Ведем ребенка в первый класс

3 Августа 2010, 07:43

Устройте ребенку экскурсию в школу и с помощью рисунка узнайте, что малыш думает о ней.

Ведем ребенка в первый класс

Подготовка к школе — процесс и торжественный, и волнительный одновременно. Но не только для малыша, который уже через месяц станет "взрослым" школьником, но и для его мамы и папы. Порой больше самих первоклашек волнуются их родители, которые мучаются мыслью, готов ли их сынишка или дочурка к первому классу. К тому же, накануне школы будущие первоклассники нередко задают им вопросы, на которые сложно ответить даже взрослому. Именно поэтому с помощью учителей младших классов Татьяны Оприщенко и Светланы Крюковой, а также семейного психолога Светланы Ройз мы постарались ответить на "недетские" вопросы будущих первоклассников и дать советы родителям о том, как подготовить чадо к школьному бытию.

ВИКА МИРОНЕЦ, 6 ЛЕТ:

— Мне неизвестно, чем я буду заниматься в школе. А должна ли я это знать?

— Да, обязательно должна знать. Если ребенок будет знать, что его ожидает в школе (антураж и учебный процесс), то адаптация к "новой жизни" пройдет у него гладко.

УСТРОЙТЕ ПРОГУЛКУ В ШКОЛУ. Обязательно проведите ребенку небольшую экскурсию в школу: походите по двору и вокруг нее, а затем войдите внутрь. Желательно показать ребенку, в каком классе он будет учиться, где находится туалет (кстати, если ребенок приучен ходить в туалет только дома, то не будет лишним во время прогулок по городу поводить его в общественные уборные) и столовая. Периодически можно ходить гулять к школе, играя по пути во что-то. Так дорога в школу будет всегда вызывать хорошие ассоциации у малыша.

СОБИРАЙТЕ РЮКЗАК И НАДЕВАЙТЕ ФОРМУ. Неплохо несколько раз за месяц порепетировать сборы в школу: пусть первоклассник самостоятельно наденет школьную форму. Затем мама или папа, разбросав его школьные принадлежности по полу, покажет, как собирать портфель и что куда класть.

ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ. Родители могут посадить ребенка среди игрушек и провести "урок", при этом попросить малыша встать, когда мама-"учительница" входит в "класс", затем сесть за парту, взять в руку ручку, открыть тетрадь. Так для ребенка не будут непривычными эти "команды", когда он услышит их в школе, и он легко их выполнит. Также придется объяснить первоклашке, что в школе его будут называть по фамилии. Поэтому необходимо научить его реагировать и откликаться на фамилию, например, в игре в школу обращаться не иначе как "Петров", "Сидоров" и т.д.

К тому же, множество детских писателей описывают в своих рассказах маленьких детей, которые собираются пойти в школу. Пусть главный герой какой-то книжки сопровождает малыша на всех этапах подготовки к школе. Тогда он станет увереннее, зная, что множество детей вокруг тоже идут в школу, как и он.

ДАША ОМЕЛЬЧЕНКО, 6 ЛЕТ:

— А мой день сильно изменится, когда я пойду в школу?

— Да, в нем многое поменяется. Поэтому одна из самых главных вещей, к которым стоить приучить первоклашку, — жизнь по новому графику. Приучать ребенка к нему лучше уже сейчас.

ВСТАЕМ РАНЬШЕ. Месяца, чтобы приучить ребенка вставать раньше, хватит. Достаточно каждый день отнимать от его сна по 5—10 минут. Тогда первого сентября малыш не будет сонно зевать на линейке. Но пробуждение ребенка должно сопровождаться приятными для него действиями, например, улыбкой или объятиями мамы.

ДРУЖИМ С ЧАСАМИ. Необходимо поставить в комнате малыша часы, научив его по ним разбираться во времени. Это пригодится в школе, например, чтобы знать, сколько минут есть на выполнение задания. Также важно, чтобы малыш умел укладываться в сроки. Для этого следует составить график его обычного дня и повесить на видном месте. А когда малыш будет, например, рисовать, играть или кушать, можно обратить его внимание на то, сколько ему еще осталось времени это действие по расписанию.

УЧИМСЯ ПОРЯДКУ. Пусть у малыша появятся всевозможные папочки, коробочки, файлики, и он научится складывать туда свои рисунки, фломастеры и прочие мелочи. Развивать этот навык нужно заранее, чтобы школьник не был "Машей-растеряшей". Кстати, можно развесить по комнате небольшие записочки, например, "аккуратно повесь вещи на стул", — это будет сигналом к действию.

— Нужно ли что-то менять в моей комнате?

— Нет, кардинальных изменений без разрешения первоклашки не должно быть.

"ВЗРОСЛАЯ" КОМНАТА. Однако там обязательно должно появиться что-то, что говорило бы ему о "взрослой" школьной жизни, об изменении его статуса, чтобы школьник быстрее привыкал. К примеру, тот же письменный стол или можно уже сейчас купить малышу небольшую школьную доску с мелом.

БОЛЬШЕ ЗЕЛЕНОГО. Этот цвет и стимулирует внимание, и расслабляет. Желательно чтобы в комнате малыша появилось что-то зеленое.

АНДРЕЙ ЗИНЧЕНКО, 6 ЛЕТ:

— Мама журит меня за то, что я не могу долго усидеть на одном месте. Это плохо?

— Это естественно. Психологи говорят, что только после 7 лет у ребенка начинают работать части мозга, ответственные за удержание тела в одной позе. До 7 лет усмирить маленького "сорвиголову" действительно сложно. Но тем не менее в течение последнего месяца до школы родители могут по чуть-чуть развивать навыки усидчивости в их чаде. Ведь в школе без них придется непросто.

ШЕЙТЕ ИЛИ ИГРАЙТЕ В ШАХМАТЫ. Активных девочек можно научить шить или плести из бисера, а мальчиков — играть в шахматы, шашки. Желание выиграть у мамы или папы либо сшить красивую игрушку "перевесят" желание ребенка постоянно отвлекаться на все подряд и не сидеть на месте (это сработает, только если малыша удастся заинтересовать).

Есть еще один способ: ежедневно в течение месяца предлагать ребенку посидеть хотя бы три минуты, внимательно рассматривая какую-то картинку. При этом давать ему какое-то задание, к примеру, рассказать потом о своих впечатлениях или сочинить какую-то историю по этому изображению.

ВАРЯ ГРЕБЕННИКОВА, 6 ЛЕТ:

— А когда я пойду в школу, меня будуТ считать взрослой?

— Конечно. Родителям стоит основательно подготовить ребенка к тому, что у него появится больше обязанностей. Но важно не перегнуть палку, чтобы не отвадить первоклашку от школы.

ФОРМИРУЙТЕ ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ ШКОЛЫ. Ни в коем случае не нужно говорить первоклашке фразы а-ля "закончилось детство, началась взрослая жизнь" или "не будешь слушать учительницу, она тебя накажет". Так любовь к школе в нем точно не воспитать. Хорошо если бы первая учительница написала письмо будущему ученику, рассказав о том, как они интересно будут проводить время в школе, сколько всего нового он узнает, как много друзей появится. Если добиться творческого подхода от учителя не удалось, рассказать обо всем этом должны родители. Еще от них требуется побольше хороших забавных историй из их школьной жизни, например, о том, как они нашли своего первого школьного друга. Также можно показать первоклашке родительские школьные фотографии.

НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ОЦЕНКАМИ. Говорить ребенку о том, что он должен приносить только хорошие оценки ЗАПРЕЩЕНО. Тем более что в 1 классе их не ставят. Лучше уже сейчас завести журнал достижений малыша, ежедневно записывая туда каждый его успех, к примеру, "сегодня малыш сам почистил зубы". Тогда он будет знать, что хорошие оценки — это не единственные его заслуги перед родителями и перестанет бояться принести "двойку", когда будет ходить в школу.

СЕВА ЯКУБА, 6 ЛЕТ:

— У моего друга смешная фамилия. Его будут дразнить в школе?

— Возможно. Дети часто дают другу другу прозвища, даже обидные. Важно, чтобы малыша они не травмировали.

ПОДШУЧИВАЙТЕ НАД РЕБЕНКОМ. Например, фамилия — Пузырев. "Для профилактики" обид родители могут иногда называть малыша "Пузырь" или "Пузырек", чтобы такие прозвища были у него на слуху. Тогда в школе они не будут для него неприятной неожиданностью.

— Один мальчик на площадке постоянно играет со своей мамой. А с кем же он будет играть в школе, когда ее не будет?

— Со своими одноклассниками. Но, видимо, это малыш не ходил в садик, ему не хватает социализации. Поэтому необходимо восполнить нехватку опыта общения с другими детьми.

БОЛЬШЕ РОЛЕВЫХ ИГР. В последний месяц нужно как можно чаще приглашать детей в дом (еще лучше — будущих одноклассников). Пусть играют в любые ролевые игры: доктор-пациент, дочки-матери или постановки любимых мультов. Именно на основе таких игр дети учатся находить общий язык между собой.

САША МИХАЙЛОВ, 6 ЛЕТ:

— Я умею читать, считать и писать буквы. Готов ли я идти в первый класс?

— Интеллектуально — да. Но научиться читать, считать и писать буквы — только полдела. Хотя многие родители ошибочно думают, что именно в этих навыках вся соль подготовки малыша к школе. Главнее — психологическая подготовка ребенка. На ней сейчас лучше и сосредоточиться.

НЕ "ЛЕПИТЕ" ВУНДЕРКИНДА. За месяц до школы не нужно стараться подтянуть все "хвосты", пичкая ребенка новой информацией. Педагоги и психологи не советуют оттачивать умения ребенка до совершенства, например, учить его читать не 30 слов в минуту, как положено первоклашке, а 60. Да, с одной стороны, быть лидером среди своих сверстников приятно любому ребенку, но с другой — отсутствие "конкуренции" убивает стремление улучшать свои навыки. В то время как успех того же соседа по парте — хороший стимул для "отстающего" первоклассника научиться читать чуть быстрее.

ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО. Например, хорошая игра для тренировки памяти и внимательности: разложить на столе десять любых предметов. Пусть малыш внимательно посмотрит на них в течение 1 минуты, стараясь запомнить как можно больше, а затем, не глядя на стол, расскажет, что там лежит. Еще можно забрать один предмет и вместо него положить другой — пусть скажет, какую вещь заменили.

Очень хорошо тренировать мышление прямо во время очередной прогулки. Например, дать ребенку такое задание: разложить понятие на составляющие (вариант: что входит в понятие обувь?), а затем, наоборот, "собрать" в одно целое, назвав понятие (вариант: кот, собака, жираф, медведь — кто это?).

Наконец, речь. Прочитав сказку на ночь, мама или папа могут попросить малыша пересказать услышанную историю и ответить на несколько несложных вопросов по ней. Так первоклашка научится выражать свое мнение, рассуждать на заданную тему и четко отвечать на вопросы.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: КАК ЭТО БЫЛО

Татьяна Урда, мама второклассницы Елизаветы:

"Лиза пошла на развивающие курсы уже в 2,5 года и ходила до самой школы. Конечно, нам это во многом помогло. Например, поначалу ей было сложно высидеть 30 минут урока, но затем она начала привыкать. Тем более, в классе было очень интересно, поэтому удержать ее внимание было легко.

Для небольших тренировок основных навыков лучше всего использовать прогулку. Например, собирая листочки, считаем их, говорим, с какого они дерева, находим различия или сходства. Гуляя, мы постоянно беседовали с дочкой без умолку, и я рассказывала ей обо всем, что происходит вокруг, не дожидаясь ее вопроса. Она слышала грамотную речь, запоминала новые слова (ведь в детских книжках словарный запас очень ограниченный), училась правильно их выговаривать и выражаться целыми предложениями.

К тому же мы взахлеб учили стихи. Большие — разбивали на два дня, а маленькие — учили по 2—3 в день. Если сейчас начать учить каждый день по одному стишку, то к 1 сентября можно отлично натренировать память. Еще стоит хорошо развить мелкую моторику руки ребенка, чтобы выдерживать нагрузки в школе: побольше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, играть с конструктором. Кстати, каждый первоклассник поначалу будет скучать по маме, поэтому лучше почаще оставлять его с детками под присмотром другого взрослого. Свою Лизу я "отучала" от себя постепенно. Сначала сидела под кабинетом, пока она занималась на курсах. Она могла в любой момент выйти и увидеть меня. Потом я начала отпрашиваться у нее на какое-то время, например, чтобы сходить в магазин. Но при этом я всегда говорила, когда вернусь. И она точно знала, когда я снова появлюсь за дверью".

Антонина Ливандовская, мама второклассницы Станиславы:

"Хотя Станислава и ходила в садик, но она все равно часто болела, поэтому перед школой я решила сосредоточиться на ее физической подготовке к школе. Укрепить здоровье ребенка иногда бывает гораздо важнее его интеллектуальной подготовки. На это, кстати, можно потратить последний месяц перед школой. Моя дочь, начав заниматься художественной гимнастикой, стала меньше болеть. И это лучше всяких подготовительных классов воспитало в ней упорство, внутреннюю дисциплину, умение слушать и четко выполнять задания тренера, ну а уже в школе — учителя. Еще — это воспитание через коллектив, что очень важно для будущего школьника. Перед школой мы старались развить кругозор дочери и насыщать ее впечатлениям. Хотела лепить — покупали ей глину или пластилин, хотела читать о животных — покупали книжки именно о них. Кроме того, мы воспитывали в своем ребенке самостоятельность при выполнении заданий. Многие дети привыкли делать все задания только с родителями, и перед школой самое время научить ребенка обходиться без их помощи. Например, я предлагала Станиславе сделать то или иное упражнение так, как она считает нужным, пообещав потом помочь исправить, если что-то выйдет не так. Затем оставляла ребенка наедине с заданием. Так я старалась расслабить дочку, чтобы она не боялась допускать ошибки. Ведь в школе их будет много".

Ирина Пинько, мама второклассницы Маргариты:

"Уже в марте мы купили всю необходимую канцелярию, форму и записались в подготовительный класс. Там ее научили всему необходимому и приучили к школьному режиму. К тому же она ходила на танцы, поэтому усидчивость, внимание и упорство были развиты до школы достаточно. Подготовка в "нулевке" была сильной, поэтому дома я не перегружала дочку упражнениями, чтобы не отбить у нее желание учиться. А всю новую информацию давала только в виде игры: например, по всей квартире я развесила буквы, и мы, проходя мимо какой-то из них, называли слова на эту букву.

По вечерам мы с Маргаритой читали книжки. После — просила ее пересказать прочитанную историю и задавала вопросы по тексту. Развитая речь, мышление — бесценные навыки для школы. Обязательно хвалила дочку, если что-то получилось лучше, чем в прошлый раз.

Чтобы дочери легче было находить общий язык с другими детками, мы приглашали ее друзей и играли в кукольный театр. А незадолго до 1 сентября пошли на экскурсию в ту школу, где сейчас учимся. Она рассмотрела внимательно класс и саму школу. Поэтому адаптация к новым условиям прошла безболезненно".

"ГОВОРЯЩИЙ" РИСУНОК

О переживаниях ребенка обязательно "проговорится" его рисунок. Поэтому каждый родитель может попросить своего ребенка нарисовать рисунок на тему "Я и школа". Семейный психолог Светлана Ройз рассказала, на что затем стоит обратить внимание в художестве первоклашки.

КОЛИЧЕСТВО РИСУНКОВ. Ставить "диагноз" можно только имея не одну, а несколько рисунков ребенка. Стоит учесть, что рисунок отображает не только тревоги, но и желаемый ход событий для ребенка.

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ. Если рисунок направлен влево — в фокусе внимания малыша семья, поддержка родителей, и эмоции, которые он испытывает. Сдвиг вправо отвечает за социальную сферу: в данный момент ребенок реализует себя в общении с другими людьми.

ДЕТАЛИ. Важно следить за тем, что ребенок постоянно выделяет, рисуя. Например, прорисованные руки (с пальцами) — это его умение приспосабливаться и устанавливать отношения, акцент на пуговицах у героев рисунков — стремление уйти в себя.

КОНТУРЫ. Четкие контуры по всему рисунку (или в каких-то деталях) — центры напряжения для ребенка или же источники ограничения в каких-то его действиях.

ШТРИХОВКА. Если малыш по-разному закрашивает предметы, значит в нем "живет" сразу несколько эмоций, иногда противоречащих друг другу. Может быть, ему по какой-то причине морально тяжело.

ЦВЕТ. Для каждого малыша — нужен отдельный цветовой "словарик". Чтобы его составить и по нему "расшифровать" его эмоции, можно поиграть в игру, задавая ребенку вопрос — "Если это радость (или любая другая эмоция — Авт.), какого она цвета?".

"Я" НА РИСУНКЕ. Чем лучше малыш прорисовывает (цвет и плавность линий) себя на рисунке, тем увереннее он чувствует себя в своем теле и мире. Человечек, нарисованный тонкими линиями, "палочками" — возможно, у малыша большая физическая или интеллектуальная нагрузка. Ребенок вообще не рисует себя — он не чувствует себя членом социума.

Людмила Колб

Вы сейчас просматриваете новость "Ведем ребенка в первый класс". Другие Новости образования смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования