Капитан "Леман Тимбера": "На пиратах они делают супербизнес".

Освободившиеся из плена моряки уверены, что их захватывали по наводке, а на освобождении нажились посредники.

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ

Пиратские войны, как иногда называют регулярные захваты судов морскими разбойниками в территориальных водах Сомали — на самом деле весьма утонченные и тщательно продуманные криминальные операции с вовлечением в них разных сторон. Подобное мнение высказывают сами моряки "Леман Тимбер" и некоторые сотрудники спецслужб, причастные к их освобождению.

Реклама

КАПИТАН КОРАБЛЯ РОССИЯН ВАЛЕНТИН БАРТАШЕВ: "С ТАКИМИ РЕБЯТАМИ, КАК УКРАИНЦЫ-ЧЛЕНЫ КОМАНДЫ, Я БЫ В РАЗВЕДКУ ПОШЕЛ"

Едва ступив на землю после драматического рейса, капитан "Леман Тимбер" рассказал "Сегодня", как на судно нападали пираты и как вел себя экипаж.

— Валентин Владимирович, скажите честно, вас можно было освободить, не подвергая ваши жизни таким суровым испытаниям, какие прошли, и не уплачивая 750-тысячный выкуп?

Реклама

— Наверное, да.

— Имеете в виду силовую операцию по вызволению экипажа из пиратского плена?

— Силовой захват мог быть, и слухи о нем к нам доходили. Но такая операция могла быть успешной лишь с первого по четвертый день, когда пиратов было мало. Ведь на нас напали 8 разбойников. Они догнали судно на быстроходном катере и прямо на ходу стали забираться к нам на борт...

Реклама

— 8 разбойников против 15 членов экипажа "Леман Тимбер"?

— Да, поначалу их было 8. Потом 12. Потом число пиратов выросло вдвое. А когда на захваченном судне два-три десятка вооруженных преступников, никакая силовая операция без жертв среди моряков уже невозможна.

— Может хотя бы коротко рассказать, как захватывают суда?

— Все произошло как-то буднично, никто к этому не был готов. 28 мая, обеденное время, где-то 13.30. Я обедаю позже всех и уже сменился с вахты. Поел, поднялся в каюту. И вдруг второй помощник мне сообщает, что обнаружен спидбот, быстроходный катер. Я вернулся и слева по борту на удалении полторы мили увидел этот черный скоростной катер с двумя двигателями... Второй помощник, наблюдавший за преследователя в бинокль, сказал, что у них оружие... Мы шли со скоростью примерно 9 узлов... Стали маневрировать, уходить, перекладывать рули... Вызывать другие суда, находившиеся в том районе — никакой реакции... Ну, они подошли совсем близко и стали взбираться на борт... Забрались и объявили, что судно захвачено... Вот и весь сказ...

— Они ведь и стреляли?

— Да, они стреляли, но не прицельно, а по корпусу. К счастью, никого не задело даже рикошетом. А обшивку разворотило прилично. Мы вам фотографию дадим, увидите...

— Пираты на суда не каждый день нападают. Что об экипаже можете сказать?

— Для меня это был первый такой случай. А мы в этот день как раз должны были тренировку проводить на случай разных форс-мажорных обстоятельств. И поначалу многие подумали, что это занятие. Но не скажу, что была паника или растерянность.

— А украинцы как себя показали?

— Я много в этой жизни повидал. И скажу двумя словами: "Молодцы, ребята. С такими парнями, как они, в разведку бы пошел".

— Реально пираты угрожали команде?

— Они вели себя по-разному. Их настроение зависело от того, как шли переговоры о выплате денег. Сначала называлась одна сумма — 3 миллиона долларов. Когда судовладелец снизил ее до 200 тысяч, их это очень разгневало. И так было несколько раз. Ну, не очень комфортно, скажу вам, чувствовать себя на своем же судне под дулом автоматов.

— Вас вывозили и на берег?

— Это была своего рода демонстрация серьезности намерений: мол, не заплатят — останетесь у нас в рабстве надолго...

— Они забрали у членов команды деньги и личные вещи?

— Обобрали практически до нитки. Каким-чудом удалось сохранить капитанский китель, ну еще по мелочам. Вот для Нины Ивановны Карпачевой сберегли небольшой сувенир-шкатулку и книжку-энциклопедию на все случаи жизни. А так — ноутбуки, цифровые фотоаппараты, деньги, все сколько-нибудь ценное забрали.

— Пока не передали деньги, они вели себя на судне как хозяева?

— Абсолютные хозяева. Запрещали передвигаться по судну. В туалет, и то — под дулом... А сами — очень неряшливые. Просто загадили судно...

— Еду, воду забрали тоже?

— Мы только сухпайки со спасательных шлюпок не отдали. Дескать, умрем от голода — деньги не получите. И на упаковке там еще свинка нарисована, они увидели, спрашивают: "Порк?" Мы говорим, "Порк!" Ну, они к свинине прохладно относятся, хотя там на самом деле рисовая какая-то смесь, от которой сильно, до трех-четырех суток, скрепляет желудок.

— Пройдя через пиратский плен, другие испытания, сейчас моряки пытаются выбить из судовладельца то, что им положено — в качестве возмещения причиненного морального и материального ущерба.

— Образно говоря, попали из одной клоаки в другую. Судовладелец так со мной на контакт и не вышел. Я думал, уже в Салале подойдет ко мне его представитель, хоть чисто по-человечески поблагодарит. Но нет. Нас постоянно обманывали — и даже когда после освобождения попали в дикий шторм, и возникли проблемы с двигателем — заявляли, что вышлют буксир, но не высылали, тянули время...

— Почему, на ваш взгляд, такое происходило?

— Ну, вот такое отношение к людям... Я бы не хотел это комментировать... Тем более не все ясно до конца...

ПРОВЕРЕН АФГАНОМ. Барташов Валентин Владимирович Родился в 1964 году. Закончил мореходку. Срочную военную службу проходил в спецчастях ВМФ СССР. Был направлен в Афганистан. Участвовал в спецоперациях. Был трижды ранен, контужен. Об Афгане вспоминать не любит и не хочет. Не пьет. Но много курит. От двух браков имеет трех детей. На вопрос, когда снова в море, отшутился: "Когда отпустит жена". Обе руки в красивых татуировках волка и драконов.

"ЛЕМАН ТИМБЕР": КАК ЭТО БЫЛО. Итак, драматическая эпопея с многострадальным экипажем сухогруза "Леман Тимбер", наконец, разрешилась благополучным финалом. Четверо украинских моряков — старший механик Виталий Рудниченко, второй механик Станислав Илюшкин, четвертый механик Сергей Атакузиев и электромеханик Сергей Алымов, которых специальным чартерным Ил-62М авиакомпании "Украина" привезли домой из оманского порта Салала как героев, приходят в себя после 42-дневного плена у сомалийских пиратов, вынужденного голодания и жутких штормов.

Однако может статься, что впереди моряков ждет еще одно испытание. Судовладельцы, о чем "Сегодня" уже писала, соглашаются компенсировать им лишь малую толику пережитых моральных и материальных издержек в виде только месячного жалованья (это суммы от 2-3 тысяч долларов). В тот день, когда судно на буксире дошло в Салалу, представители компании не только не хотели слышать о 30 тыс., но даже чинили преграды с выдачей морякам их загранпаспортов.

Дабы разъединить команду, не дать ей выработать единую позицию, препятствовать контактам с группой поддержки украинского омбудсмана Нины Карпачевой, прибывшей спецрейсом из Киева, и в итоге бросить жалкую подачку, на экипаж оказывалось нешуточное давление. Девятерых граждан Мьянмы (так теперь называется Бирма) запугали, что те навсегда забудут о море, прибрели авиабилеты с пятью пересадками и отправили домой. Так же поступили с эстонцем Ардо Калле, который отказался лететь с нашими через Киев.

Украинцы возвращались вместе со своим капитаном, гражданином России Валентином Барташовым. Из разговора с которым, а также другими членами экипажа мы пытались понять, случайно ли то, что произошло с "Леманом Тимбером", который фактически повторил судьбу других судов с нашими экипажами, кто стоит за такими ЧП, и можно ли обезопаситься от непредвиденных ситуаций как на море, так и на суше.

"В ЭТОМ ЧЕРНОМ БИЗНЕСЕ У БЕРЕГОВ СОМАЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ МНОГИЕ". Пиратские войны, как иногда называют регулярные захваты судов морскими разбойниками в территориальных водах Сомали — на самом деле весьма утонченные и тщательно продуманные криминальные операции с вовлечением в них разных сторон. Подобное мнение высказывают сами моряки "Леман Тимбер" и некоторые сотрудники спецслужб, причастные к их освобождению.

Схема приблизительно следующая. С помощью спутниковой навигации, возможно, при участии береговой охраны, выбирается жертва — судно с грузом, которое движется вблизи сомалийского побережья. На его перехват бросается небольшая команда вооруженных разбойников, которые для пущей острастки палят в направлении судна, вынуждая экипаж остановиться либо подчиниться (случаи оказания сопротивления известны, но жизнь дороже). Условия, как правило, одни и те же — выкуп.

Откуда ни возьмись появляются посредники, принимающие на себя функции "пожарных", улаживающих конфликт мирным путем. Это очень оборотистые, хорошо осведомленные люди с хорошими связями как в бизнес-кругах, банковской, страховой сферах, так и среди преступников, а также среди местных жителей. В данном случае, посредниками были некие Джеймс и Нурани (источники "Сегодня" в СВР убеждены, что эти господа имели какое-то отношение к британской разведке МИ-5). Они решали вопросы по гарантиям членам экипажа, выплатам выкупа, принимали непосредственное участие в "торгах".

Моряки говорят, что, когда уточнялась окончательная сумма, и была названа цифра 750 тысяч долларов, вдруг возникла пауза — Нурани и Джеймс дали понять, что они хотели бы "срубить" с этой суммы дополнительный процент (назывались $30 тыс.) якобы за то, что на "Лемане" никто не пострадал и даже не заболел.

— Человек по имени Мартин, который привез выкуп, — делится своими размышлениями Виталий Рудниченко, — сказал, что Нурани совсем не тот, за кого себя выдает. Да и личность Джеймса какая-то сомнительная... Они нашли свой интерес в этом черном бизнесе – бизнесе на людских судьбах. Но и за этим бизнесом, и за этими людьми стоят очень большие деньги, которые делит между собой кто-то гораздо более могущественный и пока не видимый.

Аденский залив, где происходят захваты (кстати, позавчера было совершено нападение еще на один сухогруз — уже японский) – это примерно 100 миль. По морских меркам – ерунда. Можно ли обеспечить эту зону надежной охраной? Безусловно, да, уверены наши моряки, тем паче, силами американских военных кораблей, постоянно присутствующих в данном регионе.

— Однако же эта зона не контролируется, и факт захвата судов с экипажами здесь происходят все чаще, — продолжает Рудниченко. — Одна сторона — пираты. С ними как-то могут быть связаны судовладельцы, страховавшие плавсредства на крупные суммы и, естественно, заинтересованные в выплатах. А суммы, которые выделяются обычно сразу после сигнала о требованиях разбойников, какое-то время находятся на банковских счетах, чтобы за месяц-другой на них набежал определенный процент.

Так и тут: как только антикризисный штаб получил $750 тысяч, они больше месяца прокручивались через один из немецких банков. И посредники (возможно, действовавшие в сговоре с судновладельцем) имели с этого свой процент. Это ведь не десятки и не сотни долларов. А если выкуп зашкаливает за миллион...

В доле, по версии других источников, могут находиться также чиновники переходного федерального правительства Сомали, предводители местных племен, служащие близлежащих Кении, того же Омана, других государств.

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева считает: раз существует пиратский плен, стало быть есть и разветвленный криминальный рынок услуг, который вряд ли мог бы существовать без мощной поддержки. Вот только какой и чьей – вопрос...

ОНИ ВЕРИЛИ, ЧТО ДОМА ИХ ДОЖДУТСЯ. Старший механик Виталий Рудниченко рассказывает, что выдержать эти почти два месяца помогали вера в то, что каждого обязательно дождутся, а еще — случай, удача.

— Когда пираты открыли стрельбу и вовсю шмаляли по левому борту нашего судна, пуля из Калаша пробила стену моей каюты, прошла снизу к двери, а там иконка висела, и я точно знаю, что это она меня сберегла... И еще меня крестик берег, который я никогда не снимаю и уже 6 контрактов подряд ношу... Его в церкви святили... Но самую большую благодарность, кроме Нины Карпачевой, конечно, хотели бы выразить своим женам. Если б они не подняли на ноги всех, не обратились за поддержкой к прессе, не знаю, чем бы эта история закончилась, дошли ли бы мы до берега и разговаривали бы с вами... Мы и газете "Сегодня" спасибо говорим – вы каждый день звонили на борт, а знаете, как это много значит? А вот теперь сало настоящее привезли, с прожилками, чесноком начиненное – вкуснотища... Мы о нем столько говорили между собой, когда голодать приходилось... И вот, наконец-то, увидели... Да с лучком, да с черным хлебом... Ох, не сало – бомба!..

— Меня, уверен, тоже сберегло вот это, — извлекает нашейный крестик Стас Илюшкин. — Я вообще-то православный старообрядец. Пираты как захватили судно, так сразу начали рыскать по нему, чтобы забрать все ценное. А я вот спрятал его и, наверное, он меня сохранил...

Свои амулеты показали и другие ребята.

— Мне в каждый рейс крестик жена кладет, а ей его бабушка подарила, — говорит Сережа Алымов. — И три иконки было с собой. А на кого еще надеяться? Только вера и помогала...

И еще один любопытный штрих. У члена экипажа из Эстонии Ардо Калле совсем прохудились ботинки. Карпачева привезла ему новые, кожаные, дорогие. Ардо подарок принял, но лететь домой вместе с другими моряками отказался. Впрочем, и старые штиблеты не выбросил. Как в старом анекдоте о прибалтах: "Пригодицца..."

"БОЛЬШЕ ВСЕГО ХОЧЕТСЯ УПАСТЬ В ЗЕЛЕНУЮ ТРАВУ...". Спасенные моряки признают, что, если б их жены не подняли шум, не подключили прессу, то неизвестно, чем бы эта история закончилась, и закончилась ли бы...

— Я не звонил домой, хотя такая возможность была, чтобы лишний раз жену не тревожить, — говорит Виталий Рудниченко. — И все хотелось, чтобы этот плен быстрее закончился, а оно вон как затянулось... Мне кажется, наши близкие переживали гораздо больше, чем мы... Они ведь не знали, что происходит, а неизвестность хуже всего...

Им снились родные лица, а вместо надоевших волн — зеленая трава, куда хотелось упасть и забыться. Снились ли вещие сны?

— Представьте, да, — отвечает Сергей Атакузиев. — За день до освобождения мне приснилось, что к борту подойдет небольшой катер, оттуда сойдут какие-то люди с деньгами, заплатят пиратам, и нас отпустят... Явственно видел много денег и людей. И парням своим рассказал, что, мол, вот такое приснилось. Виталий Рудниченко был в машинном отделении, услышал и говорит: "Ну, значит, так тому и быть". А днем позже нас освободили. Подошел катер, привезли деньги и нас отпустили. Вот и не верь после этого в сны...

Еще ребята по секрету рассказали, что часто им снились всякие разные эротические сцены, но попросили на этом внимания не акцентировать. А на вопрос, крепко ли будут обнимать своих любимых, отделывались шутками: "Мы их просто съедим..."

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63726.15

Binance Coin (BNB)

557.28

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

81.45

Theta (THETA)

2.08

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять