Авиакомпании Украины весь год несут большие потери

Из-за девальвации и боевых действий авиаотрасль теряет пассажиров и деньги

Украинский рынок авиаперевозок не вышел из зоны турбулентности. По итогам 2014 г. он недосчитается нескольких авиа­компаний и минимум 30 % пассажиров. Последствия  событий конца 2013 г. в полной мере дали о себе знать уже в январе этого года. Продажи билетов по сравнению с тем же месяцем 2013‑го упали на 30 %. Февраль прошел спокойно, но девальвация, ударившая по спросу, набирала обороты, пишет "Капитал".

"К сожалению, у авиаперевозчиков тарифы на перелеты привязаны к доллару США. И если зимой "стодолларовый билет" приобретался за 800 грн, то летом — уже за 1200 грн, а сейчас он стоит 1600 грн. Поскольку зарплаты не индексировались, произошел серьезный отток пассажиров", — поясняет эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий. Многие сменили бизнес-сегмент на эконом, а те, кто летал экономклассом, и перешли на другие — более дешевые — виды транспорта.

Реклама

Аннексия Крыма и вооруженное противостояние в Донбассе ухудшило ситуацию. "С марта полностью потеряли авиасообщение с Симферополем, с мая — с Донецком. Эти два узловых аэропорта по объемам перевозок уступали только "Борисполю"", — подчеркнул Хайнацкий.

Нестабильная  ситуация в стране также не самым благоприятным образом отразилась на пассажиропотоке. По итогам января-октября 2014 г. общий пассажиропоток сократился по сравнению с тем же периодом 2013 г. на 27,2 %, до 9,41 млн человек. Соответствующий показатель на внутренних рейсах просел на 43,6 %, до 1,16 млн человек, на международных — на 24,1 %, до 8,25 млн человек.

134b120dc86c7187508b5c5673936362b90a88df

Реклама

Графика: Капитал

Новые реалии заставили авиаперевозчиков пересмотреть стратегии. Началась повальная оптимизация бизнес-процессов: сокращение персонала, уменьшение флота, сокращение частоты полетов, пересмотр карты маршрутов. Например, компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) сократила количество самолетов с 37 до 33, отказалась от полетов в российские Новосибирск и Екатеринбург и др., а с 1 марта отменила бесплатное питание в экономклассе на рейсах продолжительностью менее двух часов.

А "ЮТэйр-Украина" к концу года практически полностью приостановила выполнение полетов, за исключением чартерных — для туроператоров. "В этом году авиакомпания приостановила полеты в Луганск, Одессу, Львов и Харьков из‑за снижения спроса, а в Донецк — из‑за закрытия местного аэропорта", — говорил заместитель коммерческого директора "ЮТэйр" Владимир Катерный. По данным tickets.ua и аэропорта Львова, регулярные полеты между Киевом / Львовом и Москвой продолжает осуществлять материнская авиакомпания — "ЮТэйр".

Реклама

Иначе стали себя вести в Украине и иностранные авиакомпании. Полностью прекратили полеты в  страну Emirates, Alitalia, Swiss, Norwegian Air Shuttle, уменьшили количество рейсов Turkish Airlines, "Аэрофлот", Lufthansa, Air Arabia и другие.

Украинским авиаперевозчикам тяжело будет пройти зимнюю навигацию, считает замгендиректора белорусской авиа­компании "Белавиа" Игорь Чергинец. "Украинцы, скорее всего, не будут тратить деньги на отдых и поездки. Предпочтут их сэкономить. В стране ситуация сложная, курс иностранной валюты постоянно растет", — соглашается эксперт авиарынка Сергей Хижняк.

Он напоминает, что авиакомпании вошли в зимний сезон с минимальным запасом прочности. "Обычно финансирование хозяйственной деятельности в низкий сезон отчасти перекрывалось за счет высоких летних доходов. Этим летом авиакомпаниям заработать не удалось. Поэтому главным вопросом станет привлечение капитала для поддержания операционной деятельности. Это могут быть как банковские кредиты, так и реализация собственных маркетинговых мероприятий по привлечению ресурсов. Например, программы очень заблаговременного бронирования и продажи билетов", — рассказывает он.

У авиакомпаний есть только один выход — оптимизировать свои расходы для возможности пережить драматические времена, считает исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко. Каждый участник рынка выбрал свою стратегию выхода из кризиса. "В основном все наши крупные перевозчики, владеющие большими воздушными судами (МАУ, Windrose, Yanair, "Дарт", "Авиалинии Харькова"), смогли найти "подработку" за пределами Украины, тем самым обеспечив себе доход, а своему персоналу работу и сократив издержки, обусловленные содержанием "лишних" самолетов в Украине (воздушные суда передавались в лизинг с экипажами и техперсоналом)", — отметил Хайницкий.

Некоторое преимущество, полагает Чергинец, будет у тех авиакомпаний, которые смогут перевезти туристов "в лето" (например, в страны Юго-Восточной Азии) или получат подтвержденные чартерные программы. Он рекомендует украинским игрокам попробовать выйти со свободным парком на международные тендеры — например, для нужд ООН.

Участники авиарынка и эксперты едины во мнении, что по итогам текущего года пассажиропоток основательно сократится. Оптимисты прогнозируют падение на 25‑30 %, пессимисты — на все 40%. Некоторого оживления в отрасли, при самом благоприятном раскладе, можно будет ожидать только летом 2015 г.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64069.11

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3134.18

Litecoin (LTC)

84.66

Ripple (XRP)

0.54

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять