I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

За колеса для лунохода купил "Жигули"

Совершенно секретно. В 60-х на Харьковском велозаводе выпустили триста колес, в космос полетели только 16.

В квартирах двух харьковчан на самом видном и почетном месте стоят настоящие колеса для луноходов. Изобретатели Юрий Гирш и Илья Берман, которые в 60-х годах прошлого века работали в Конструкторском бюро велостроения, создавали их своими руками. Над сверхсекретным проектом Гирш и Берман трудились около десяти лет. Удалось сделать 300 колес. В космос отправились лишь 16 — на "Луноходе-1" в 1970 году и на "Луноходе-2" в 1973 году.

"Пришел спецзаказ из Ленинграда — придумать колеса для космического аппарата. Естественно, что все сразу воодушевились. Собирали колеса в отдельном помещении на территории велосипедного завода. Все сотрудники работали в белых халатах и перчатках, мельчайшее загрязнение на колесе протирали спиртом. Не должно быть на колесе малейших отпечатков. Идеальная чистота — было главным условием работы", — вспоминает главный конструктор проекта Юрий Гирш. Сначала 12 человек пытались сделать гусеничные шасси, как у танка. Тогда ничего не было известно о лунном грунте: то ли там песок, в который будут проваливаться колеса, то ли скалистая поверхность. В процессе работы стало ясно, что гусеничные шасси в безвоздушном пространстве не смогут работать, потому что соединительные детали в вакууме "слипнутся". Потом разработали другую конструкцию. Колесо, которое весит около трех килограммов, делали из нескольких материалов — алюминия, титана и стали. "Титан можно обрабатывать только в вакууме, поэтому готовые детали из него присылали из Ленинграда, — вспоминает Юрий Гирш. — Уже в космосе возникла проблема — стальные велосипедные спицы нашего производства образовывали магнитное поле, которое создавало помехи в передаче информации с лунохода на Землю. Нашим разработчикам усложнили задачу — в "Луноходе-2" спицы для колес должны быть из титана. Но во время работы в Харькове поняли, что титановая проволока не подходит: когда натягиваешь спицу, она растягивается, как резина. Пришлось отказаться от этой идеи. Спицы оставили стальные", — говорит изобретатель. Колеса из частей "складывал" специальный антимагнитный титановый инструмент, который привезли из Ленинграда. По словам Гирша, даже на самом заводе мало кто знал, что кто-то среди них работает над сверхсекретным проектом. Колеса перевозили в открытую в специальных ящиках. Только в Ленинграде, когда работа была закончена, конструкторов встречали.

Реклама

Каждое колесо, по словам Юрия Гирша, выдерживало до полутонны. А у лунохода их 8, при этом вес аппаратов — 756 и 840 килограммов. "Мы в Харькове не испытывали колеса на прочность, потому что были уверены в их надежности", — утверждает Юрий Гирш. Испытывали же луноходы с харьковскими колесами на сверхсекретных полигонах — "лунодромах": на Камчатке, в Ленинграде и Крыму. "Представьте себе огромный стадион — так выглядел полигон для испытаний. Беговая дорожка покрыта различными препятствиями: камни, бревна, песок. С их помощью имитировали разнообразные профили поверхности Луны. Луноход все преодолел", — вспоминает Гирш. За 300 лунных колес Юрий Гирш получил премию — 500 рублей. Кроме того, ему разрешили без очереди купить первую модель "Жигулей", на которых он ездит до сих пор. Когда СССР свернул программу освоения Луны, детали мертвым грузом лежали в Бюро велостроения. Спустя 30 лет им нашли применение. "Когда я уходил на пенсию, сделал два колеса на память: себе и другу. У меня даже патент есть, что колесо настоящее", — говорит Юрий Гирш.

ПАМЯТНИКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ — ЛУННЫЕ "ТАНКИ"
Впервые в истории 17 ноября 1970 года на поверхность естественного спутника Земли спустился советский луноход с харьковскими колесами, за которые его прозвали "танком" и "трактором". Это был прорыв в изучении Луны. Аппарат проработал более 300 суток — в три раза дольше, чем планировалось. "Наши колеса ни разу не подвели на Луне", — с гордостью говорит Илья Берман. Итоги работы впечатляющие: аппарат проехал 10 540 метров, передал на Землю около 25 000 снимков. Кстати, 11 декабря 1993 года "Луноход-1" вместе с посадочной ступенью станции "Луна-17" на аукционе Sotheby’s купил за 68 500 долларов разработчик компьютерной игры Lineage, сын американского астронавта Ричард Гэрриот. В специальном каталоге указано: лот "покоится на поверхности Луны".

А уже через два с половиной года "Луноход-2" с такими же колесами путешествовал по небесному телу. Спустился на лунный грунт 16 января 1973 года и проработал до 4 июня. Конструктивно этот аппарат почти не отличался от первого. Весил 840 килограммов, за 115 суток проехал по Луне 37 километров! Передал свыше 80 000 снимков лунной поверхности.

Реклама

Третий луноход планировали запустить в 1977 году. Но вместо Луны он попал... в музей. "Предполагалось запустить на спутник Земли пять луноходов с харьковскими колесами. Но космическую программу по изучению Луны Советский Союз резко прикрыл", — рассказывает Илья Берман. Умы советских ученых перебросили на изучение Марса.

ПОДАРОК К 8 МАРТА
Если посмотреть на Луну в очень хороший телескоп, на ее поверхности можно увидеть знак бесконечности. На самом деле это цифра 8. Необычный подарок в 1971 году решил сделать экипаж "Лунохода-1" для прекрасной половины СССР к Всемирному женскому дню. Водитель аппарата рассчитал траекторию и вывел луноходом десятиметровую восьмерку — от наших колес остался след на лунном грунте. Наказывать экипаж за нарушение дисциплины советское начальство не стало: аппарат уже выполнил запланированную программу, да и другого экипажа не было. Советские женщины так и не узнали об этом подвиге: информацию рассекретили только в 2005 году.

В 1966 году за три дня харьковские изобретатели создали окончательный вариант конструкции колеса. "Я помню тот сентябрьский день как сейчас. Сидел в кабинете, ко мне зашел ленинградский куратор Михаил Шварцбург и говорит: "Мы знаем, какой грунт на Луне, бур слетал и привез его". В течение трех дней мы сделали колеса той конструкции, которая позже полетит в космос", — вспоминает Илья Берман. Хотя официально лунный грунт был доставлен на Землю 24 сентября 1970 года. Но как, например, могли советские ученые запустить в 1969 году ракету-носитель "Протон" с первым в мире луноходом на борту, не зная при этом качество лунного грунта? В борьбе СССР и США за первенство освоения космоса дату появления лунного грунта на Земле просто засекретили.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять