Борис Михайлов: "После Сталина в Харькове началась сексуальная революция. Многие снимали обнаженку, но вопрос был в том, показывать или нет..."

Харьковский фотохудожник о гражданской позиции, обнаженной натуре, порнографии и своем юбилее.

Свой семидесятилетний юбилей харьковский фотограф-концептуалист мировой величины Борис Михайлов встретил с женой в Крыму между Феодосией и Коктебелем. Вернувшись в родной город в перерывах между выставками в разных странах мира, Борис Андреевич ищет свежие тенденции в нынешней жизни и готовится к работе в немецкой Академии искусств.

Я ДОЛЖЕН ЭТО ПОКАЗАТЬ!
— Вы сейчас являетесь одним из законодателей концепций мировой фотографии. А как вы начали самостоятельно мыслить и видеть? Это врожденное?
— Не могу сказать, что я самостоятельно вижу и мыслю. Конечно, красиво было бы сказать, что я такой герой еще с детства — что мой папа бросил меня на пол, я ударился головой, и после этого появилась гениальность.

Реклама

— А такого не было, чтобы папа бил?
— Было, а как же! ("За двойки", — подсказывает жена Бориса Андреевича Вита). Один раз галошей по морде дал. На самом деле, папа у меня очень хороший был, просто я был хулиган. Так вот, мне кажется, что я больше не себя отражаю, а культурную прослойку того времени. И я — часть прослойки, которая отражает эти традиции. Если бы спросить, к кому я ближе, то я бы сказал нахально — к Сахарову. Этот слой смотрел не только на политику, но и на женщину, на природу. Я думаю, что мой взгляд — это ментальность интеллигенции той закваски.

— Когда вы начали снимать в 70-е годы, это было хобби?
— Да, фотография начиналась как хобби, я работал инженером на военном заводе. Я тогда уже снимал социальные вещи. Это было желание инженера видеть правду. Потом эту правду надо было отстаивать. Я вдруг почувствовал, что отражаю гражданскую позицию, снимая женщину! Тогда женщину вообще не снимали, а если и снимали, то не показывали. И мне казалось это ханжеством.

— Гражданская позиция заключалась в демонстрации обнаженной женщины?
— Дело в том, что время меняется, и после Сталина во всем мире началась сексуальная революция. И в Харькове тоже, но здесь она была закрыта, спрятана. Напряженность была, и она вышла через меня. Многие снимали обнаженку, но вопрос был в том, показывать или нет? Я показывал... У меня всегда было "Я хочу это показать!" или "Я должен это показать!"

Реклама

— А как на это реагировали "соответствующие органы"?
— Меня выгнали с работы с формулировкой "по недоверию" — так "провожали" проворовавшихся торговых работников, а у меня нашли негативы девушек, которых я фотографировал. С год я работал полотером в доме политпросвещения — там была моя лаборатория, пока не пришло КГБ и не спросило: "Чем ты занимаешься?" Я ведь показывал свои снимки в клубе, и на меня стучали: он баб показывает. Пришли домой, увезли в кабинет, спрашивали, почему ты снимаешь пьяную собаку на фоне демонстраций?

— Вас же могли за порнографию посадить в те времена?
— Они и пробовали, но я старался просто делать красивые снимки, там явной порнографии не было. Конечно, были такие картинки игры в порнографию. Но тогда вообще нельзя было голое тело показывать. Порнографией могли счесть что угодно.

— А где заканчивается фото-документ и начинается искусство?
— Если есть игра, то есть арт! А если игры нет, то может быть серьезная правда. И ввести документальные картинки в музей — значит ввести их в арт.

Реклама

КАК У ШЕКСПИРА
— Как вы чувствуете себя в солидный семидесятилетний юбилей?
— Я говорю себе, что лучше не будет, но надеюсь на лучшее. Я пока не отношу себя к старикам. Вскоре мы придем к состоянию, как у Ильфа и Петрова — "омолодился и умер от скарлатины!" (смеется)

— В этом году вы стали академиком визуальных искусств в Германии. Как это произошло?
— Это случилось неожиданно для меня совершенно. В мае мне пришло письмо с поздравлениями, в котором сообщалось, что меня избрали членом Академии искусств в Берлине. У меня в немецких галереях проходили выставки, и, я думаю, люди знали, что у меня будет юбилей, и так его отметили. Это почетно и престижно, среди членов Академии есть, например, Кафка и Гете.

— А в связи с новым званием у вас появятся новые обязанности?
— Теперь я буду отбирать работы, судить, говорить — это хорошо, это плохо. Надо ходить на заседания и вести дискуссии об искусстве. Это трудно, потому что язык нужно знать. Может, позже буду это делать.

— Один из известных харьковских фотографов Андрей Авдеенко, который организовал к вашему юбилею праздничный "Боб Фест", огорчен, что в различных справочниках вас часто называют "московским концептуалистом". Получается, что вас в Москве больше признают и чаще видят, чем в родном Харькове?
— Я не могу сказать, что Харьков меня не признает, но здесь никто ничего не покупает! Можно что-то делать просто так, бесплатно, но зачем? Можно какие-то гранты доставать, но уже трудно. Себестоимость оформленной работы величиной 1,5 метра — минимум 700 евро, а есть еще транспортные расходы, таможенные расходы. Поэтому пока здесь не будет коллекционеров, показывать будет сложно. А Москва нас покупает и показывает. Сейчас там проходит моя персональная выставка "Сьюзи и другие". И с 14 сентября начнется еще одна.

— Где вас понимают лучше всего, как вы думаете? В России, в Украине, в Германии?
— В Англии даже больше. У Англии та же эстетику, что и у меня. Они тоже любят серьезное, чтоб был треш. Как у Шекспира — горы трупов. В Германии больше концептуального, своя правда, игра, аскетизм, там протестантская традиция. В Японии люди хотят видеть, что я вижу у них. А ведь я не вижу там ничего другого, чем я вижу здесь.

— Ваши работы находятся в известных музеях мира. А в странах СНГ есть?
— В собрании Третьяковки есть три мои работы, и у Пинчука много работ, там хорошая коллекция. Если бы не Пинчук, я вообще не знаю, что было бы с художественной Украиной. В Киеве и Одессе уже что-то начинается, а в Харькове пока тихо.

— Что нового в жизни города вы увидели за последнее время?
— Я ходил и не видел ничего такого особенного, что меня в свое время поражало. Получается, все, что я тогда снял, стало уже историческим, потому что уже не повторится. Все. Вот та муть или не муть, но она была, я же ее не сделал? Эти моменты я уже больше не вижу, их больше нет. Я пока не нашел ничего, чтобы определиться.

— А что помогает определиться?
— Моя реакция. Я должен ходить, смотреть. И как только кто-то даст мне такой ход, ключ к восприятию времени – это будет интересно.

— Долго будете искать?
— Это неизвестно, тут или найдешь, или не найдешь. Понятие "плохая жизнь" уже отработано, а новую жизнь пока не вижу, как схватить. По крайней мере, в Харькове. Это связано не только с тем, как ты видишь, но и как ты себя чувствуешь. Вот это сочетание личного ощущения и того, что ты видишь — из него должна искра получиться. Этого пока не происходит, а может, и не произойдет. Я был адекватен тому, что снимал до сих пор, всегда. Пока мне везло, я определялся. До 70 лет везло, а дальше, может быть, не повезет.

— Я помню, что год назад перед Венецианским биенале вы говорили: посмотрим, насколько я точно вижу. Что показала выставка?
— Тогда на биенале я нашел главное — китч и красота. Сейчас это тоже является важной информацией: китч и красота никуда не делись. И природа никуда не делась. А остальное меняется в этих пределах. Если работы ставить на уровень восприятия города, жизни и моей позиции по отношению к этой информации, то по тому времени это было очень точное высказывание. Оно говорило о жизни четырех лет, которую я постоянно фиксировал в городе. Эта жизнь в моей интерпретации шла от драматических видов до какого-то молодежного релакса. Первая часть была о более старых людях, о пожилых. Эти люди находились как бы в опасной зоне, и моя гражданская позиция показывала, что это важно. И это важное я должен был передать, осветить. Были там работы более романтические — Украина с высоты птичьего полета или с пятого этажа, прекрасная река, какой-то куст, дети в китчевых полотенцах — кстати, именно эта работа была выбрана и поехала из Венеции на перевыставки, сначала в Амстердам, а потом в Англию. Эти работы давали нормальное отношение к Украине или к моему пониманию, что важно показать. Это идеалистическая деревня вроде бы.

— А нужно ли идеализировать?
— По-моему, не нужно. Хотя здесь принято мнение: поскольку мы живем плохо, то давайте посмотрим на хорошее. А я говорю — давайте посмотрим на то, как мы живем и где мы живем, меня идеалистическое не интересует. Там, где есть большая депрессия, что может сделать фотограф? Он может отвернуться, а может и не отворачиваться. А можно потом сбалансировать депрессию с чем-то еще, с радостью, которая есть. Надо понимать, насколько твой баланс правильный. Вот этот баланс и есть твое сообщение.

— Некоторые "критики" высказывались, что вы специально выискиваете чернуху.
— Я считаю, что если грязь соотносится с жизнью, ее нужно выносить! Вот, например, в этом году я не снял ничего такого. Я не вижу того, что было раньше, не вижу тех бомжей — они есть еще, но они мне уже не бросаются в глаза. И когда оно уходит, то уже не становится важным. При теперешнем взгляде ситуация изменилась. Когда смотришь на молодежь, то видишь радостное, веселое, хорошее, и думаешь, что все хорошо. Но потом я понял — это же как молодые козлята, которые всегда прыгают, куда их не посади, даже во время войны. И молодежная культура не совсем точно говорит о жизни.

"Я БОРЕЦ, МНЕ НА БАРРИКАДЫ НУЖНО!"
— А как ваше творчество оценивают представители власти?
— В свое время некий русский министр увидел моих бомжей и сказал: "Я б его задушил своими руками!" Ну, ничего, я пока живой, не задушили. Так реагируют обычно партийные бонзы и некоторые наши чиновники.

— В других странах вы тоже говорите о проблемах. Но реакция другая?
— В этом году с января по апрель мы делали большой проект в Германии. Мы жили несколько месяцев в Брауншвейке — это обычный немецкий маленький городок. Для меня стоял тот же вопрос: что здесь важное и что я могу здесь снять? Я ходил по городу. Там очень много стариков, как и здесь. Ситуация была сумрачная, но немецким издателям оказалось это интересно. Там нет этой партийной установки — ага, ты у нас снимал плохо! Там наоборот оказалось — да, это забыли, это не снимают, но это есть! И они сказали: давайте делать книгу. Здесь в Украине мне никто не предложил: давайте сделаем книгу! И получается, не остается никакой истории.

— Вы настоящий борец!
— Я борец, да, мне на баррикады надо! (смеется) Хотя все потихонечку борются — может, это старый запал. Наверное, надо по-другому как-то бороться.

ПРОФИЛЬ
Имя: Борис Михайлов
Родился: 25 августа 1938 года в Харькове

ПОЛУЧИЛ ПРЕМИЮ ОТ АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ
Отец Михайлова был военным, мама — инженер. Закончил школу № 1 на ул. Красина и институт коммунального строительства, работал инженером до 1998 года. Вторая жена — Виктория Михайлова, с которой они знакомы с 1978 года. Сын, 24 года, живет в Голландии. Последние десять лет большую часть года живет в Германии и России, проводит в Харькове 2-3 месяца в году. Борис Андреевич является неоднократным призером международных арт-институций; профессор кафедры визуальных исследований окружающей среды в Гарвардском университете (США); преподавал в Лейпциге, получил премию из рук Английской Королевы. Один из его фотоальбомов входит в десятку лучших фотокниг мира. Избран академиком Немецкой Академии Искусств.

Василиса Егорова

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62097.54

Binance Coin (BNB)

532.01

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

77.99

Theta (THETA)

1.95

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять