У далекого квазара нашли большие запасы воды

Две научные группы провели наблюдения удалённого квазара APM 08279+5255, расположенного в созвездии Рыси, и обнаружили огромные запасы водяного пара.

APM 08279+5255, истинная болометрическая (учитывающая излучение во всех диапазонах) светимость которого составляет (0,7–3)•1014 светимости Солнца, называют одним из самых ярких объектов во Вселенной. Красное смещение для этого квазара оценивается в 3,91; другими словами, его свет доходит до нас примерно за 12 миллиардов лет. Источником энергии APM 08279+5255 считается чёрная дыра массой в 20 миллиардов солнечных, поглощающая пыль и газ.

Для изучения квазара первая группа астрономов, возглавляемая сотрудником Лаборатории реактивного движения Мэтью Брэдфордом (Matthew Bradford), использовала спектрограф Z-Spec, установленный на 10,4-метровом телескопе Caltech Submillimeter Observatory, который, как следует из названия, работает в субмиллиметровом диапазоне. Дополнительные наблюдения APM 08279+5255 были выполнены с помощью массива радиотелескопов CARMA. Вторую исследовательскую группу, руководителем которой стал Дариуш Лис (Dariusz Lis) из Калифорнийского технологического института, интересовали следы фтороводорода в спектрах квазара, снятых на французском интерферометре Plateau de Bure, но одну линию, соответствующую вращательному переходу в молекуле воды, астрономам зарегистрировать всё же удалось. Г-н Брэдфорд и его коллеги отметили сразу шесть подобных переходов.

Водяной пар в APM 08279+5255 занимает место рядом с чёрной дырой в заполненной газом области размером в несколько сотен парсеков. Газ имеет относительно высокие температуру (–53 ˚C) и плотность, а общая масса пара, по мнению исследователей, должна превышать 25 000 солнечных. В Млечном Пути водяного пара намного меньше, поскольку вода здесь находится преимущественно в форме льда.

Наблюдения H2O и других молекул вроде СО свидетельствуют о том, что газа в APM 08279+5255 достаточно для увеличения размеров чёрной дыры примерно в шесть раз. Какая-то его часть, впрочем, может быть израсходована на образование звёзд.

Полные версии отчётов будут опубликованы в издании Astrophysical Journal Letters; препринты статей (первой и второй) можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Калифорнийского технологического института.