были списаны без вашего согласия, попросить банк провести расследование и вернуть незаконно списанные средства на ваш счет.

2. К заявлению приложите имеющиеся у вас документы, подтверждающие, что вы не совершали этого платежа и не давали на него добро. Если у вас из ресторана остался счет или чек из терминала, приложите их копии. Это покажет банку, что одну из операций вы проводили сознательно, т. е. вас вряд ли можно уличить в невнимательности.

3. Подав заявление, придется ждать 45—60 дней. Таковы сроки расследования.

4. Если банк сочтет операцию незаконной, деньги вам вернут. Кстати, в случае провала банк может вас еще и оштрафовать (на 50—200 грн.) за неправомерное опротестование.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Одарюк Антон
Вы сейчас просматриваете новость "Как сберечь деньги на карте". Другие Финансовые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: