I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как в Черновцах нечисть гоняли: на фестивале Маланок водили сфинкса, ГАИ и Angry Birds

На старый новый год Буковина превратилась в маленькое Рио-де-Жанейро

Маланка — это старинная, родом из средневековья, традиция бурно, с переодеваниями в нелепые костюмы, отмечать праздник Мелании в ночь на 14 января. Испокон веков буковинцы в этот вечер наряжали Цыгана, Жида, Черта, Медведя, Козу, Пана и Украинку (или Маланку, обычно она главная) и ходили по домам с песнями-щедривками. Но время берет свое, и сейчас в такой процессии можно повстречать хоть Дракулу, хоть Кинг-Конга, хоть Обаму. Главное — чтобы шум-гам, смех и пение отгоняли (или задабривали) злых духов и ведьм. "Контрольным выстрелом" для нечисти обычно становится полуночное купание в каком-то пруду — это лучшая очистительная мера, верят на Буковине, и действительно плещутся в холодной водичке.

Аматорские Маланки проходят, с разной степенью активности, во многих населенных пунктах страны. Но в Черновцах было решено собрать маленькие процессии в единый фольклорно-этнографический фестиваль. Первая Маланка-фест, проведенная в 2011 году, собрала всего 12 народных ансамблей. Но за шесть лет масштаб мероприятия увеличился почти вчетверо: в этом году набралось 46 участников (два коллектива из Румынии, 50 человек), и даже появился собственный гимн фестиваля, рассказала Оксана Лелюк, организатор мероприятия. На старый Новый год теперь ежегодно собирается маленькое "Рио-де-Жанейро", которое проходит по центральным улицам шумным парадом и возвращается к сцене выступать. По итогам голосования лучшая идея наряда получает приз. В этом году победители из села Чагор, например, получили 50 тыс. грн (они привезли на фестиваль сфинкса), а второе и третье места достались коллективам села Горбова — они увезли, соответственно, 30 и 20 тыс. премии.

Реклама

В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА. Буковина — уникальный, хоть и разношерстный, регион, единственный в Украине, которому свойственны обычаи Переберии (древнее название Маланки), гордятся черновчане. "Даже партийные с колядками и Маланкой справиться не могли: все знали, что в понедельник влетит на работе и комсомольских собраниях, а все равно "шли на дело", — смеется Валерий Томнюк, эмчээсник. — Как-то случай был: перед зимними праздниками собрали председателей сельсоветов района, откуда я родом, и давай учить, чтоб, мол, никаких колядок-щедривок, требуйте сознательности от населения! А наш голова был дядька с юмором и вдобавок трезвым на такие собрания никогда не ходил. Встал и заявляет: "У меня накануне Рождества все будет тихо, вот увидите!" Ну, 6 января вечером поехала по селам проверка. Куда ни заедут — песни, звезды, козы, и только в Киселицах — тишина и покой. До самой Пасхи райком при случае ставил в пример председателя — вот, мол, какую антиколядническую работу провел товарищ! Пока тот не признался: "Пора бы уже запомнить: весь район колядует 6-го с вечера, а наше село — 7-го с утра".

За участие в Переберии в Вашковцах во времена Брежнева, вспоминает черновчанка Татьяна Курулюк, каждый раз на 15 суток сажали несколько десятков человек — конечно, не за театрализованное действо, а за нарушение общественного порядка после 23:00. "Маланкари хитрили: старались ходить не по центральным улицам и просили родственников стоять на стреме. Появлялась милиция, те подавали условный знак, и процессия пряталась, — вспоминает она. — Несмотря на запреты, участием в Переберии гордились — мол, режим ничто перед обычаями".

ЧЕРТ И БУБЕН. Маланка в доме — к счастью. Но, впуская ряженых в дом, хозяева всегда держат ухо востро, чтоб не устроили какую пакость. "Черт всегда лезет в печь сажу выметать, поэтому перед праздником порядки в доме наводят идеальные, чтобы маланкари не обнаружили и не разбросали мусор", — рассказывает Курулюк. Маланкарями, как правило, были холостые парни, среди которых выбирали ватага — он вел кассу. Вырученные за щедривку деньги не тратили на себя, а вечером нанимали музыку и устраивали гуляния на все село. "Живая музыка на Буковине — это и по сей день баяны, саксофоны, трубы и бубны со скрипками, без которых не обходится ни свадьба, ни Маланка", — гордится черновчанин Василий Гафинчук. Как только маланкарь женился, ему на смену брали подрастающего — таковы правила. Руководитель кицманского ансамбля "А калина не верба" Дмитрий, правда, из студенческого возраста явно вышел, но уже шесть лет маланкует и менять стиль жизни не намерен. Их сюжет — один из самых интересных на фестивале: цари, Ирод и жиды-музыканты, сидящие на шеях у казаков (секрет — в хитрых костюмах). "Договорились как-то "казаки" с "жидами": будем до тех пор вас на горбу возить, пока сможете играть славно. Вот они и музицируют — стараются, лишь бы на казаках ездить", — объясняет идею Дмитрий.

Реклама

new_image2_275

Такими были маланкари буковинского села Чагор 30-х гг. ХХ столетия.

ЗАКУЛИСЬЕ ПРАЗДНИКА: БУРЖУЙКИ, БЕСПЛАТНЫЙ ЧАЙ И ЧП

Реклама

Ранним утром на площади Филармонии к фестивалю готовились, кроме монтажников сцены, полицейские, уже оцепившие несколько кварталов, и отряд МЧС. В 8:00 спасатели уже оборудовали большой тент — мобильный пункт обогрева, подогнали красную пожарную машину, чуть позже подтянулась скорая помощь. "Нас и в семь утра могли прислать: к 12, когда все начнется, тут уже "Ташкент" должен быть", — объясняет старший лейтенант Мирослав. Под Маланку отряду выдали новенькую буржуйку со склада: краска на ней долго обгорает, тент проветривают. "Снегопады были, так никто толком город не чистил. А здесь особо и разгребать нечего, а техники нагнали! Вон машина совсем новая брусчатку вылизывает", — обсуждают патрульные подготовку площади.

К палатке, единственному уголку на площади Филармонии, где можно расположиться, собираются волонтеры: их, по словам организатора феста Оксаны Лелюк, привлекли более 150. Молодежь разбирает таблички з названиями коллективов: к каждому прикреплен координатор, который покажет, куда двигаться и когда. Чуть позже, когда морозная площадь заполнится народом, станет ясно, что без таких помощников-организаторов никуда: в толпе смешались, в буквальном смысле,
кони и люди.

ИСПЫТАНИЕ ТОЛПОЙ. В палатке появляется бесплатный чай в чугунных бидонах. "В каждом — три ведра. Литров 90, думаю, за сегодня выпьют", — рассуждает начальник части МЧС Валерий Томюк. В этом году на фест собралось около 1000 одних только участников, а гостей обычно собирается около 40 тысяч. "Без пожарников никак: все инсталляции, костюмы — это же ДСП, солома, синтетика, от окурка полыхнет — многие пострадают! Такого, правда, пока не случалось, а вот из-под снегопада "карнавал" откапывать приходилось. Сумки постоянно теряют, потом конфликты: хозяева приходят забирать, а мы отдать не можем, пока эксперты-криминалисты не досмотрят", — рассказывает Томнюк. Эти меры предосторожности, по сути — чистая формальность: пока "пожарка" стоит на своем пятачке, пожароопасные костюмы рассредоточились в радиусе нескольких кварталов вокруг. Случись чего, даже с ведром воды к ним не протолкнешься: улочки узкие, забитые людьми. Полицейских — охранников порядка выставили на фест около 300, а вот четко разделить проезжую часть для "маланок" и зрителей не сумели. А поскольку на наклонных брусчатых улицах было скользко и тесно, беды не случилось просто чудом.

new_image4_191

"Троянский конь". Как "грек" держался на нем во время езды — загадка.

new_image7_115

Кицманский юмор. "Жиды" ездят на шее "казаков", пока играют весело.

new_image8_88

Брусница зажигает. Полуголые "леди" старожилам не понравились.

ПЕРСОНАЖИ: ПИРАТЫ И ГНОМЫ

Маланка-фест — это много мишуры и звона колокольчиков, барабаны и ленты, живые и ряженые лошади, костюмы в цветах-зеркальцах, а общее впечатление — что все немножко сошли с ума. Заливистые мелодии из цыганского шатра мешаются с дискотекой от "Драчинецкой Диканьки", одни насвистывают песни, другие горланят коломыйки, третьи пытаются перетрубить всех в две трембиты... Всюду — перья, овечьи тулупы, парики, рога, скрипки, баяны, венки и даже сомбреро. Вся эта масса шевелится, смеется, дурачится, заводит хороводы и непрестанно шутит-хулиганит. Пока на сцене представляют чиновников, народ уже окружил первые платформы, полицейские не в силах совладать с народом и расчистить шествию путь. Люди облепили парапеты, ступеньки соседних магазинов и балконы, за лучшее место буквально идут бои.

СЮЖЕТЫ. Фестиваль получился неоднородным, неоднозначным, как и сама Буковина, населенная десятками этносов. Одни, следуя обычаям, водили обязательных персонажей под аккомпанемент скрипки, бубнов, барабанов и флояр. Люди-"кони", молодицы в тулупах и платках, девицы в монистах шли, пританцовывая и напевая мотивы, дошедшие от дедов-прадедов. Другие пошли простейшим путем, смеша народ "цыганками" с бюстом Верки Сердючки и щетиной, почти как у Кончиты Вюрст. Кицмань отыскала в закромах старинные австрийские военные формы, село Горбовое привезло своего знаменитого "Троянского коня". Маланка-фест — это когда в одной инсталляции спокойно уживаются "древние греки" в латах и Дед Мороз, песня "Україна колядує" и "Ах, Одесса, жемчужина у моря", "Союзмультфильм" с Генами-Чебурашками — с героями Warner Brothers и Angry Birds. Вслед за Белоснежкой и семью гномами со шпагами наперевес — мушкетеры, им на смену — полный корабль пиратов во главе с Джеком-Воробьем. Петух в два человеческих роста тащил за собой целый курятник желтых символов года, огромные Олени — бричку Санта-Клаусов и Снегурок, а красный трехголовый дракон — кучу богатырей. На фоне этого винегрета славное казацтво в корабле-чайке выглядело даже как-то скромно и незатейливо. Легендарные Вашковцы привезли сразу несколько установок в стиле диско: Hollywood Party с баром и танцорами go-go, "Самбрера" с целым мексиканским марьячи на борту и ряженых кавказцев. Победила в итоге идея села Чагор — "Египетские цари" со сфинксом, нашпигованным фараонами и героями древних легенд: им досталось наибольшее количество зрительских голосов (второй год подряд победителя выбирали онлайн). "Троянский конь", фишка села Горбовое, в этом году взял "серебро". Но горбовская Маланка не унывает: они уже состоявшиеся триумфаторы, их коней, как и красноильских соломенных крылатых медведей, в оригинальности пока никто не переплюнул (другие села не используют таких персонажей).

Лет 20 тому назад, правда, на Маланке было больше национального колорита и традиционных образов. А теперь молодежь больше ударяется в актуальные сюжеты, сетует житель Черновцов Василий Гафинчук. "Особенно Вашковцы у нас любят ударить на злобу дня. Раньше, например, изображали пленного Путина под прицелом ружей наших вояк, но в этот раз мы попросили этого не делать", — признаются организаторы-волонтеры. Просьбу, правда, участники выполнили не на 100%: среди инсталляций была платформа под плетеной маскировочной сеткой-зеленкой, впереди которой ехал "распятый младенец", а позади шагали "ватники "ДНР" и воины АТО с потрепанным боевым стягом. Правда, неизвестно, что в таких случаях лучше — политика или инсталляция Sexy Lady с "девочками в трусах", танцующими на высоте самосвала.

new_image5_155

Блеск и шум. Отгоняют зло.

new_image3_238

Горка. Впервые вместо катка.

new_image6_131

Юниоры. Пришли с мамами.

new_image_286

Сфинкс. Заработал 50 тысяч грн.

ЧЕРНОВЦЫ ГУЛЯЮТ: В ДЫМУ И УГАРЕ

Утром соседняя с площадью Филармонии Соборная была полна сладкой ваты, воздушных шариков, детворы и жареных каштанов. Глинтвейн шел под венские сосиски: публика лениво выбирала из меню домика австро-венгерской кухни. Пока съезжались маланкари, здесь фотографировались у елки, любовались мини-зоопарком (нарядными клетками с фазанами, вольером с овечками, петушками и пони), катались на сноутьюбе (впервые этот аттракцион заменил традиционный каток). Как только пошел парад Маланок, идилии настал конец: площади и улицы заполонил народ, с ряжеными фотографировались, танцевали, дергали их за хвосты. Представление стало интерактивным: артисты пошли в народ. Цыганки заигрывали с прохожими, шустрая Баба-Яга прямо из машины пыталась всучить кому-то зеленый бюстгальтер. Кстати, прославленные красноильские Медведи оставили двойственное впечатление: с одной стороны, легендарные соломенные костюмы на деревянных каркасах-крыльях весом под 100—120 кг, которых все ждали, с другой — орущие "бурые" на цепях вперемешку с охотниками в жутких масках выглядели как-то агрессивно. "А Медведи-то пьяные!" — ахали тетеньки из толпы. "Не исключено, — смеется Валерий Томнюк. — По традиции ведь маланкарей полагается угощать. Очень вероятно, что пока они сюда доехали, уже раз пять по пути "угостились".

На огромных  сковородках  "шкварчали"  ароматные  венские сосиски.

Скучающие весь день кафе и ресторанчики к вечеру забились так, что о свободном столике нечего было и мечтать. В кондитерских еще в разгар фестиваля от ассортимента пирожных остались рожки да ножки, а в супермаркете разобрали все хлебобулочное и проредили полки со спиртным, даже в зоомагазине было не протолкнуться! Поздно вечером карнавал развалился: на машинах уже катались посторонние пассажиры, пираты плясали с детворой, пешеходов распугивал "Запорожец" с надписью ГАИ — его тоже привезли участники. Едва кончилось голосование и объявили победителей, как площадь Филармонии опустела: Казаки, Гусары, Маланки, Черти и Козы пошли в загул до утра.

В ЭТО ВРЕМЯ В МИРЕ

Японцы фестивалят 9 января: в некоторых городах традиционно затевают трехдневный праздник-парад в честь одного из семи богов счастья и удачи — Эбису. Он всегда считался покровителем богатства, символом удачи рыбаков и торговцев. В этот день все владельцы магазинов, бизнесмены и претенденты на финансовое благополучие собираются в процессию, которая следует по главной улице к храму Эбису. В Индии 14 января отмечают Международный фестиваль бумажных змеев, проходящий в штате Гуджарат: по времени проведения этот современный праздник совпадает с фестивалем Макар Санкранти или Уттараян, которыми издавна отмечали передвижение солнца в северное полушарие и смену времен года, то есть скорый приход весны.

Бурные карнавалы проходят каждую субботу января в Аргентине (главная дата — третья суббота месяца). В городе Гуалегуячу несколько недель кряду гремит Карнавал страны, или "Пора карнавалов и любви" — это самый длительный народный праздник в мире. Карнавал Рио пройдет в этом году с 24 по 28 февраля, а в Венеции — с 11 по 28 февраля. А потом — Великий пост.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять