I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Скандальная посадка: 25 лет назад молодой немец приземлился на Красной площади Москвы

Самолет Матиаса Руста мы нашли в Украине!

То, что 25 лет назад, в разгар так называемой перестройки, сделал гражданин Германии Матиас Руст, ни до него, ни после не делал никто. Напомним: стартовав 28 мая 1987-го в одиночку на легкомоторном самолете "Сессна-172" из Гамбурга в Хельсинки, 19-летний летчик-любитель резко изменил курс, вторгся в воздушное пространство Советского Союза, беспрепятственно преодолел более 1000 км и приземлился в святая святых — на Красной площади Москвы. "Сегодня" выяснила, что этот легендарный самолет находится в... Украине!

Но сначала вспомним о событиях 25-летней давности. Люди служивые до сих пор ломают голову, что это было — необычный жест доброй воли и своеобразное проявление народной дипломатии (как сразу после задержания и уже в суде заявлял сам "голубь мира"), либо заранее спланированная спецоперация, имеющая две цели: проверить степень защиты границ, боеспособность сил ВВС и ПВО, а также устранить с должностей высших чинов Минобороны Союза, якобы проморгавших нахального авантюриста. Уцелевшие от праведного гнева членов Политбюро ЦК КПСС и лично генсека Михаила Горбачева люди с большими звездами и лампасами называли немца "киллером ПВО", утверждая, что он выполнял задание иностранных разведслужб.

Реклама

Масла в огонь к эскападе "кремлевского пилота", как окрестила Матиаса западная пресса, добавило то, что инцидент произошел аккурат в День пограничника, и это обстоятельство подтвердило старую истину — в праздники бдительность и боеготовность, мягко говоря, притупляются, хотя должно быть наоборот.

Кто постарше, помнит: Руст сел с третьей попытки, побаиваясь ненароком зацепить кого-нибудь из гуляющей публики. А приземлившись, четверть часа не покидал самолет, опасаясь, что его разорвут на сувениры. Однако прохожие с дружелюбным любопытством разглядывали пришельца, решив, что снимается кино. Потом Матиас покинул кабину и начал раздавать автографы. Когда кому-то из начальства доложили о приземлении иностранца в двух шагах от собора Василия Блаженного, чиновник выругался: дескать, лучше следите, чтобы там коровы не шлялись... Затем к месту происшествия все-таки подтянулись переодетые в милицейскую форму очумелые сотрудники КГБ и увезли гостя в Лефортовскую тюрьму. Там он и дожидался приговора в камере с неким украинцем-фарцовщиком по имени Александр.

Военный трибунал впаял Русту три статьи Уголовного кодекса — "Хулиганство", "Нарушение Воздушного кодекса" и "Незаконное пересечение границы". Прокурор требовал 10 лет, но Руст получил всего четыре. А отбыл чуть больше 14 месяцев — подоспела амнистия. Вернувшись на родину, вместо триумфальной славы испытал горечь поражения — его лишили лицензии пилота, обвинив в легкомыслии, поставившем под угрозу не только свою, но и другие жизни.

Реклама

Как потом выяснилось, силы советской ПВО его не прошляпили — на перехват поднимался дежурный истребитель МиГ-23, изрядно напугавший Матиаса. Но, дабы не повторилась трагедия с южнокорейским "Боингом-747", сбитым за четыре года до этого над Сахалином, никто из генералитета не взял на себя ответственность за применение огня или хотя бы принуждение "Сессны" к посадке. И то правда: то был громадный пассажирский "Боинг" с 269 людьми на борту, а тут — безобидный прогулочный самолетик, пусть и с дополнительными баками для горючего — чтобы подольше хватило...

Через 20 лет Руст заявлял: выпади ему снова такая возможность — поступил бы так же, поскольку движим был-де исключительно благородными, миролюбивыми мотивами — укрепить дружбу и взаимопонимание между народами, поблагодарить Горби, что разрушил железный занавес. В недавнем интервью сказал противоположное. Что был молод, глуп, а сейчас не решился бы на подобную выходку.

Вообще Матиас, разменявший свое 44-летие, похоже, так и не избавился от сумасбродства. Уже после "кремлевского полета" у себя дома бросался с ножом на медсестру. Что-то украл из магазина. Был осужден, но тоже отделался символическим сроком. Ударился в иудаизм, женился на дочери богатого чайного торговца. Развелся. Распался и второй брак. Увлекся азартными играми. В казино Лас-Вегаса как-то сорвал солидный куш — $750 тыс., но быстро их спустил. На этой неделе по немецкому ТВ показывали фильм о нем. Но Руст на программу не пришел.

Реклама

ТАЙНА ЛЕТЧИКА

B "кремлевской" драме с благополучным исходом по сей день остается немало белых пятен. Ни следствие, ни суд не удосужились докопаться, с чего бы это Русту удалось так легко, играючи, обойти все рубежи-преграды и так же беспроблемно прорубить окно в Союз? Нет ответа и на другое. Скажем, почему его "Сессну" на экранах локаторов принимали за стаю гусей, облако, но не за воздушную цель, вторгшуюся в чужое воздушное пространство? А когда подняли, наконец, истребитель-перехватчик — летчик не принудил его сесть на ближайшем аэродроме, как предписано инструкциями, а дал спокойно уйти на малую высоту.

Неясно, совершал ли немец по пути следования промежуточную посадку (возможно, для дозаправки, инструктажа) — из Хельсинки он вылетал в одной одежде, а в Белокаменной приземлялся в оранжевом комбинезоне, и переодеться в тесной кабине при всем желании не мог.

Непонятно, на каком основании обычно суровая советская Фемида обошлась с залетным авиахулиганом более чем лояльно — он создал прецедент, достойный подражания, и показал дурной пример другим. Да и дело-то возбудили по довольно мягким статьям Уголовного кодекса, не пытаясь привязать крайне экстравагантный поступок к попытке теракта. Вместо лютых мордовских исправительных лагерей немецкий летчик-паинька отсиделся в комфортной лефортовской камере, куда захаживал поговорить о житье-бытье сам "хозяин", начальник СИЗО, — с чего вдруг такое почтение к 19-летнему пацану? Что мешало конфисковать вещдок — "Сессну", на хвосте которой была изображена ядерная бомба (Руст пафосно убеждал, что это якобы вселенная, олицетворяющая свободу, равенство, братство)? Фантасмагория какая-то...

Кстати, о "Сессне". Как рассказывали "Сегодня" офицеры, в разное время служившие в частях и подразделениях ПВО, где после этого случая повсеместно прошел детальный разбор полетов, крылатыми машинами такого типа в Германии якобы приторговывал отец Руста. И сын научился управлять легким, маневренным самолетом, обучаясь в аэроклубе города Вебель под Гамбургом. Но имеющийся у него, по официальным данным, налет — всего 50 часов, по мнению наших экспертов, был умышленно занижен, дабы все свести к отсутствию опыта, а в итоге — минимальному наказанию.

ИСТРЕБИТЕЛЬ МАРШАЛОВ И ГЕНЕРАЛОВ

Под конвоем. Из четырех лет отбыл всего 432 дня, и те в Лефортово

Трагикомический переполох, специально или случайно устроенный нагловатым Рустом, заставил поволноваться высшее политическое и военное руководство. Министр обороны, многопытный маршал Советского Союза Сергей Соколов добровольно ушел в отставку (хотя 28 мая находился в загранкомандировке) — его заменили покладистым Дмитрием Язовым (впоследствии, кстати, одним из фигурантов не менее курьезного спектакля по имени ГКЧП).

Под шумок сместили пользовавшихся непререкаемым авторитетом в войсках главкома ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова, командующего Московским округом ПВО маршала авиации Анатолия Константинова и еще два с лишним десятка военачальников калибром помельче. Судачили, те были неугодны Горбачеву, и он, якобы проинформированный о сквозном продвижении с западной границы шпионской "Сессны", удачно воспользовавшись интригой, изгнал строптивых в назидание другим.

Что же касается устного народного творчества вокруг "истребителя маршалов и генералов", то острословы нарекли Красную площадь международным аэропортом Шереметьево-3 (вдобавок там запретили курить). И прикалывались, что КГБ заварил московские канализационные люки — мешая всплыть американской подлодке.

"СЕГОДНЯ" ПОЛЕТАЛА НА САМОЛЕТЕ РУСТА

Как рассказывали "Сегодня" офицеры, в разное время служившие в частях и подразделениях ПВО, где после этого случая повсеместно прошел детальный разбор полетов, крылатыми машинами такого типа в Германии якобы приторговывал отец Руста. И сын научился управлять легким, маневренным самолетом, обучаясь в аэроклубе города Вебель под Гамбургом. Но имеющийся у него, по официальным данным, налет — всего 50 часов, по мнению наших экспертов, был умышленно занижен, дабы все свести к отсутствию опыта, а в итоге — минимальному наказанию. 

Одно время "Сессна" служила экспонатом авиамузея в Германии. Сейчас летает в... Украине.

Обрывочные сведения о "Сессне-172", на которой незабвенный Руст долетел до Москвы, скупы и противоречивы. Сначала ее выставили в натуральную величину как музейный экспонат. Затем самолет, по слухам, приобрел японский бизнесмен, загнав покупку в ангар. Потом "Сессну" разобрали на запчасти и вновь собрали. Затем она вернулась в Германию, где состояла на службе у полиции — та мониторила с воздуха дорожный трафик. После этого судьба забросила ее в Балтию. И уже там, в Литве, крылатую машину купил большой энтузиаст и ценитель авиации — вице-президент Федерации авиаспорта, профессор Института международных отношений Иван Билас. Мы встретились с ним на летном полет белоцерковского аэроклуба "Полет", где и находится его любимица.

"Всегда верил в судьбу, и удивительное стечение обстоятельств свело меня с этим самолетом, — рассказал Иван Григорьевич "Сегодня". – Дата его выпуска — 9 мая 1973 года. А мой день рождения — 9 мая 1953-го. День в день, только с разницей 20 лет..." 

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ. Вышел на эту "Сессну" Билас, в общем-то, неожиданно. Раньше у него был спортивный трудяга Як-52 (сейчас на нем учат курсантов Кировоградской летной академии). Налетал сотни часов. Но однажды друзья-прибалты подсказали, что у начальника криминальной полиции Клайпеды есть более совершенный самолет, причем с довольно неожиданной историей, связанной в полетом Руста. И Билас загорелся — уж больно хороша была машина...

"Что главное в самолете? — спрашивает он. – И отвечает: во-первых, планер, во-вторых, двигатель. Планер у этой "Сессны" — родной, тоже 1973 года. А вот двигатель другой, так как предыдущий выработал ресурс. Я полетел в Литву, посмотрел и понял — мой самолет! Мы условились, что, какие приборы нужно установить, что заменить, как покрасить — все оговаривалось, и процесс растянулся на полтора года. Практически каждый месяц бывал на месте, чтобы ремонт и восстановление проходили в моем присутствии и можно было вносить незначительные коррективы по усовершествованию "Сессны". Литовцы, спасибо им, все сделали на совесть, и настал день, когда я на этом же самолете перелетел в Украину. Это было еще в 2008-м, и тоже в мае—- что символично, так как совпало с нашим месяцем рождения. В соответствии со всеми требованиями прошел полную сертификацию и государственную регистрацию в авиаслужбе Украины, получил госномер — UR-VITA. С тех пор  нарадоваться не могу своей "Витой" — такое дал ей имя.  В переводе с латыни — "Жизнь"...

Билас с увлечением рассказывает о том, какая легкая, послушная в управлении его "Вита-Витуся", какой большой подъемной силой обладает, как уверенно и надежно ведет себя в воздухе. На расстояние до 1500 километров при полной заправке (это 180 литров керосина) способна доставить. Прежде чем сесть в кабину, пилот обязательно поздоровается, похлопает по фюзеляжу, обратится нежно — как к человеку, одушевленному существу. А взамен — надежность и  послушание..

"Да что рассказывать! — предлагает на ходу Билас. — Садитесь в кабину рядом со мной — полетаем, и сами, воочию убедитесь, почувствуете, как это здорово!"

И несмотря на сильный боковой ветер, "Витуся" подняла нас в небо, и целых два часа на разных высотах и разных скоростях наматывала километры в небе над Белоцерковским, Фастовским, Рокитнянским районами Киевской области, давая ни с чем не сравнимые легкость, азарт, волшебное упоение полетом! Эпитеты меркнут. Словно у самого крылья вырастают...

"Раньше заявку на полеты подавали за три дня, а теперь достаточно получаса, — говорит Иван Григорьевич. — Это требует от летчика высокой квалификации, хорошей подготовки. Иначе взлетать  нельзя — риск слишком велик. В нашем аэроклубе такого нет, критерии очень жесткие".

Як-52 верой и правдой прослужил ему 11 лет. Сколько уготовано "Витусе", загадывать не берется — жизнь покажет. Из 2225 часов с момента крайнего ремонта двигатель выработал всего 185. На его век хватит...

"КАК У РУСТА". "И это кресло, где вы сидите, и приборная панель,  и другая начинка — все как было у Руста?" — все еще не могу прийти в себя от нахлынувших эмоций.

"Планер, панель, кресло — те же, а вот авиагоризонт уже новый, и высотомер, и GPS, конечно, у него тогда не было, — кивает  Билас. — Открою еще один секрет, о котором мало кто знает. Этот самолет Русту не принадлежал — он взял его в аренду, о чем есть запись в формуляре "Сессны". И поставил дополнительные баки, чтобы долететь до Москвы. Не было у него ни опыта, ни чувства страха — только юношеская бравада, выброс адреналина. А потом — эйфория: вот какой я молодец! Доведись нам встретиться, сказал бы: как мужик, может, и молодец — такой фортель отчебучил. Но как пилот ты форменный раздолбай — поставил под удар тысячи летчиков, да и простых людей тоже. Однако драматичное прошлое "Сессны" ни ей, ни мне летать не мешает".

Казус с Рустом произошел в День пограничника, и мы не могли обойти этот нюанс, не узнать, как сейчас обстоят дела у украинских стражей кордона (их праздник по-прежнему, как и при Союзе, отмечается 28 мая). Оказалось, у наших погранцов есть современные импортные патрульные самолеты DA-42 "Даймонд", чьи экипажи постоянно контролируют ситуацию с воздуха и в случае возникновения инцидента, подобного рустовскому, моментально отреагируют на него, зафиксируют нарушение и принудят нарушителя сесть. Установленная на борту "Даймондов" оптико-волоконная система имеет три канала получения информации — тепловизор и цветные телекамеры с узким и широким обзором. Новые машины высокоэффективны и экономичны — потребляют авиакеросина в 27 раз меньше, чем Ан-26 и вертолеты Ми-8.

"Даймонды" пришлись нам ко двору, — говорит начальник авиауправления Администрации Госпогранслужбы (ГПС) генерал Николай Тепан. — Экипажи добывают с воздуха очень ценную информацию как вдоль сухопутной, так и в районах морской границы Украины".

Недавно экипаж одного из "Даймондов" обнаружил возле кордона мотодельтаплан, что уже само по себе является нарушением — без разрешения ГПС ни один летательный аппарат выполнять полеты возле границы не имеет права.

 

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять