укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Новости экономики Финансовые новости
27 Января 2010, 07:22  Версия для печати  Отправить другу
×
Утром — деньги, стулья — потом http://www.segodnya.ua/img/article/1860/32_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1860/32_tn.jpg Финансы Как купить товар по схеме "покупка в группах" и получить его.
В складчину. Участники группы сбрасываются, чтобы по очереди осчастливить всех. Фото: А. Искрицкая
В складчину. Участники группы сбрасываются, чтобы по очереди осчастливить всех. Фото: А. Искрицкая

Утром — деньги, стулья — потом

Как купить товар по схеме "покупка в группах" и получить его.

От того, что в стране кризис, у нас с вами потребность занять на покупку быттехники, авто или жилья не пропала. Но взять взаймы у банка нынче непросто: нужен немалый первый взнос (до 50%), справка с большой белой зарплатой и поручитель. Да и дорого — до 40% годовых в гривне. На выручку приходят альтернативные кредиторы. Нынче нередко можно встретить объявления, предлагающие кредиты на авто без первого взноса, на срок до 10 лет и под минимальные ставки от 2—4% годовых в гривне. Наше расследование показало, что такие объявления часто дают компании, работающие по схеме "покупка в группах". Кредитуют они в основном покупку авто, хотя некоторые помогают также при покупке техники и жилья (на срок до 20 лет). Мы решили разобраться в плюсах и минусах такой схемы кредитования.  

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Схема напоминает кредит с отсрочкой получения товара. Клиент заключает договор с компанией и начинает вносить ежемесячные платежи (они рассчитываются исходя из цены авто). За каждый платеж ему начисляется определенное число баллов, которые и влияют на скорость получения товара. По мере накопления средств на покупку товаров, компания покупает их и распределяет среди участников. "Право на получение в каждом конкретном месяце товара получают те клиенты, у которых в данном месяце накопилось максимальное количество баллов в группе", — рассказали нам в компании "Авто Просто" (ТМ "Авто Так"). То есть, чем больше вы будете вносить денег каждый месяц, тем быстрее получите авто.

Есть и альтернативная схема — аукцион. Для участия в нем участники направляют в адрес компании заявки с указанием суммы, которую они могут внести с опережением графика. Тот, кто предложит максимум, и получит право на получение товара. После этого участник группы обязан и дальше ежемесячно вносить платежи до полного расчета, так как товар оформляется в залог.

Покупка в группах — не украинское ноу-хау. Эти схемы зародились 40 лет назад в Латинской Америке, и успешно работают не только там, но и в Венгрии и Португалии.

ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ПОКУПКА?

Компании рекламируют обычно только низкую процентную ставку (2—7,5%), хотя на самом деле в ежемесячный взнос также входят расходы на страхование жизни должника (1—2% цены товара в год) или авто (5—6% цены в год после получения авто). Во время подписания договора участнику группы придется заплатить вступительный взнос (3—5% стоимости товара), а перед получением авто — плату за право на получение товара (3—10% цены товара). Неприятной неожиданностью для участника будет то, что ни вступительный взнос, ни плата за получение товара не идут на погашение долга перед компанией, что удорожает товар на 6—15%. Также клиенту стоит знать, что к заявляемым тарифам компания берет НДС (то есть все платежи будут на 20% больше), что рекламируемая ставка взимается не от остатка долга, как делают банки, а от полной цены авто (из-за этого ставка в 7% на 10 лет превращается в 14% годовых), а также то, что цена автомобиля не фиксируется в договоре и может изменяться.

ПОЛУЧИТЬ ТОВАР РЕАЛЬНО?

Этот вопрос очень актуален, так как групповики в своих договорах не указывают конкретных сроков получения клиентом товара — лишь сложно сформулированные обещания выдать автомобиль в случае выполнения клиентом условий договора, по которому срок внесения платежей составляет до 10 лет (этот срок и является максимальным для получения товара).

Менеджеры компаний, которые общаются с клиентами, не спешат предупреждать об этом. Более того, в большинстве случаев, если клиент сомневается, менеджер обещает ему, что он получит автомобиль через 3—4 месяца. Увы, слова менеджера не являются частью договора, и для тех, кто не вносит наперед крупных платежей за товар (до 30—40% его цены), остаются пустыми обещаниями. Положение клиентов осложняется тем, что далеко не все компании дают почитать договор перед его подписанием, а те, что дают почитать, увы не позволяют забрать его с собой, например, для консультации с юристом.

Тем не менее, получение товара по такой схеме вполне реально, и в договорах большинства компаний соответствующее право клиента при выполнении им условий договора прописывается. Кроме того, клиенты крупных компаний, которые много лет работают на этом рынке (некоторые — еще с конца 90-х), имеют возможность отслеживать собственное продвижение в очереди за товаром (на Интернет-сайтах компании или по телефону) и присутствовать на мероприятиях, где распределяются автомобили. Например, за несколько дней клиент может узнать, сколько баллов накопилось у него, сколько баллов у лидеров группы и сколько денег нужно внести, чтобы быть в числе лидеров.

Также у некоторых компаний открыта информация о том, какие предложения сделали участники аукциона заявок, что помогает клиенту понять, какое предложение ему нужно сделать на таком аукционе, чтобы ускорить получение товара.

ИЗ ГРУППЫ МОЖНО ВЫЙТИ?

Если вы вдруг передумали, всегда можете выйти из группы. Однако стоит знать, что в таком случае компания не вернет вступительного взноса и платы за свои услуги (те платежи, что называют процентной ставкой), а также удержит штраф (2—3 месячных платежа). Но не рассчитывайте получить деньги быстро, так как сроки, в течение которых компания должна рассчитаться с выходящим из группы участником, в договорах не указаны.

Как рассказали нам клиенты "групповиков", которые хотели выйти из своих групп, компании-администраторы могут возвращать деньги в течение всего срока жизни группы, то есть до 10—20 лет! Хотя это зависит от компании. В договоре одной из них предусмотрено создание специального фонда для возврата средств желающим покинуть группу (туда из платежей участников отчисляется 5% цены авто).

Но и у этой компании в договоре есть нормы, позволяющие затягивать выплату. Например, если в спецфонде нет средств, то выходящий из группы клиент будет получать деньги по частям до полного расчета, а это может затянуться на долгие месяцы. Кстати, у этой же компании договор можно расторгнуть в течение 7 дней после подписания без штрафных санкций.

КТО ОТВЕТИТ ЗА ОБМАН И МОШЕННИЧЕСТВО?

Увы, никто, так как компании-администраторы групповых покупок работают без контроля со стороны государства! Такой вид бизнеса не лицензируется, хотя, как говорят юристы, по сути является финансовой услугой. В Госфинуслуг, которая контролирует небанковские финансовые институты (страховые компании, кредитные союзы и т.д.), разводят руками. "У нас нет рычагов влияния на "покупки в группах", так этот вид деятельности не урегулирован и не подпадает под действующее законодательство о финансовых услугах", — признается замдиректора департамента стандартов регулирования Госфинуслуг Виктор Логвиновский. То есть, подписывая договор, вы должны понимать, что фактически находитесь один на один с компанией-администратором. И, если ее владельцы решат собрать денежки и скрыться, вам одна дорога — в правоохранительные органы. На мошенничество, недомолвки и прочее некорректное поведение со стороны "групповиков" Виктор Логвиновский советует жаловаться в прокуратуру и обращаться в суд.

УКРАИНЦЫ И ГРУППЫ: КТО КОГО?

Причина большинства нареканий украинцев на покупки в группах состоит в том, что обещания менеджеров при заключении договора расходятся с действительностью. Например, киевлянину Николаю машину обещали через 3—4 месяца, а получил он ее только через 2,5 года. Причем это стало возможно только благодаря тому, что банк, где на тот момент работал Николай, выдал ему кредит на 35 тыс. грн., которые помогли ему стать первым в очереди на авто. Теперь он гасит два долга: перед банком и остаток платежей за авто.

Кстати, о договоре. Вчитался в него Николай только через 2,5 года, когда готовился получать авто и только тогда узнал, что цена машины не фиксируется, как например, при банковском кредите, и может расти. "За 2,5 года, от заключения договора в 2006-м до получения машины в 2009-м, цена машины выросла с 78 до 128 тыс. грн. Если бы я знал этот нюанс при заключении договора, никогда бы не подписал его", — возмущается Николай.

Обиделся на компанию-администратора своей группы и дончанин Сергей. Машину ему тоже обещали через 3—4 месяца, но спустя год исправного внесения платежей с опережением графика авто ему так и не выдали. Он решил расторгнуть договор с компанией, что и сделал в феврале 2009-го, но денег ему до сих пор не вернули и неизвестно когда вернут. Кстати, за это время он успел через суд признать договор недействительным (это значит, что компания должна вернуть ему все уплаченные деньги без предусмотренных договором штрафных санкций), но и это не ускорило получения денег.

Хотя есть и те, кто шел в "покупки в группах" сознательно, разобравшись в недостатках этой схемы и ее достоинствах. Пенсионерка Лариса Николаевна из Владимира-Волынского пошла в "группу", так как другой возможности купить авто, необходимое для ухода за сыном-инвалидом, у нее нет — пенсионерам банки кредиты не дают. Машину она получила через год после подписания договора, так как платила наперед. А Александр из Кременчуга получил машину через 3 месяца. "Я разобрался в особенностях схемы и понял, что получу машину быстро только, если внесу большой платеж за нее. Так и сделал — внес почти полцены авто. Теперь буду с опережением платить остаток долга, и по моим подсчетам переплата будет намного меньше, чем в банке", — рассказал нам Александр.

А вот Сергей Павленко из Чернигова подписал договор только в октябре 2009-го и машину готов ждать. "Я прочитал договор и понял, что машину я могу получить тогда, когда сам захочу. Ведь сейчас, в такую погоду и при нынешнем состоянии дел в стране, машина мне не нужна. Планирую осенью, если с работой наладятся дела, сделать большой платеж (у меня есть запас для этих целей) и быстро получить машину", — рассказал нам Сергей.

НАШЕ РЕЗЮМЕ

Исходя из опыта наших читателей, обращаться к такой схеме покупки авто (или другого товара) можно, если вам недоступен банковский кредит, вы готовы внести большой, 30—40% цены, платеж или подождать получения товара год-другой. Но главное, в любом случае, ознакомьтесь с договором и разберитесь в подробностях схемы получения авто! При этом бросаться в любую подобную компанию не стоит. Выбирать нужно ту компанию, которая дает ознакомиться с договором (желательно на вынос, для консультации с юристом), а менеджеры не таясь рассказывают о мельчайших деталях схемы и отвечают на любые ваши вопросы. Еще один критерий: открытость информации о распределении товаров. У участника группы должна быть возможность контролировать свое продвижение к мечте (получению товара) через Интернет-сайт или call-центр компании, а также присутствовать на мероприятиях по распределению товаров.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Одарюк Антон
Вы сейчас просматриваете новость "Утром — деньги, стулья — потом". Другие Финансовые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: