1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №173 (2115) за 04.08.2005

ТАКСИ: ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ… ДЕШЕВЛЕ. ПОКА

После июньского увеличения стоимости проезда в маршрутных такси многие ждали удорожания услуг и держателей таксомоторов. Тем более, что прецедент был: с начала года проезд на такси в Киеве "ползуче" подорожал примерно в 1,5 раза и на данный момент составляет 1,4—2 грн. за км. Однако результаты нашего мониторинга столичных перевозчиков показали: за последний месяц-два почти никто из них цен не повышал. И лишь диспетчер одной компании признала: неделю назад они подняли цену с 1,3 до 1,6 грн. из-за удорожания топлива. Кстати, все больше таксистов переходят на договорные условия оплаты по так называемой "тарифной сетке", а не по счетчику. Клиенту, с одной стороны, это выгодно — даже если застрял в пробке, цена проезда не увеличится, ведь счетчик-то "щелкает" и тогда, когда машина стоит. С другой стороны, ранним утром или вечером, когда трасса свободна, выгоднее платить по счетчику, а не по "сетке", ибо в нее заложен и простой в заторах.

У перевозчиков, работающих на основе тарифной сетки, цены с мая выросли в среднем на 3—6 грн. за одну поездку, в зависимости от дальности. Большинство из них повысили и минимальную стоимость проезда: если зимой вас соглашались везти на любое расстояние минимум за десятку, сейчас — за 12—15 грн., то есть, меньше чем на 7—8 км, ездить на такси просто невыгодно: переплачиваешь вдвое. Дабы поощрить клиентов, практически все столичные компании по-разному берут за проезд по длинным и коротким маршрутам. Средняя цена "короткого" заказа сегодня составляет 1,8 грн./км, длинного — 1,4—1,5 грн./км. К сожалению, мы убедились, что диспетчеры не только не информируют потенциальных заказчиков о скидках, но и, сообщая итоговую сумму за проезд, затрудняются назвать километраж, дабы клиент сам смог рассчитать, сколько стоит проезд одного км. В результате люди идут туда, где базовый тариф, как им кажется ниже, а в итоге переплачивают. Еще одна хитрость — негласное введение наценки на проезд по центральной части города. Якобы из-за хронических заторов, плату за проезд через Крещатик и прилегающие улицы рассчитывают выше на 20—25% чем по другим районам. В результате поездка на то же расстояние, но через центр выходит дороже на 5—6 грн.

Наши корреспонденты из регионов по поводу тарифов на проезд в таксомоторах сообщают следующее: Одесса — цены, как правило, договорные, в среднем выходит 0,8—1 грн. за км; Харьков — по тарифу, 0,85—1,05 грн./км, Донецк — 1—1,20 грн/км, маршрут до 5 км —минимум 6 грн.; Симферополь — либо "сетка", минимум 8—10 грн. за поездку, либо тариф — 1 грн./км; Львов — 1,20—1,50 грн./км.

Сейчас таксисты, похоже, готовятся к очередному повышению тарифов, хотя тщательно это скрывают. Повод — первые признаки очередного топливного кризиса. Пока аппетиты перевозчиков сдерживают две вещи: "мертвый сезон" — в летние отпуска клиентов намного меньше обычного и жесткая конкуренция. Ныне в Киеве только официальных компаний — свыше 50 и насчитывают они, по оценочным данным, более 5000 авто. Плюс постоянно возникают новые, практикующие на первых порах демпинг для привлечения клиентов. А сколько "левых" частников из регионов — посмотрите на номера!

Конечно, никто не будет работать в убыток, но по мнению экспертов, крупные компании не станут резко повышать стоимость проезда: клиент уйдет к тому, у кого дешевле и вернуть его будет непросто. Поэтому даже если цена бензина А-95, на котором ездит подавляющее большинство такси, к осени вырастет до 4 грн./л, проезд объективно может подорожать где-то на 10% (15—20 коп.) за км. Все остальное — стремление наварить под шумок.