I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Профессии нашего века: способы зарабатывать, рожденные техническим прогрессом

Украинцы зарабатывают на супружеской неверности и выбивании чужих долгов

"Сегодня новые профессии возникают очень быстро, — говорит руководитель исследовательского центра Head Hunter в Украине Ульяна Ходорковская. — Сначала возникает потребность в человеке, потом его находят, а только после этого уже появляется профессия. В этом году рынок замер, но тайные покупатели, коллекторы и блогеры остаются востребованными. Спрос на шоперов упал. А футурологов и трендвотчеров в Украине — единицы, и спроса пока не нет". Мы выяснили, как живется обладателям этих профессий.

РЕВИЗОР: "Люблю шпионить"

Реклама

img_4577_5_1__

Тайный покупатель. Кассиры часто пытаются обсчитать клиента.

Эта профессия в Украине появилась примерно в 2006 году с началом активного развития торговли. Чтобы проверить качество обслуживания клиентов, фирмы начали нанимать специальных людей — "тайных покупателей". Выглядят такие покупатели непримечательно — как обычный посетитель магазинов или кафе, зато внутри каждого из них прячется самый настоящий шпион. 24-летний киевлянин Иван Босенко до того, как стать тайным покупателем, работал консультантом в магазине алкоголя и сам нередко сталкивался с подставными клиентами. "Мы их сразу определяли по специфическим вопросам,  — делится Босенко. — Обычный клиент никогда не будет выпытывать состав товара. Потому надо ставить себя на место обычного потребителя и не вызывать подозрений. Меня вот еще ни разу не рассекретили".

Реклама

Искусству "шпионажа" тайных покупателей — зачастую это молодые люди — обучают на тренингах. Им подробно рассказывают, как устроена работа магазинов (вплоть до того, как моют полы в торговых залах), что входит в обязанности сотрудников, как быстро они должны обслуживать клиентов и какие нормы этикета при этом выполнять. "В первую очередь я смотрю на внешний вид консультанта: есть ли форма, насколько он опрятно выглядит, если это девушка, то не слишком ли вызывающий макияж, — рассказывает всю подноготную Иван. — Также фиксирую, насколько быстро продавец на меня отреагировал — он не должен заставлять себя ждать дольше трех минут. Не менее важно, с какой фразой он ко мне обратился, как выяснил, что мне нужно, и что предложил".

После ревизии "шпион" заполняет специальную анкету, которую потом передает руководителю магазина или точки питания. Если о сотруднике сложилось хорошее впечатление, он может получить денежный бонус, а если плохое – урежут зарплату. "В Украине даже в элитных магазинах, где обслуживание должно быть образцовым, я часто слышал, как продавцы при клиентах обсуждали подробности своей интимной жизни, — говорит Иван. — Если вы — обычный покупатель, вооружитесь блокнотом и серьезным лицом — вас примут за "проверку" и будут вести себя образцово". Кстати, за одну "ревизию" тайные покупатели получают 25 — 150 грн.  

СЫЩИК: искал кошку за $2000

Реклама

img_4577_6_1__

Проверка на детекторе лжи. Заказывают ревнивцы и бизнесмены.

Последние несколько лет в Украине стали массово открываться частные службы расследований, готовые взяться практически за любую работу: от расследований случаев супружеской неверности до проверки персонала на детекторе лжи. Поскольку в нашей стране нет законов, регулирующих деятельность детективных агентств, то сотрудники при необходимости готовы идти на риск и даже преступать закон. Антон Нестеренко уже третий год работает в Донецке в службе расследований. За свою "детективную" карьеру мужчине приходилось выполнять самые разные задания. Так, например, ему приходилось искать кошку стоимостью в $2000 — хозяева подозревали, что ее украли знакомые. Правда, подозрения не оправдались, но кошку так и не нашли. Неоднократно Антон искал пропавших родственников, но зачастую оказывалось, что они попросту скрывались от навалившихся проблем. "Люди насмотрятся детективов и ожидают от нас чудес, — говорит Антон. — Недавно "потомок королевского рода" попросил помочь вернуть ему титул и власть, а деньги обещал заплатить после того, как разбогатеет. А другой хотел, чтобы мы "нарыли" компромат на бандитов, которые собирались отнять у него бизнес. Все темные подробности он рассказал по телефону, который наверняка прослушивался. Человек даже не удосужился купить новую сим-карту!".

За свои услуги сыщик может получить от 800 грн до $100 000 — в зависимости от рискованности задания. Дополнительно оплачиваются расходы на бензин, еду, аренду жилья и прочее. В случае невыполнения задания детектив лишается гонорара. Самая дешевая услуга — распечатка телефонных звонков, обойдется клиенту в 800—1000 грн. За те же деньги можно проверить неверную жену или недобросовестного работника на детекторе лжи. Эту услугу несколько раз заказывала и местная милиция, у которой дефицит с полиграфами — один аппарат на весь город. По словам Антона, обмануть детектор лжи крайне сложно, поскольку один и тот же блок из десяти вопросов опрашиваемому задают три раза в течение полутора часов. "Мало кто способен трижды ответить одинаково, — утверждает мужчина. — Гарантия — 99%".

КОЛЛЕКТОР: "Не все действуют в рамках закона"

img_4576_3_1__

Сборщик долгов. Должники часто скрываются и меняют фамилии.

Профессия сборщика долгов — коллектора — в Украине относительно новая. Спрос на нее появился, когда украинцы массово брали кредиты, а после кризиса не могли по ним расплатиться. Банки и фирмы нанимают коллекторов в качестве посредников, именующих себя "специалистами по сбору проблемной задолженности". Их главная задача — так напомнить должнику, что у него есть долг, чтобы он захотел его как можно скорее выплатить.

У многих украинцев коллекторы до сих пор ассоциируется с братками из 1990-х, которые выбивают деньги при помощи биты и кастетов — эта сфера абсолютно не контролируется государством. Так что  коллекторов-шарлатанов, которые действуют методом запугивания и угроз, в стране хватает. "Сегодня существует много коллекторских компаний, которые не всегда действуют в рамках закона, — признает президент Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины Александр Ильчук.— Это негативно отражается на коллекторском рынке в целом, ведь тень падает на каждого специалиста. Мы несколько раз готовили законопроекты, регулирующие коллекторский бизнес, но из-за частой смены власти их так и не рассмотрели".

Как ни странно, но в этой профессии очень много женщин. "В нашей ассоциации 70% коллекторов — женщины, — говорит Ильчук. — Хотя должники нередко могут нахамить, закрыть дверь перед носом, и вообще ведут себя неадекватно. Многие кредиторы меняют адрес, место работы, фамилию, переезжают в другие города в надежде, что их не найдут. У нас в базе числятся долги еще за 2006 год. Эти люди попали в черный список, так что в дальнейшем они не смогут пользоваться услугами ни одного банка. А ведь жизнь сегодня состоит из финансовых операций, так что долги лучше отдавать. Иногда мы выкупаем у банков по дешевке проблемные кредиты, и тогда должники должны уже не банку, а нам. Как правило, мы списываем должникам "надутые" проценты, а если не удается вернуть деньги – передаем дело в суд". 

ШОПЕР: "Мода — это мужское занятие"

img_4576_4_1__

Персональный стилист. Три часа шопинга обойдутся в 450 грн.

Еще пять лет назад к услугам персональных шопинг-гидов и стилист-шоперов обращались только обеспеченные люди. Задача этих специалистов — вместе с клиентом подобрать ему гардероб. "Наши клиенты — это люди, которые ждут распродаж и скидок. Средний чек на одежду составляет около 3500 гривен в сезон, — говорит киевский шопер Рост Дикой. — Иногда обращаются и вип-персоны. Например, однажды клиент-иностранец пожелал, чтобы модный бутик на время его шопинга закрыли и при входе повесили табличку с изображением короны. Все его требования были выполнены за кругленькую сумму. А вообще к нам обращаются люди, которые ненавидят шопинг — их раздражают магазины, но им нужно хорошо выглядеть. Это предприниматели, которые часто бывают на публике, программисты, которые хотят обратить на себя внимание девушек, мамы, которые выходят из декрета на работу. Женщин, конечно, обращается больше — мужчин среди клиентов всего 10%. Да и среди шоперов одни женщины. Они думают, что это их профессия, хотя если брать высокую моду, то лучшие модельеры — Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Лагерфельд — мужчины. Мужчина может лучше оценить женскую фигуру, чем женщина. Так что клиентки чаще интересуются шоперами-мужчинами". Дикой, например, работает с бизнес-леди от 30 лет.

Совместный поход с шопером по магазинам занимает около трех часов. За это время клиент успевает купить 10—20 вещей. Персональные стилисты не только подсказывают, что примерить и купить, но и помогают сэкономить деньги своим клиентам. Они всегда в курсе, где скидки, распродажи и акции. Услуги шоперов в среднем обходятся в 50—150 грн в час (гонорар элитных стилистов — 800-1000 грн в час). Помимо подбора одежды шоперы предлагают провести ревизию гардероба: за три-четыре часа клиент получит полный отчет о содержимом шкафов с рекомендациями, что носить, а от чего лучше избавиться. Стоит это в среднем 1000 грн.

Мастер ПРОГНОЗОВ будущего

img_4576_1_1__

Получают от 6000 грн в месяц.

Одна из новых профессий в Украине  футурология. Это наука, которая прогнозирует будущее, причем в абсолютно разных сферах: будь то политика, экономика или бизнес. Прогнозы футурологов всегда подкрепляются исследованиями. "Это направление в Украине только формируется, сейчас обязанности футурологов выполняют маркетологи, — утверждает киевский футуролог Наталия Юдина. — Но маркетологи делают краткосрочные прогнозы — на сегодня или на год-два. А футуролог изучает потребности, ценности человечества, которые будут через 10—20 лет. Впервые я услышала о них во время кризиса 2008-го: оказалось, что бизнесмены готовы выложить большие деньги, чтобы узнать, какие потребности будут у людей в будущем. Изучая футурологию, я отметила, что кризисы перешли в этап ускорения — стали учащаться. Из плюсов: кризис создает определенную платформу, чтобы человечество, наконец, стало создавать что-то новое. Например, нам необходимо развенчать культ красоты, из-за которого свыше 90% украинских детей чувствуют себя физически неполноценными. А для этого нужна духовная революция".

БЛОГЕР: "Не пиарю алкоголь и Путина"

img_4577_7_1__

Звезда интернета. За рекламный пост в блоге получает от $5000.

С развитием интернета появилась новая возможность зарабатывать, не выходя из дома, или наоборот, активно путешествуя. 28-летний киевлянин Сергей Нагорный почти 10 лет промышляет тем, что активно ведет блог в соцсетях. Начиналось все с обычного фотоблога в ЖЖ, где парень выкладывал снимки из своих путешествий. Постепенно его блог стал очень популярным, но со временем подобных фоторепортажей в интернете появилось слишком много и киевлянин понял, что просто красивыми снимками уже никого не удивишь. Тогда он и открыл для себя видеоблогинг. "Меня пригласили на работу в компанию, которая является партнером Youtube, и предложили вести свой блог в видеоформате. Я долго не раздумывал", — говорит блогер. 

Работа Сергея заключается в том, что он, вооружившись камерой, придумывает интересные развлечения, встречи, путешествия, документирует их и показывает в своем блоге. Не работа, а сказка! По словам Нагорного, видеоблогеры пользуются большой популярностью, поскольку делают все непринужденно. Это не телеведущие с поставленным голосом, накрахмаленным галстуком и гримом, а обычные люди, у которых могут быть дефекты речи, они могут допускать ошибки в словах, но это придает их сюжетам еще большую естественность. "Видеоблогинг — одно из самых популярных направлений XXI века, — утверждает Сергей. — Молодое поколение предпочитает видеоформат — достаточно нажать кнопку и смотреть. Правда, в Украине это развивается намного медленнее, чем на Западе". У популярных блогеров количество подписчиков может достигать 25 млн человек.

Как каждый профессиональный блогер, Сергей зарабатывает за счет рекламы. Обычно за рекламный пост в соцсетях получают $5—10 тыс., но видеоблогерам предлагают еще больше. "Я не берусь за скрытую рекламу и принципиально не пропагандирую алкоголь, — признается блогер. — Сейчас многие российские организации обращаются к блогерам, чтобы те освещали пропутинскую тематику. От таких отказываюсь".

ТРЕНДВОТЧЕР: понятие ожидания скоро исчезнет

img_4576_2_1__

Всегда в курсе последних новинок техники.

Отслеживать тренды в поведении людей, в разных сферах жизни или в конкретных отраслях – работа трендвотчера. В Украине это совсем новая профессия, и специалистов можно посчитать на пальцах. В трудовой книжке их должность именуется как специалист по стратегическому планированию. "По сути, трендвотчеры исследуют, что украинцы будут покупать в будущем, — говорит киевский трендвотчер компании Trendwatching Ukraine Наталья Волкова. — Зная, что будет завтра, уже сегодня мы будем понимать, в каком направлении двигаться. Для того чтобы исследование трендов было качественное, трендвотчеру важно разбираться в причинах возникновения трендов, отслеживать, что происходит во всем мире. Трендвотчеры всегда должны идти в ногу со временем, быть в курсе всех новинок. Если открылся новый ресторан, мы обязательно его посещаем. Ходим на выставки, концерты, мониторим блогосферу. Пользуемся самыми последними гаджетами".   

Работа трендвотчеров основывается на поведении трендсеттеров — людей, способных улавливать новые тенденции моды еще до их появления. "Такие люди уже живут в Украине, моя задача их определить и мониторить, — говорит Наталья. — Трендсеттеры выделяются своей мобильностью, общительностью. То, что эти люди пробуют сейчас, через год (или пять-семь лет) перейдет в масс-маркет".

ТРЕНДЫ. "Сегодня люди хотят получить желаемое сразу, — говорит Наталья. — Благодаря интернету и смартфонам многое из желаемого осуществить легко. Например, найти ближайшую заправку или заказать еду на дом. Так что такое понятие, как ожидание, постепенно исчезнет. Что касается туризма, то скоро украинцы будут самостоятельно организовывать свои туры. Будут модны экзотическая Африка и Азия. Проживанию в отеле многие предпочтут съемные квартиры, чтобы примерить на себя жизнь местных жителей. Также станут популярны дайвинг-туры, сафари и путешествия на яхтах".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять