Революция в харьковском метро: жетоны заменят на бумажки, чтобы сэкономить 20 млн в год

"Сегодня" вспомнила, когда в метро впервые появились жетоны и как год от года менялись средства оплаты за проезд

Уже в апреле на смену привычным зеленым и синим кружочкам в подземке Харькова придут бумажные билеты. А накануне "Сегодня" вспомнила, когда же в метро впервые появились жетоны и как год от года менялись средства оплаты за проезд.

Весной со станций исчезнут синие автоматы по продаже жетонов, вместо них установят новые аппараты, которые будут выдавать одноразовые талоны со штрихкодом. Запастись талонами на долгое время не получится, поскольку они будут действовать лишь в течение дня.

Реклама

ВИДЕО: Харьковчане не понимают, зачем метро дорогие скамейки и замена жетонов на бумажки

Турникеты также поменяют свой вид, на них установят специальные датчики, которые будут сканировать штрихкод на бумажном билете. Аппарат "съест" талон, чтоб им нельзя было воспользоваться дважды, и пустит вас на станцию. Несмотря на внешнюю простоту, новые билеты имеют несколько степеней защиты от подделки. По словам гендиректора подземки Михаила Карамшука, на талоне будет указана дата и номер автомата, где купили талон, эти данные будут указаны и в штрихкоде.

Благодаря новой компьютерной программе, к которой подключат все компьютеры подземки, зайца вычислят в два счета. Ведь как только пассажир пройдет через турникет, система считает данные со штрихкода и второй раз по такому же талону человека не пропустит, поэтому "ксерить" билеты бессмысленно, заверяют в метро.

Реклама

Благодаря новой системе в подземке надеются экономить до 20 млн грн в год, дескать, обслуживание новых автоматов затянет всего на 5 млн, да и не придется ежегодно выпускать миллион новых жетонов, чтоб восполнить утерянные или поломанные кружочки. Михаил Карамшук заверил, что билетная революция в метро на тарифе не скажется, однако дополнил, что себестоимость проезда составляет уже 2,66 грн, в то время как горожане платят 2 грн.

Реклама

ИСТОРИЯ. С открытием в 1975-м первой очереди метро в Харькове, ничего изобретать не стали — пассажиры оплачивали проезд обычными пятикопеечными монетами, которые были тогда в обороте. В связи с инфляцией приходилось постоянно повышать стоимость проезда, и позже поездка под землей стоила 15, а потом и все 30 копеек, а значит, пассажирам приходилось бросать в монетоприемник несколько пятаков.

С распадом Союза в подземке начали думать над новыми средствами оплаты проезда, ведь на смену советским рублям и монетам пришли купоны. "Нужно было сделать жетон, себестоимость которого была бы ниже, чем стоимость проезда. Поэтому металлы сразу отпали. Кроме того, пассажиры могли бы бросить любую монету — 20 или 30 копеек, и приемники засчитали бы их за проезд. Пока мы думали, 4 месяца людей обилечивали при входе на станцию обычными талонами, такая неразбериха началась", — вспоминает один из разработчиков жетона, который в то время работал главным инженером службы автоматики подземки, Валерий Филиппович.

Тогда харьковские ученые взяли в разработку известную идею о материалах, обладающих люминесцентными свойствами, инженеры подземки разработали устройство, которое распознавало спектры излучения. После успешного испытания прибора появился и полимерный жетон. И уже летом 1992-го в харьковской подземке опробовали революционное изобретение. "Люди хорошо восприняли новинку, но проблемы у нас все равно были. Особенно находчивые ломали жетоны пополам и проезжали дважды. Но мы эту проблему быстро устранили", — говорит Валерий Филиппович. Так, в зависимости от стоимости проезда за 20 лет существования жетоны несколько раз меняли свой цвет. А в 2007-м в подземке ввели бесконтактные карточки, которые начали вытеснять жетоны на полки истории.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ХАРЬКОВЧАН ВНЕДРИЛИ В МОСКВЕ И ТАШКЕНТЕ, А В ДНЕПРЕ И КИЕВЕ НАШИ ЖЕТОНЫ ХОДЯТ ДО СИХ ПОР

Эра жетонов стартовала в 1992 году: тогда станции харьковского метро оборудовали сотней жетоноприемников, а в оборот запустили миллион фотополимерных "билетов". "Жетоны разработали сотрудники метрополитена, а делал их завод "Хартрон". Там нашу идею немного доработали и воплотили", — вспоминает Валерий Филиппович.

А через несколько месяцев, когда работники метрополитена удостоверились в удобстве нового платежного средства, количество жетоноприемников и самих жетонов выросло в несколько раз. "Ведь это был идеальный вариант: жетон стоил меньше, чем проезд. А если учитывать, что он оборачивается от 100 до 300 раз — выгода налицо", — объясняет инженер.

Одним из главных свойств изобретения является уникальность технологии, по которой его изготавливают: жетон практически невозможно подделать, а степень защиты фотополимерного "билета" намного выше, чем у металлических аналогов. Харьковскую новинку тут же оценили в других мегаполисах. Уже в 1993 году детище харьковчан появилось в московском и ташкентском метрополитенах, а через год и в столице Украины.

Кроме того, харьковчане изготовили миллионы пластиковых жетонов для подземок в Тбилиси, Баку и Днепропетровске, где они ходят до сих пор. В 1998-м разработчики запатентовали уникальную технологию производства жетона.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,81
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,62
56,49
55,02
54,97
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,56
51,08
26,95
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62028.02

Binance Coin (BNB)

550.39

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

80.38

Theta (THETA)

2.02

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять