I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Школьное самоуправление в Украине: должность старосты воспитывает целеустремленность или приучает к доносам

Школьные должности это путь активиста и лидера или приспособленца — мнение педагогов и психологов

Я не знаю, кто во времена моего детства следил за тем, чтобы каждый ученик класса был задействован в общественной работе, — государство, школа, райком комсомола или классный руководитель. Но в моем советском прошлом ученик обязательно должен был быть если не старостой или командиром звена, то хотя бы цветоводом или библиотекарем. Некоторые моменты этого вовлечения в общественную жизнь мигрировали и в школы независимой Украины. Но, как всегда, приняли самые необычные формы.

Сейчас можно встретить самые неожиданные должности — например, в одной из киевских школ прекрасно уживаются староста и лидер класса (это разные должности), а в другой — президент, министры и их заместители. На сайтах школ публикуются "Положения о выборах". Так, например, на сайте запорожского лицея "Логос" в "Положении о кандидате на пост президента" читаем, что "выдвигать свою кандидатуру на пост президента имеют право учащиеся 8—11 классов, которые соответствуют следующим требованиям: показывают достаточный и высокий уровень учебных достижений; выполняют правила для учащихся; обладают лидерскими качествами; пользуются авторитетом среди одноклассников и учителей".

Реклама

Казалось бы, здорово, что есть самоуправление. Но часто оно становится камнем преткновения и яблоком раздора в коллективе. Так, некоторые родители рассказывают, что такие выборы разделили класс: староста была навязана классным руководителем только потому, что она дочь главы родительского комитета. Да и многие дети неоднозначно относятся к должностям (очень непросто "пользоваться авторитетом" одновременно у одноклассников и учителей). Так, одесская школьница Екатерина Синькова считает, что их староста подает плохой пример: у него "хромает" поведение, а "властью наделили" его только из-за положения родителей. "Сегодня" разобралась, что такое самоуправление в наших учебных заведениях и какова его роль.

ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ПО МЕСТНОМУ РЕГЛАМЕНТУ

Кем регламентируется такое самоуправление в наше время, узнать сложно. МОН на этот счет указаний не дает.

Реклама

"Я не видел ни одного нормативного документа о старостах. Так что это — местные выходки", — считает экс-директор УЦОКО Игорь Ликарчук.

"Это вообще какой-то пережиток совка, берущий свое начало в модели сельской общины. Хотя и у нас есть Совет школы и Суд чести, но это совсем другое. Мы по идеологии — демократическая школа (наподобие Саммерхила) и даже являемся членами EUDEC (European Democratic Education Community). Кроме того, у нас нет постоянных классов: мы работаем с динамическими учебными группами, поэтому какого-то назначенного "начальника" быть не может. Но каждый ребенок может обратиться в Суд чести и отстоять там свои права, если считает, что они нарушены", — рассказывает директор по стратегическому развитию частной школы "Афины" Алексей Греков.

"У нас все организовано на уровне школы. И мне нравится, что теперь дети называются не "старосты", а "лидеры" и "министры", — рассказывает мама днепропетровской шестиклассницы Евгения Антошкина. — Это хороший пример самоуправления. Например, задача моей дочери — следить за журналом, сообщать детям о заменах. Каждый понедельник лидеров собирают на общешкольное собрание, где рассказывают о мероприятиях, которые должны пройти в течение недели или месяца".

Реклама

new_image_328

Лидеров и министров. Еженедельно созывают на собрание школы. Фото: М. Джапоридзе/ТАСС

САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ОПЫТА

Мнения родителей по вопросу старост разделились — в зависимости от опыта и возраста ребенка. Современные взрослые более щепетильно относятся к отношениям в коллективе и месту их чада в нем. Многие считают, что в младшей школе в должности старосты, лидера и т. д. нет надобности:

"Староста в начальной школе — это ябеда! Такое поручение приучает ребенка следить за одноклассниками и доносить на всех учителю. А поскольку дети в этом возрасте плохо отличают хорошее от плохого, то пересказывают все, что услышат. Как правило, такое на руку недобросовестному учителю: не работая с каждым ребенком индивидуально, можно знать все о каждом. А какая польза для ребенка-старосты? Один только вред, так как эта должность приучает к подозрательности, клевете и доносам. Родителям надо стараться беречь своих детей от таких поручений", — считает участница группы "Батьки SOS" Ирина Ищук.

А родители старшеклассников видят в этом и позитивные, и негативные моменты: многие считают, что такая должность приучает ребенка к ответственности, воспитывает в нем организационные и лидерские навыки. Но "вести учет посещаемости" должны учителя, а не дети.

ПОМОЩНИКИ. "Это действительно помощники учителя, — рассказывает мама киевской ученицы 7-го класса Ирина Омельченко. — Староста следит за порядком, носит журнал, заказывает обеды и т. д. А за лидером класса закреплены различные мероприятия: он напоминает о датах, определяет роли в каких-то мероприятиях. У нас есть тематические проекты, которые каждый ребенок делает за какой-то период. Или, например, у нас уходил мальчик в другую школу — с ним красиво прощались, сделали ему проект на память о классе: общие фото, различные пожелания и т. д.".

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Специалисты по детской психологии больше склоняются к тому, что такие школьные должности нужны: это приучает детей к ответственности, желанию расти в социальном плане.

"Если в классе больше 16 человек, то лидеры класса нужны, — считает руководитель "Центра раннего распознавания детей" Александр Прима. — Такой человек сканирует, собирает и выражает педагогической группе консолидированное понимание, ожидание класса. С другой стороны, он ретранслирует, адаптирует информацию, запрос, коридор нормы от учителя — в класс. Но этот человек не может быть назначен учителем. В нем, в его природе, в его генетическом потенциале должны быть предпосылки соответствующих качеств — способности услышать и авторитет, чтобы выразить и донести. Если смотреть на эту задачу через призму Дизайна Человека (направление саморазвития), то в рейв-карте ребенка, карте его жизненных сил и энергий должны быть конкретные активации в лидерских каналах".

ПРОФИ. Как и везде, здесь работает человеческий фактор, который любую хорошую идею может довести до абсурда. "В наш класс приходили учителя-психологи и проводили тест на лидерство. Выяснили детей, с которыми никто не хотел дружить, и на общем собрании назвали фамилии изгоев и героев, что, в общем-то, и так было всем известно. А потом пытались похвастаться побыстрее и погромче, что так легко и быстро все определили", — вспоминает харьковчанка Лариса Лукьяненко.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять