Всего в прошлом году в Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) поступило 5022 обращений и жалоб по вопросам страховой деятельности, включая обращения народных депутатов, письма Кабмина, Администрации президента, комитетов Верховной Рады, министерств и др., что на 3194 меньше чем за 2014 г.
Но по результатам рассмотрения этих жалоб выплачено намного больше денег: 68,63 млн грн вместо 40,83 млн.
Получив обращение, комиссия запрашивает у страховых компаний необходимую информацию и документы. После их получения сотрудники Нацкомфинуслуг проводят анализ и в случае выявления нарушений составляется акт, назначается рассмотрение дела, по результатам которого применяются соответствующие меры воздействия к страховщику.
В прошлом году 61,8% обращений касались неисполнения или ненадлежащего исполнения страховыми компаниями обязательств по договорам ОСАГО. 19,2% – вопросов добровольных видов страхования: по размеру страхового возмещения и срокам принятия решения о выплате, об отказе в выплате возмещения, о разъяснениях норм законодательства и договоров.
Претензии и их стоимость
Компания | Действия | 2014 | 2015 |
Украинская транспортная страховая компания | жалобы | 275 | 756 |
выплаты, млн грн | 1,433 | 6,413 | |
Украинская охранно-страховая компания | жалобы | 492 | 566 |
выплаты, млн грн | 5,478 | 6,220 | |
"Оранта" | жалобы | 1692 | 433 |
выплаты, млн грн | 0,98 | 7,504 | |
"Эталон" | жалобы | 202 | 201 |
выплаты, млн грн | 2,818 | 4,131 | |
"Провидна" | жалобы | 273 | 125 |
выплаты, млн грн | 3,776 | 1,120 | |
"Доминанта" | жалобы | 21 | 118 |
выплаты, млн грн | 0,262 | 6,433 | |
"НОВА" | жалобы | 26 | 98 |
выплаты, млн грн | 0,135 | 1,088 | |
Все СК страны | жалобы | 8216 | 5022 |
выплаты, млн грн | 40,83 | 68,63 |
Примечание. В таблицу включены компании, у которых количество обращений в два раза и более превышает средний показатель по всем СК.
В своем сообщении комиссия также отчиталась о технологических улучшениях в работе:
- среднее время от поступления обращения до устранения страховой компанией нарушений сокращено в два раза;
- срок от составления акта до принятия решения в комиссии сокращен в четыре раза;
- время устранения нарушений уменьшено на 10-30 дней;
- введен алгоритм контроля за выполнением мер воздействия;
- начата публикация на сайте Нацкомфинуслуг решений комиссии по результатам рассмотрения дел о правонарушениях и информационных сообщений для участников рынка.
13,7% всех обращений были сделаны по поводу компаний, у которых были отозваны лицензии на осуществление деятельности в сфере финансовых услуг или которые уже исключены из Государственного реестра финансовых организаций.
В связи с этим комиссия напомнила, что в 2015 г. принято решение об аннулировании лицензий таких страховщиков: "Украина", "Зенит", "Гарант-Авто", "Гарантия", "Украинский страховой дом", "Статус".
Также в прошлом году из госреестра были исключены компании "Инкомстрах" и "Провита", лишенные лицензий в 2013-2014 гг.