Мобильные технологии и интернет настолько прочно вошли в современную жизнь, что практически любая инновация воспринимается потребителем как должное. Новинки IT-рынка – мобильные и web-приложения, которые заполнили буквально все потребительские ниши, не обходят стороной и финансовый рынок. Все это, безусловно, влияет и на курс дальнейшей стратегии развития банковской сферы.
Современный человек больше не желает стоять в очереди для совершения тех или иных денежных операций, и растущее с геометрической прогрессией число производимых безналичных платежей – прямое тому подтверждение. Все больше популярности набирают небанковские платежные системы и электронные деньги – WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI, PayPal, BitCoin, и другие, которые предлагают мгновенные удобные онлайн переводы, таким образом, выступая прямыми конкурентами игроков банковского рынка. Для банков – это серьезный повод переосмыслить существующий подход к своей линейке услуг и продуктов, иначе уже в ближайшем будущем они останутся лишь в роли пассивного наблюдателя, в то время как безналичные деньги сосредоточатся в руках околофинансовых компаний.
Единственное верное решение, позволяющее банкам оставаться на плаву и формировать постоянно растущую базу лояльных клиентов – предложить им тот продукт, в котором они нуждаются прямо сейчас. Ставка на финансовые технологии поможет вывести в лидеры тех участников банковского рынка, которые сейчас остаются в тени, но готовы переосмыслить и изменить курс своего развития.
"К сожалению, переделать старую банковскую систему в новую, мобильную и клиентоориентированную – не легко. Для большинства банков это значит не только полностью переосмыслить существующие процессы и заменить программные комплексы, но и изменить мышление каждого сотрудника – от руководителей бизнесов до специалистов, которые предоставляют ежедневное обслуживание клиентам. Многие участники рынка уже сейчас демонстрируют первые результаты – приложения мобильного банка для смартфонов, отделения нового формата, но это скорее точечные элементы изменений, а не глобальная перестройка. В такой ситуации, наверное, легче построить банк будущего на платформе молодого банка, над чем мы сейчас и работаем", – отмечает Ярослав Личман, Председатель Правления ПАО "Вектор Банк".
Какие предпосылки для создания банка будущего?
Если посмотреть на современную молодежь – это гиперподключенное поколение. И смартфон для них выполняет функции "третьей руки/третьего глаза" – это способ коммуникаций (звонки, чаты), видео/фото-камера, мгновенный доступ к новостям благодаря подключенности к социальным сетям; это записная книжка, калькулятор, планировщик бюджета, "читалка", это даже ваш личный инструктор по фитнесу.
"Две трети пользователей мобильных телефонов в США берут их с собой в постель…Мобильник – последнее, чем они пользуются вечером, и первое – утром." (Из книги Бретта Кинга "Банк 3.0")
В Украине данные показатели меньше, но они быстрыми темпами догоняют эти значения. Данный тренд говорит о том, что нельзя игнорировать значимость смартфонов и в финансовой жизни, и для привлечения в Банк новых лояльных клиентов необходимо делать ставки именно на мобильные устройства и потребности пользователя.
Что же такое банк будущего?
Это финансовая система, которая ориентирована на абсолютную мобильность клиента, прозрачность денежных операций и повышение качества обслуживания. Мобильные приложения с привлекательным и юзабильным интерфейсом позволяют осуществлять полный контроль над транзакциями личных денежных средств, отслеживать изменения ставок, курсов, новостей, управлять своим бюджетом, выполнять переводы и оформлять депозиты/кредиты, получать консультации специалистов со своего смартфона в любой точке мира, 24 часа в сутки.
Тенденция перехода в онлайн прозрачно указывает на нецелесообразность развития сети банковских отделений. В ближайшем будущем останутся лишь главные офисы и точки терминалов самообслуживания.
"Мы планируем строить мобильный банкинг, развивать сеть точек продаж, но – не стандартную сеть отделений (это затратно и не актуально в привычном нам виде), а в формате точек идентификации и консультации. Наши основные целевые клиенты – это малый и средний бизнес, а также частные лица, для которых важна мобильность. Сейчас у нас есть цель и амбиции, мы готовим фундамент для развития банка будущего, и мы уже делаем небольшие, но взвешенные шаги в данном направлении ", – резюмирует Ярослав Личман.