укр
Андрій Скіпальський
Нікотиновий тест для депутатів
Главная Жизнь Новости образования
8 Апреля 2014, 18:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Когда и как начинать профориентацию ребенка http://www.segodnya.ua/img/article/5110/96_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/5110/96_tn.jpg Образование Оказывается, существует метод, который может помочь определиться с будущей профессией
Когда и как начинать профориентацию ребенка

Когда и как начинать профориентацию ребенка

Оказывается, существует метод, который может помочь определиться с будущей профессией

В крупных городах уже давно работают центры, которые помогают школьникам определиться с выбором будущей специальности. Клиентов у них хватает, но это — капля в море по сравнению с общим числом выпускников. Профориентацией занимаются и на государственном уровне — тестируют детей в школе. Правда, ощутимых результатов это пока не дает — студенты бросают учебу по выбранному профилю, а выпускники идут работать не по специальности. "Профориентация нужна, чтобы приблизиться к внутренним потребностям и возможностям ребенка, — считает карьерный консультант Анна Демидова. — Раньше выбор профессии определялся возможностями и мнением родителей — всего процентов десять детей отстаивали собственное мнение по этому вопросу. Но в последние несколько лет таких школьников стало больше — по моим наблюдениям, раза в два".

ВЫБОР НА ПЯТЬ ЛЕТ. Последствия неправильного выбора — потерянные годы. "Парень или девушка оканчивают вуз, несколько лет работают по специальности, а затем поступают на второе образование, — рассказывает психолог Киевского молодежного центра труда Николай Нестеренко. — А это значит, что зря были потрачены деньги родителей или государства, время и силы преподавателей, не говоря уже о самом студенте, который пять лет учился тому, чем не хочет заниматься". Избежать этого можно, если вовремя выявить способности и интересы ребенка и правильно его направить.

Этим вопросом призваны заниматься школьные психологи, но у них зачастую нет возможности уделить достаточно внимания каждому школьнику. "Они не обеспечены современными инструментами, — говорит психолог Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии" Татьяна Ленг. — Тесты, которые они используют, уже устарели. Ведь профтестирование — это как анализ: любой врач назначит вам исследования прежде, чем ставить диагноз. И вы пойдете сдавать анализы в хорошую лабораторию, если хотите быть уверены в результатах". По этой причине родители отправляют детей на профтестирование в коммерческие центры. Там подростки проходят комплекс тестов, которые учитывают десятки параметров и соотносят их с современными профессиями. Далее психолог расшифровывает для ребенка и родителей результат.

Но такой "анализ" — это только одна составляющая профдиагностики. Чтобы сделать сознательный выбор, подросток должен понимать, из чего он выбирает, иметь представление о профессиях, о своих перспективах. А это значит — нужно изучать, расспрашивать, пробовать. Но такой широкий комплекс услуг ни один центр не предложит — поработать придется и  родителям, и самому ребенку.

Для чего нужна профессиональная диагностика

Если пока нет понимания того, в каком направлении нужно двигаться подростку, стоит обратиться за профессиональной помощью. "У профориентации есть практические инструменты, которые помогают точнее определить, какая профессия подходит ребенку", — говорит Татьяна Ленг. В первую очередь, речь идет о комплексном тестировании. Длится оно полтора-два часа; дети проходят тест на компьютере, результат программа выдает в виде графиков и рекомендаций. Расшифровать все это помогают психологи, которые также опираются на результаты устного собеседования. На такую консультацию обычно приглашают и родителей.

НА ЧТО СМОТРЯТ. В диагностике учитываются три основных параметра: интересы ("хочу"), способности ("могу") и личностные особенности ("комфортно"). Идеальная профессия должна находиться на пересечении этих трех сфер. Например, предполагается, что будущий программист согласится с обеими утверждениями в тесте: "Мне нравится работать на компьютере — оформлять или просто набирать тексты, производить расчеты" и "Я предпочту в одиночестве походить по улицам, чем провести время в большой компании". Кроме того, тесты помогают проверить различные функции интеллекта, так что подросткам приходится решать простые задачи вроде "Сколько сейчас времени, если известно, что до конца суток осталось втрое больше времени, чем прошло от их начала?" Для будущего программиста это не составит сложности.

"Тест проверяет вербальные и вычислительные способности, логику и многое другое. Нужно выявить, на какие функции и свойства в структуре интеллекта можно опираться. Неразвитые, конечно, еще можно развивать, но если речь идет о подростке, которому уже сейчас нужно определяться, куда поступать, рассчитывать нужно на то, что уже является сильной стороной", — рассказывает Николай Нестеренко. Как правило, дети сами не понимают свои интеллектуальные возможности, так что такая объективная оценка очень важна.

"Мы используем самые свежие комплексы тестов — их адаптация была закончена только в 2012—2013 годах, — говорит Нестеренко. — Например, итальянский тест "Магеллано-университет" хорош тем, что различает культурные и профессиональные интересы. Так, многие любят футбол в качестве зрителей, но далеко не все они хотят непосредственно гонять по полю с мячом. Также тест имеет блок вопросов "стратегии обучения и мотивация к деятельности", который помогает оценить способность воспринимать критику, предвидеть последствия и т.д. Результат помогает выстроить правильную стратегию обучения и развития ребенка".

ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ. "Диагностика помогает не только выбрать профессию, но и видеть перспективы, — рассказывает основатель центра "Школа успеха" Дария Шевченко. — Для этого проводятся тренинги. Нужно, чтобы у ребенка появилась жизненная цель. Тогда в будущем ребята не смогут перекладывать на родителей ответственность за свою судьбу". По убеждению Дарии, профдиагностику можно проводить уже с 10 лет — хотя в таком возрасте речь идет скорее о выборе предпочтительного направления развития. В КМЦТ сейчас тестируют всех желающих с 10 до 40 лет. Но для разных возрастных групп задания разные. "Есть устойчивые психологические параметры, а есть те, которые могут меняться в зависимости от жизненных обстоятельств и нового опыта, — говорит Николай Нестеренко. — Поэтому я рекомендую проходить профтестирование периодически. Допустим, раз в год — как флюорографию".

.jpg_11

Результаты утешительные и не очень

Компьютерная программа — судья беспристрастный. А что если результат теста не будет соответствовать ожиданиям? "Не всегда приятно слышать о себе правду, — рассказывает Анна Демидова. — Но ко мне обращаются как к эксперту, и я должна показать объективный результат". Разочарования часто связаны с тем, что у ребенка не обнаружили склонности к "престижным" профессиям. Так, в КМЦТ рассказали, что у многих подростков тестирование выявило способности к рабочим специальностям, хотя родители предпочитают видеть своих отпрысков офисными работниками.

Впрочем, по словам Дарии Шевченко, дети зачастую чувствуют "свое": когда рассказываешь о профессии, которая им подходит, они эмоционально откликаются. А вот с родителями объясниться бывает сложнее. "Год назад у меня была девочка на тренинге по выбору профессии, — рассказывает Дария. — Папа и мама нотариусы, и свою единственную дочь видели только нотариусом. Я же провела диагностику и увидела, что к нотариальной работе у девочки совсем душа не лежит. Зато она может быть очень хорошим психологом. Девочка восприняла результат с энтузиазмом, у нее загорелись глаза. Но когда я рассказала об этом родителям, у них был шок. Можно, конечно, не учитывать склонности и способности подростка и просто направить его туда, куда вы считаете нужным. Но будьте готовы к тому, что ребенок может и, скорее всего, будет рассказывать, как ему все не нравится, каждое утро будет вставать с мыслью: "Когда закончится эта каторга?" Но окончательно решение всегда остается за семьей. Недавно мне позвонил папа той девочки. Рассказал, что они долго думали, как быть. Но заметили, что каждый раз, когда заходит речь о предложенной мной профессии, дочь начинает улыбаться, взахлеб рассказывать, как бы ей этого хотелось. И они, скрепя сердце, позволили ей поступить на факультет психологии. Прошел первый семестр, девочка сдала сессию, учится хорошо, а главное — с увлечением".

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО. Бывает так, что человек и сам понимает, чем ему стоит заниматься, но не решается сделать выбор. В таком случае профориентация помогает развеять сомнения. "К нам пришел молодой человек 22 лет, — рассказывает Николай Нестеренко. — Он поступил на инженерную специальность по совету родителей, но, проучившись пять лет, понял, что ему это неинтересно. Сказал, что инженером работать не хочет. В ходе дальнейшей беседы я понял, в чем дело. Еще в школе парень увлекся древними языками — древнегреческим и латынью. Сначала изучал сам, затем на курсах. Учась в КПИ, даже предлагал свои услуги в качестве переводчика. На работу его не брали, поскольку везде нужны дипломированные филологи, но несколько заказов получить умудрился. Он также давал частные уроки. А ко мне он пришел с вопросом: "Стоит ли бросать КПИ?" В процессе консультаций мы пришли к выводу, что стоит рискнуть, хотя понимали, что родители не очень одобрят такое решение. Парень поступил заочно на филфак, составил резюме и получил работу преподавателя латыни в колледже: хотя он был только на первом курсе, оказалось, что язык знает намного лучше многих дипломированных филологов".

В полной власти родителей

Чтобы избежать разочарований и досадных ошибок, подростку следует собрать как можно больше информации о себе самом и о профессиях, в которых он себя видит. Главными помощниками в этом выступают близкие: каким бы профессиональным ни был психолог или карьерный консультант, он не может взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу клиента. Профдиагностика занимает несколько часов, а выбор профессии — это длительный процесс, который начинается задолго до окончания школы.

"Именно родители формируют внутренний мир ребенка, — говорит Николай Нестеренко. — Они должны выявить его особенности. А проявляются они по-разному. Иногда это может быть даже черта, которая раздражает окружающих, но для какой-то определенной профессии она может оказаться полезной. Психологии всего сто лет, а до этого люди старались понять себя и окружающих путем наблюдения и само­наблюдения. Сейчас это играет не меньшую роль: нужно внимательно наблюдать за своим ребенком — за его интересами, увлечениями, успехами в школе, даже за тем, к какой игрушке он потянулся. Мир перед ребенком нужно раскрывать во всем многообразии: вывозить на природу, предлагать различные кружки, секции. Если ребенку не подходят танцы и музыка, это еще не значит, что он бездарный. У меня был случай, когда привели девочку, у которой якобы не было никаких способностей. Но ее мама — молодец: перепробовав массу всего, они нашли подходящие занятия — плавание и фехтование. А все дело вот в чем: как показали тесты, у девочки ведущая психическая функция — ощущение. Очень редкий тип личности! Поэтому ей нравится погружаться в воду и уворачиваться от уколов".
 
ИСКАТЬ И ПРОБОВАТЬ. "Под понятием профориентации подразумевается также пробование себя в профессии, — рассказывает психолог. — Например, профессии повара. Конечно, многие дети помогают взрослым на кухне, но ведь приготовление блюд вполне может стать для кого-то профессией. Думающие, внимательные родители, которые не загоняют ребенка в жесткие рамки, обязательно увидят наклонности ребенка". Тем не менее зачастую взрослые слишком заняты, а к интересам ребенка относят только футбол и компьютер. В таком случае следует обращаться к специалистам. Но это — только начало пути. Дальше придется самостоятельно наблюдать за своим чадом и корректировать его поиски. Это могут быть и расспросы, и визиты к знакомым на работу, и поиски информации в интернете.

Тесты: где и почем

Центры профориентации действуют почти во всех крупных городах Украины; обычно они предлагают тестирование, консультации и тренинги. Кроме того, абитуриенты могут пройти профдиагностику при некоторых университетах, центрах занятости, молодежных центрах в разных городах (Донецк, Днепропетровск, Одесса и т. д.). Иногда эти услуги можно получить бесплатно — в том же КМЦТ за тренинги по выбору профессии платить не нужно. Подросткам дают пройти классический тест Климова, который, правда, сегодня считается устаревшим, но он позволяет определить сферу интересов ребенка, поэтому общение с психологом на тренинге становится более предметным.

А вот за диагностику с применением современных компьютерных тестов приходится платить. Стоит такое удовольствие 250—400 гривен. В некоторых центрах можно даже пройти серию тренингов по профориентации; в Киеве он обойдется в 890 гривен.

Разумеется, множество тестов и материалов по профориентации можно найти в интернете. В открытом доступе, как правило, есть довольно простые и не детализированные тесты, которые не могут заменить профессиональные. Результаты, как правило, изложены общими фразами и рекомендациями. Но это, как говорят сами психологи, лучше, чем ничего: с простых коротких тестов можно начать исследовать свои интересы и способности. А если вопросов будет все же больше, чем ответов — добро пожаловать на профессиональную диагностику.

Личный опыт

Рости­с­лав Зубенко, 18 лет, г. Киев:

"Когда я заканчивал девятый класс, у меня не было желания продолжать обучение в школе. Я не очень представлял, чем бы мне хотелось заниматься в будущем, но знал, что в школе будет скучно, и я просто потеряю время. Тогда мама рассказала мне о профориентации. И мы пошли на консультацию. Я тогда интересовался технологиями, читал тематические сайты, форумы, но не мог разобраться в себе. Результаты тестирования показали, что мне подойдут два направления: менеджмент и IT. С менеджментом проблем не было, а вот для IT у меня было слабовато с ­математикой. Тогда я поступил в колледж на специальность "менеджмент", окончил его, сейчас буду продолжать учебу в Межрегиональной академии управления персоналом — меня уже зачислили на третий курс заочного отделения.

Кроме того, я полгода занимался с репетитором по математике, сейчас готовлюсь сдавать ВНО. Планирую поступать на первый курс КПИ по специальности "приборостроение" — попробую получать два образования одновременно".

Читайте также:
Юлия Ковальчук и Алексей Чумаков готовятся стать родителями
Герцогиню Кейт Миддлтон обругали за легкомыслие по отношению к сыну
Родители отобрали у маленьких детей квартиру в центре Киева
Двухлетняя девочка стала роллером-рекордсменом
ВНО-2014 находится под угрозой срыва – директор центра оценивания качества образования
Из детей дождя вырастут Гейтсы и Эйнштейны


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Мария Ряполова
Вы сейчас просматриваете новость "Когда и как начинать профориентацию ребенка". Другие Новости образования смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: