Альтернативная учеба: что такое хоумскулинг

12 Августа 2017, 10:30

Учитель подстраивается под интересы ребенка, а только затем под госпрограмму, не запугивает оценками, ученик имеет время на отдых и занятия в кружках

Неформально. Создать свое "учебное заведение" способен не каждый родитель, но найти единомышленников можно всегда
Неформально. Создать свое "учебное заведение" способен не каждый родитель, но найти единомышленников можно всегда

Популярность хоумскулинга набирает обороты. Причем если раньше говорили только о детях — мол, нагрузка из ненужных предметов непосильна, а портфель неподъемный, — то сейчас заговорили и о том, что родителям нужен отдых от традиционной школы. Ремонты и поборы не заканчиваются, несмотря на реформы, с учителями все сложнее находить диалог, да и отсиживание детьми 8 часов в школе, чтобы потом нанимать репетиторов для подготовки к вузу, многих не устраивает. Особенно это касается больших городов — где население больше охвачено социальными контактами и наличием разных форм обучения, а уважение к учителям снижено.

Так, в мае этого года по заказу общественной организации "Освитория" компанией GfK Ukraine был проведен опрос по доверию к учителям. Оказалось, что в городах, где больше полмиллиона населения, только 66% участников опроса считают профессию учителя важной, а в Киеве и того меньше — таковых всего 56%.

Родители забирают детей из школ и определяют их на заочное, удаленное и т. д. обучение, а социализацию пытаются наверстать кружками, секциями. Как правило, первые полгода-год длится эйфория. Но затем наступает понимание: все-таки учебному процессу нужна более серьезная организация.

УЧЕБА ДОМА: САМ СЕБЕ ДИРЕКТОР И УЧИТЕЛЬ

Проще родителям, у кого дети научены самоорганизации. "Форма дистанционного обучения востребована, особенно для мотивированных старшеклассников", — считает учитель-методист, кандидат педагогических наук Елена Князева. Хорошо, когда мама или папа умеют правильно выстроить работу ребенка: найти и подготовить в нужной последовательности онлайн курсы, видео­уроки, работу с репетиторами, а ребенок готов активно включиться в процесс. Но для этого родитель должен быть готов стать директором, учителем и наставником, а зачастую старшего поколения, вынужденного работать, нет возможности посвятить себя обеспечению домашнего обучения. Тогда и начинаются поиски альтернативы.

Дистанционное обучение подходит мотивированным старшеклассникам

Для многих очевидно: объединив усилия с такими же единомышленниками, можно добиться большего. И соцсети в преддверии нового учебного года пестрят объявлениями: "Ищу тех, кто желает объединить детей 7—8 лет для изучения математики, украинского и английского", "5 класс: ищу заочников для подготовки к сдаче контрольных" и т. д.

"Когда я забрала свою дочь из школы в 6-м классе, то полгода просто отдыхала! Аня старалась сама готовиться к сдаче контрольных, а я находила интересные фильмы по истории, "занимательной науке", и по вечерам мы их смотрели, — рассказывает киевлянка Ирина Ильченко. — Но затем я поняла: игры и соцсети стали затягивать ребенка все больше, а интереса к учебе — все меньше. При этом в школу возвращаться мы уже не хотели и не могли. Я начала искать родителей с такими же проблемами, и сегодня в нашем классе уже пять человек. Мы нанимаем репетиторов, сами выступаем по очереди в роли учителей. Занятия проводим по очереди дома".

ШКОЛА КАК СЕМЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Но есть и такие, кто подходит к вопросу глобально и создает целые школы на несколько параллелей. "Год назад мы с единомышленниками создали альтернативную школу КИТЕРРА. Получилось семейное пространство с вдохновляющими учителями и непоседливыми организаторами", — рассказывает основательница семейного центра обучения, учитель английского языка, детская писательница и блогер Алина Туз из Киева. В прошлом учебном году в КИТЕРРЕ училось 35 детей (6—8 класс) 5 дней в неделю с 9:30 до 15:00. Уроки длились по 1,5 часа, учителя давали знания по собственным разработкам и ориентировались в первую очередь на детей, и только потом — на государственный стандарт.

Эта школа — некоммерческий проект с открытым бюджетом: затраты на аренду помещений, преподавателей и ведение хозяйства распределяются поровну. Естественно, аттестуются и получают табели дети в другой школе — с заочной формой обучения, а семейный центр помогает им готовиться к контрольным работам и сопровождает при защите.

"Как в любом начинании, нам было непросто, — рассказывает Алина. — Первые 2 месяца мы вообще выясняли, для чего собрались, усваивали такие простые истины — нельзя драться и ругаться. Пришлось попрощаться с агрессивными детьми (у нас и в правилах это прописано). Уходили и учителя: одна мама попробовала себя в этой роли, но поняла, что это не ее, ушла молоденькая преподавательница, которая не умела держать дисциплину в классе. Но больше у нас побед. Мы гордимся состоявшимся коллективом, интересом к учебе и отличными аттестациями в заочной школе. За этот год и взрослые "выросли" и постоянно совершенствуются — посещают тьюторские курсы, разрабатывают новые методики и т. д."

ПЕРЕД ТЕМ, КАК СДЕЛАТЬ ШАГ

"Есть дети, для которых система домашнего обучения — настоящий выход. Но не факт, что многим нужно на нее переходить. Возможно, если не сложилось обучение в одной школе, то в другой будет удачней опыт. Даже при сегодняшней несовершенной классно-урочной системе, есть учителя, которые применяют индивидуальный подход, различные методики. Стоит учитывать и то, что хоумскулинг сегодня — популярное течение. И найдется определенная категория педагогов, которые захотят на этом заработать, и не все из них — профессионалы", — считает директор НВК 141 "ОРТ" города Києва Юрий Киньков.

new_image_456

Найти своего учителя

Вы сейчас просматриваете новость "Альтернативная учеба: что такое хоумскулинг". Другие Новости образования смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Оксана Половина

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования