I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Киберспортсмены вышли из подвалов Подола, играют по 12 часов в сутки и выигрывают миллионы

Украинские игроки выходят на серьезный гемерский уровень

Около 20 лет назад украинцы были охвачены новой модой под названием компьютерные клубы. Особой популярностью пользовались они у подростков, готовых сутками напролет играть в игры, тратя на это все свои карманные деньги. Тогда геймеры-любители и представить себе не могли, что спустя несколько лет в Киеве пройдет международный чемпионат по киберспорту, а достижения украинских геймеров попадут в Книгу рекордов Гиннесса. "Сегодня" пообщалась с профессиональными игроками и узнала, в какие игры "шпилили" предшественники современных киберспортсменов, как захудалые компьютерные клубы переросли в спортивные арены и как стать известным геймером с миллионными призовыми. 

С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ. Первые компьютерные клубы представляли собой небольшие помещения с двумя десятками компьютеров и располагались в полуподвальных помещениях. "Все было очень бедно. Собирались ребята, смотрели, кто и как играет. Потом начали проводить соревнования, чтобы определить, кто круче. Тогда призовой фонд за победу в турнире составлял всего 150—200 гривен", — рассказывает "Сегодня" профессиональный киберспортсмен Роман Максимчук. А по словам Александра Дученчука, руководителя сообщества по организации киберспортивных мероприятий, только в одном Подольском районе таких клубов было с десяток. "Клубы решали главную проблему того времени — возможность просто поиграть на компьютере, ведь у многих геймеров даже не было дома личных машин. А те, кто и был счастливым обладателем компа, имел другую головную боль — отвратительный интернет через IP-телефонию. Ты играешь, а кому-то в соседней комнате нужно срочно позвонить по стационарному телефону! Понятно, что родители были категорически против турниров на дому. В клубах же все компьютеры были объединены в одну сеть — это был единственный способ сыграть с другими игроками", — рассказывает Александр. И добавляет, что с появлением качественного интернета появилась возможность играть с игроками со всего мира.

Реклама

ЛИГА И ФЕДЕРАЦИЯ. На серьезный геймерский уровень украинские игроки начали выходить в начале 2000-х. "Первая команда, которая поехала на международное представление, собрала в своем составе лучших игроков со всей Украины. Они были передовыми не только в нашей стране, но и во всем СНГ. Конечно, Запад в этом плане лидировал, но мы успешно их догоняли, и как результат — наши игроки не отпускали чемпионский титул по "Контр Страйк" с 2005-го по 2009 год", — говорит Роман. В 2002 году в столице прошел международный кибертурнир, а в 2004-м в Украине появилась своя Федерация компьютерного спорта. Через год была создана Украинская Кибер Профессиональная Лига. Что же касается компьютерных клубов, то с началом 2000-х они постепенно стали отходить в небытие. Им на смену пришли специализированные киберспортивные площадки, оснащенные по последнему слову техники. Сегодня на этих кибераренах также проводятся игровые турниры, а любители приходят посмотреть спортивные трансляции. В 2012 году в Украине провели национальный турнир по компьютерным играм, а в конце декабря прошлого года состоялось знаковое событие — появилась первая киберфутбольная команда от футбольного клуба "Динамо" (Киев). Такие виртуальные команды — не новинка для многих западных футбольных клубов. Свои киберспортсмены есть у испанской "Валенсии", немецкого "Шальке" и английского "Манчестер Сити".

КИБЕРШКОЛЫ. Сегодня проф­подготовкой геймеров зани­маются киберспортивные организации, которых в Украине четыре. Самая передовая — "Рожденные побеждать", которая появилась в 2009 году в формате клуба. Команда этого клуба стала первой, выиграв практически все крупные кибертурниры мира за один год, и даже попала в электронную версию Книги рекордов Гиннесса, а в 2011 году за первое место в международном турнире получила самый крупный денежный приз в истории киберспорта — $1 млн. Сегодня в состав организации входят около 30 профессиональных игроков. По словам спортс­менов, следующим шагом для Украины должно стать открытие спецшкол и институтов по киберспорту, где будут готовить профессиональных геймеров.

new_image8_87

Реклама

Первые компьютерные клубы. Геймеры играли на допотопных компьютерах и соревновались, кто круче.

ХОДЯТ НА ПАРЫ И УЧАТ КИТАЙСКИЙ

Карьеру в киберспорте игроки начинают со школьной скамьи. "Я начал играть в младших классах, принимал участие в онлайн-соревнованиях. С годами хобби переросло в серьезное занятие. Родные, конечно, были против, но их мнение резко изменилось после того, как я выиграл $400, участвуя в своем первом турнире, который проходил в Москве", — рассказывает нам Роман. Сейчас парню 20 лет. Он учится на переводчика с китайского языка и играет за команду по "Лиге Легенд". "Очень трудно совмещать учебу и игры. Не могу дождаться, когда окончу институт и целиком посвящу себя киберспорту", — добавляет парень. 

Реклама

А вот девушек в этом виде спорта практически нет. По словам геймеров, вся причина в том, что слабый пол слишком эмоционален. "Я играю в "Доту" лет шесть и за свое увлечение игрой даже заплатила ухудшением зрения. Сейчас я принимаю участие в любительских игровых турнирах, изучаю сферу рекламы и пиара, но в дальнейшем планирую посвятить себя журналистике", — говорит нам Екатерина.

СТАРЫЕ "СТРЕЛЯЛКИ" И КУЛЬТОВАЯ ИГРА "ЛИНЕЙКА"

Первые игры, в которые в 90-х резались геймеры, были легендарные "стрелялки" от первого лица под названием "Контр-Страйк" и "Квейк" (игра считается родоначальницей компьютерных соревнований). "В "Квейк" играли один на один, два на два и пять на пять. Графика была ужасная — квадратные персонажи, плоские локации", — говорит геймер Александр Дученчук. "В те годы никто не замечал в этих играх каких-то недостатков. Сейчас понимаешь, что в "стрелялках" тех лет отсутствовала даже банальная физика. Сейчас если ты падаешь или прыгаешь с высоты, то можешь сломать ноги, а графика достигла максимальной реалистичности", — рассказывает Роман Максимчук. В конце 90-х появилась фэнтези-игра "Старкрафт", где главными персонажами стали пришельцы из других галактик. Цель игр заключалась в постройке своего города, формировании войска и сражениях с другими игроками.

С 2003 по 2008 год всех украинских геймеров захватила многопользовательская ролевая онлайн-игра "Ли­­нейдж2", именуемая в народе "линейка". Нужно было создать своего персонажа, поднять его уровень, создать коалицию с другими игроками. "В "линейку" играли целыми домами. Геймеры спускали кучу реальных денег на покупку игровых ценностей. Были и те, кто на этом хорошо зарабатывал. К примеру, один мой знакомый, который содержал сервер с игрой, за полгода купил себе квартиру и новенький внедорожник BMW, — вспоминает игрок Максимчук. Когда страсть по "линейке" немного утихла, появились многопользовательские онлайновые боевые арены под названием "Дота" и "Лига легенд", сочетающие в себе элементы стратегий в реальном времени и компьютерных ролевых игр, яв­­ля­­ю­­щих­­ся дис­­цип­­линами в чемпионатах по компьютерным играм. "Пять игроков с каждой стороны, и их задача — снести основную базу противника. Разными путями ваша команда должна заполучить преимущество в игре — захват объектов противника либо уничтожение вражеских персонажей. Звучит просто, но, чтобы вникнуть в нюансы, не хватит и недели", — объясняет спортсмен.

new_image_284

"Стрелялки". Первые игры были с ужасной графикой.

new_image5_153

Эволюция. С годами игры стали реалистичными.

ВЫСОКИЕ ПРИЗОВЫЕ И ПЕНСИЯ В 30 ЛЕТ

Стать геймером может каждый. Тут нет возрастных ограничений, но тренироваться придется как минимум по 12 часов в сутки! "Киберспорт считается интеллектуальным спортом, как шахматы, но если в шахматах у тебя есть время, чтобы подумать, то во время игры этого времени просто нет", — говорит Дученчук. "За одну секунду нужно осознать, как сделать три движения персонажа, чтобы не потерять ни одну из своих способностей. К примеру, моторика моих пальцев — 620 действий в минуту", — говорит Роман Максимчук. С игроками работают не только тренеры, но даже психологи. "Степень напряженности — крайне высокая. К примеру, идет 40-я минута игры, а на кону призовой фонд в несколько миллионов долларов. Вы играете пять на пять, и вдруг один из вашей команды "умирает", и пока он "воскреснет", пройдет 80 секунд. За это время противник может закончить игру. В такой ситуации легко сорваться. В моей практике таких прецедентов не было, но был случай, когда во время тренировки чуть не дошло до драки", — говорит Роман. 

Денег геймеру хватает, чтобы содержать семью из четырех человек.

Потрепанные нервы игроков компенсируются хорошим денежным вознаграждением. Помимо фиксированной ставки, спортсмены получают вы­иг­рышные призовые, отчисления за онлайн-трансляцию, спонсорские отчисления. По скромным подсчетам, заработанных денег хватает на то, чтобы в достатке содержать семью из 4-х человек. Только зарплата геймеров может составлять до $2 тыс., а призовые в разы выше. Правда, как и в других видах спорта, карьера геймеров заканчивается рано. На пенсию они выходят в среднем в 30 лет. "К тридцати годам многие уже начинают задумываться о создании семьи. Когда ты играешь, времени на личную жизнь не остается", — рассказывает геймер Екатерина Федина. "С годами спо­­собность выполнять определенное количество действий в минуту падает. После окончания карьеры в киберспорте игроки переходят на тренерские должности или реализовывают себя в той профессии, на которую они учились в институтах", — говорит Дученчук.

new_image4_190

За игрой. Во время турнира уровень напряженности геймеров всегда достигает максимума.

new_image6_130

Награды. За победу спортсмены получают солидные призовые.

"ТЕРЯЮТ СВЯЗЬ С РЕАЛЬНОСТЬЮ"

По словам психолога Наталии Кухтиной, любой вид спорта оставляет непоправимый след на здоровье игрока, но компьютерный спорт намного страшнее в этом плане, и урон, который он может нанести человеческой психике, — непоправим. "Компьютеры и интернет — это часть нашей жизни, и от этого нам никуда не деться. Мы все нуждаемся в живом общении, а виртуальное общение создает для нашего мозга и психики суррогатный продукт общения. Оно как бы есть, но оно не живое, а виртуальное", — говорит психолог. По словам Кухтиной, самую большую опасность несут те игры, в которых присутствует элемент насилия или агрессии. "Мозг перестает отличать реальность от виртуальных ощущений. Люди переносят игры в реальную жизнь, и это страшно. Снижается инстинкт самосохранения, утрачивается ценность жизни, постоянная нехватка адреналина. К примеру, человек может взбираться на высоту, на крышу поезда и не осознавать тот факт, что если он убьется, то это будет навсегда и он не воскреснет, как в игре. Поэтому у нас такое большое количество суицидов, экстремальных поступков, которые совершает молодежь. Около 30 лет назад мальчики играли на улицах в "войнушки", и это было нормально. Это генетическая потребность, но сейчас ее пытаются удовлетворить посредством игр. Без психолога, который будет возвращать игроков в реальную жизнь, восстанавливать свое психическое состояние им будет крайне трудно. Противостоять компьютеру и интернету невозможно", — добавляет Кухтина. То, что игроки выходят "на пенсию" очень рано, по словам специалиста, вполне обьяснимо. "Человек эмоционально выгорает, а потом начинается его психологическое истощение. Игрок больше не может сконцентрироваться, быстро среагировать. Подобное происходит с профессиональными пианистами, когда музыкант хочет играть, но не может, от истощения", — говорит психолог.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять