Выпуск газеты Сегодня №279 (1327) за 09.12.2002
"Я ПОЛЬЗУЮСЬ СВОИМ ВТОРЫМ РЕМЕСЛОМ, ЧТОБЫ ВЫРАЖАТЬ ТО, ВО ЧТО Я ВЕРЮ"
МАЛЕНЬКИЙ "ГЛЮК"
Своим появлением Адриано Челентано осчастливил итальянский город Милан. Он родился в рабочем квартале на улице с замечательным названием Глюк (в честь великого немецкого композитора Глюка) в семье бедных апулийских крестьян. Семья была дружной и очень музыкальной. А вот маленький Адриано, пожалуй, увлекался музыкой менее других -- гораздо более интересной казалась ему профессия часовщика, которой он овладел, работая в мастерской своего дяди. Не закончив школу, Адриано с двенадцати лет был подмастерьем, и, возможно, остановил бы свой выбор на профессии часовщика, если бы не успех, выпавший на его долю в любительском спектакле-водевиле. Адриано покорил зрителей уморительным пародированием молодого певца Луи Прима, на которого был внешне похож.
ВРЕМЯ РОК-Н-РОЛЛА
Его начали приглашать на самодеятельные конкурсы, и в 1950 году Адриано исполнил два своих первых "шлягера". Это было время рок-н-ролла, и Челентано, как и многие другие начинающие певцы, подражал Элвису Пресли, Джерри Ли Льюисе(??)...
В 18 лет Челентано уже сам сочиняет песни. Как-то приятель Микеле дель Прете принес ему свои стихи (композитору и исполнителю в то время было уже 19). С этого момента они постоянно работают вместе. В 1957 году в Миланском Дворце спорта "Кьяччо" проходил первый общеитальянский конкурс рок-н-ролла, участники которого на итальянском и английском языках пели песни своих кумиров. Лишь единицы осмелились представить на суд жюри и слушателей песни собственного сочинения. Среди них был и Адриано Челентано. Его песня "Я скажу тебе "чао" стала открытием и украшением конкурса. Отметили, к тому же, природную пластичность Челентано, что очень важно для исполнителя рок-н-ролла: не зря же певца прозвали впоследствии "Молледжато" -- "весь на пружинах".
"Для меня Бог -- самый великий комик и шоумен всех времен и народов, -- сказал как-то Челентано, -- ведь и времена были придуманы им... Я бы много чего отдал, чтобы научиться тому, что он умеет...
КЛАН ЧЕЛЕНТАНО
19 декабря 1961 года после очередного успеха на фестивале в Сан-Ремо (вторая премия за песню "Двадцать четыре тысячи поцелуев") он организует собственную фирму грамзаписи "Клан Челентано" и собирает музыкантов -- друзей юности. Их первый же сингл в мае 1962-го разошелся тиражом в 1 миллион 300 тысяч и возглавил национальный хит-парад. Представители "клана" удостоились приглашения от Фрэнка Синатры. Челентано не принял его -- может, не хотел показаться великому итальянцу "бедным земляком", а может, побоялся лететь самолетом. Кстати, и до сих пор боится... Сейчас в "Клане" есть издательство, концертное агентство, студии видео- и аудиозаписи, на которых работают более 150 человек, а заправляет делами брат певца -- Алессандро.
Красавица-римлянка Клаудия Морони, известная в кино как Клаудия Мори с образованием в пределах восьми классов совсем юной снялась в фильмах, ставших классикой: "Рокко и его братья", "Содом и Гоморра" и спела в картине "Черазелла". Ей было 27, когда в 1961-м они познакомились с Адриано Челентано. Поженились влюбленные через три года. Их дети рождались вместе с песнями: дочка Розита -- в 1965-м, сын Джакомо -- в 1966-м (когда в Сан-Ремо проигнорировали Челентано), младшая дочь Розалинда -- в 1968-м ( после того, как супруги спели дуэтом "Cамая красивая пара на свете"). А в 1970-м они вместе с Адриано наконец покорили жюри фестиваля Сан-Ремо с веселой песенкой, в которой жена говорит мужу-забастовщику: "Кто не работает, тот не занимается любовью!"
"ПАРЕНЬ С УЛИЦЫ ГЛЮК"
1966 год считают поворотным в творчестве Челентано. Он приехал в Сан-Ремо с автобиографической песней "Парень с улицы Глюк". Ее особая искренность привела в восторг критику и публику. Песня была переведена на двадцать два языка и более четырех месяцев возглавляла итальянские хит-парады -- первая острая социально-политическая песня Челентано, которая облетела весь мир. Позднее ее включили в школьные учебники как призыв к бережному отношению к природе. После этого в творчестве Челентано все чаще появляются политические, антивоенные темы, но какой бы острой и злободневной не была песня Челентано, оптимизм не покидает музыканта.
В 70-е годы "Сеньор Буфф" часто снимался в кино и сам снимал кино. В его фильмографии около четырех десятков названий, а начинал он в 1959 году с эпизодических ролей рок-певцов. В "Сладкой жизни" Федерико Феллини Челентано сыграл самого себя -- восходящую звезду. И конечно же, во всех своих фильмах он поет. Со временем его роли становятся главными, а фильмы -- не имеющими отношения к музыке. "Создаваемый им образ сродни персонажам народной комедии -- он простоват и лукав, наивен и мудр одновременно", -- сказал режиссер Пьетро Джерми ("Серафино"). -- Он настолько уверенно работает на съемочной площадке, так старается вникнуть во все тонкости процесса, что, мне кажется, он скоро сам станет режиссером". Так и случилось.
Фильм "Укрощение строптивого" (1980) собрал в прокате астрономическую по тем временам сумму -- 19 миллиардов лир, выйдя на второе место по общим кассовым сборам и на первое место среди итальянских фильмов. "Бинго-Бонго" собрал 15 миллиардов, а "Гранд-Отель "Эксцельсиор" -- 16 миллиардов лир.
АДРИАНО -- ЧАСОВЩИК
После "Укрощения строптивого", в котором Адриано снялся с красавицей Орнеллой Мути, все заговорили об их романе. Более того, актриса и сама пару раз обмолвилась: "Мой тогдашний муж Адриано Челентано..." Синьора Клаудиа Челентано, мать троих уже взрослых детей, не сдержалась и ответила: "Он написал мне письмо на 14 страницах: что случайная измена -- вовсе не повод для расставания. Что она извинительна. Что для мужчины случайные связи -- это как для механика техосмотр нового автомобиля".
Сейчас Челентано живет в местечке Гальбиати в 100 км от Милана, уединившись с женой на своей вилле и занимается... ремонтом часов. "У меня два ремесла, -- сказал Челентано в одном из интервью. -- Одно я освоил в детстве: я -- часовщик. Жаль, не захватил инструменты, а то починил бы сейчас чьи-нибудь часы... Второе мое занятие -- артист. Это стало главным. Я пользуюсь этим ремеслом, чтобы выражать то, во что верю..."