Выпуск газеты Сегодня №274 (2216) за 01.12.2005
КАК ОЖИЛ "МЕРСЕДЕС" ШТИРЛИЦА И ПОГИБ "ЗИМ" ВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ВЕРЫ
МАШИНЫ ДЛЯ БУНИНА ЗАКАЗАЛ УЧИТЕЛЬ
Автомобильная история в кино началась со звонка из симферопольского управления ГАИ: "В розыске старые машины. Киношники из Москвы приехали, будут снимать на полуострове. Они подыскивают что-нибудь древнее, импортное, но еще способное перемещаться в пространстве. Ты же у нас специалист по автохламу — выручай!" Так в 1999 году пересеклись пути Гутника со съемочной группой Алексея Учителя. Режиссер тогда работал над картиной "Дневник его жены" — о жизни писателя Ивана Бунина в иммиграции. Южный берег Крыма, в который раз уже сошел за Ривьеру, а ялтинские улицы послужили естественными декорациями Ниццы. Не хватало только движения.
— Под те "годы" я стал подбирать машины, какие были у нас в Крыму, — рассказал "Голубому Огоньку" Валерий Гутник, — Всего в картине пять наших машин — два "Мерседеса", "Wonderer", BMW-340, выпуск 1948 года и "Опель-Адмирал" кабриолет 1940 года. У каждой машины своя интересная история. Например, "Опель" по легенде принадлежал начальнику симферопольского гестапо. И якобы при отступлении немцев машину бросили. Мы потом проверяли — у него действительно был именно такой автомобиль, но по номеру никаких записей нет. На съемках машина не подвела, "сдалась" чуть позже — видно, не хотела покидать съемочную площадку в Ялте. Ее можно хорошо рассмотреть в финале картины, когда идут титры. Перед отъездом в Симферополь у "Опеля" полетело сцепление, потом — прокладка. Мы выбирали старые участки трассы в Ялте и ее окрестностях, похожие на довоенные дороги. На всех проездах за рулем были ребята из клуба автостарины "Астра". Актерам рулить не пришлось. Главный герой в исполнении Андрея Смирнова (Иван Бунин) чаще оказывался на заднем сидении "гестаповского" кабриолета. Еще его подвозили в такси к вокзалу Ниццы. "Шашечки" мы нарисовали на евпаторийском "Мерседесе". Причем, мне пришлось перелопатить гору литературы, чтобы оформление машины, ее номер и даже одежда таксиста соответствовала тому, что было в 1936 году. Я потом даже премию получил за воссоздание антуража. В одном статичном эпизоде мелькнул и мой "Мерседес-230", тоже как такси.
Кстати, "Мерседес-230" вернулся в большое кино четверть века спустя. В 1973 году за его рулем сидел Штирлиц, а в салоне — радистка Кэт.
"МЕРСЕДЕС" ШТИРЛИЦА ЧУТЬ НЕ ПОГИБ В "ЗАСТЕНКАХ" "МОСФИЛЬМА"
Путь шпионского автомобиля в Крым оказался извилистым. После окончания съемок "Семнадцати мгновений весны" машина с набором всевозможных поломок надолго застряла в гараже "Мосфильма". Там бы и пропала, если бы не оказалась востребованной украинскими кинематографистами. В 1979 году ее переправили поездом в Одессу для участия в картине "Мерседес" уходит от погони". Но реанимировать "немца" автомеханики не смогли, и от погони в степях Украины уходил совсем другой автомобиль — "Бенц" с открытым верхом 290-ой модели. А машина Штирлица после съемок так и осталась на Одесской киностудии. Там ее в середине 90-х случайно и приметил для своей коллекции Валерий Гутник. За "убитый" раритет он заплатил $800.
— Машина была в ужасном состоянии! Ее "убили" еще на съемках "мгновений". В первую же зиму заморозили двигатель — оставили на ночь с водой, а позже еще и одна из рессор лопнула. В кадр ее уже затаскивали на тросе. Но от машины движение и не требовалась — все ее эпизоды статичные: там, где Штирлиц помогает радистке Кэт с детьми, и там где он, возвращаясь в Берлин, останавливается на обочине дороги. А всего на съемках в СССР и в ГДР было задействовано четыре или пять подобных "Мерседесов". Даже не специалист может заметить при просмотре фильма массу отличий — например, дворники: в одном случае они закреплены на лобовом стекле сверху, в другом — снизу.
Кстати, Юлиан Семенов своему герою подбирал машину соответственно рангу партийной номенклатуры и высших чинов вооруженных сил рейха. В его романе Штирлиц колесил по Германии на шикарном "Хорьх-853".
— Конечно же, режиссер фильма Татьяна Лиознова знала все эти нюансы. Но в самом начале проекта администрация съемочной группы поссорилась с единственным в СССР владельцем "Хорьха-853", а потом уже по политическим соображениям решили, что наш разведчик должен ездить на скромном автомобиле, — объяснил нам Гутник, — "Мерседес-230" таким и является. Это обычная армейская машина для офицеров уровня командира батальона, но никак не для штандартенфюрера СС.
Сейчас "мерс" Штирлица находится в обычном городском гараже. После всех киношных пертурбаций от машины осталось всего лишь 60 % родного "железа". До появления на "Мосфильме" она принадлежала офицеру, который после войны привез ее из Германии. Технических документов не сохранилось, достоверно известен лишь год выпуска — 1938-й.
— Весь комплект запчастей у меня уже есть, в том числе и "родной" 6-цилиндровый двигатель, все приборы, задняя подвеска. Салон восстановлю до мельчайших деталей. В кино машина еще вернется своим ходом.
ВЕСЬ ГОРОД — В ТЕХНИКЕ 60-Х
В 1999-2000 годах Валерий Пендраковский снимал в Крыму фильм "Два товарища" и по сценарию ему требовалась техника послевоенного времени. "Транспортному цеху" предстояло смоделировать движение на улицах советского промышленного города 60-х. Кондиционеры закрывали, рекламные щиты на время снимали, телефонные будки переделывали. В съемках было задействовано около полусотни машин — "Волги" ГАЗ-21, "Москвичи"-400, 403, 407, грузовики и "летучки" ГАЗ-51, списанный из армии вездеход ГАЗ-63, "Виллис" 1948 года и чешские троллейбусы "Шкода", которые и по сей день составляют основную часть симферопольского парка.
ДЖИП С НОСОМ ГОШИ КУЦЕНКО
К съемкам фильма Анны Меликян "Марс" пришлось создавать эксклюзивную машину.
— Как-то вечером позвонил мне из Москвы оператор Олег Лукичев (фильм "Кармен", клип для Валерия Сюткина) и рассказал, что для героев фильма нужен подходящий автомобиль. — говорит Валерий Гутник. —На нем будут ездить Артур Смольянинов и Гоша Куценко. Машина должна быть джипом с открытым верхом. А еще, чтобы как у американцев — с "оскалом" впереди, и что-то наподобие носа, как у Гоши Куценко. Говорю, давай я к ГАЗ-69 присандалю нос от "Победы". Я нарисовал эскиз и отправил по электронной почте, а потом сделал машину всего дней за десять.
Фильм снимали два месяца в Балаклаве, Севастополе и Бахчисарае. И на время "марсианской" экспедиции "автодолгоносик" стал любимой машиной съемочной группы. Гоша пару раз отправлялся на этом гибриде в рискованные загородные путешествия, а Смольянинов катал по набережной поклонниц. Случилось с машиной и пиротехническое происшествие — чуть не сгорела любимица вместе с актерами.
— Мы заехали по горной дороге к домику, где объясняются друг другу герои, — рассказал журналисту "Голубого Огонька" Гоша Куценко. — И эта сцена заканчивается пожаром. Но пиротехники переборщили с зарядом. Полыхнуло так, что мы едва ноги унесли из пекла.
— Я должен был садиться за руль и отъезжать, — подхватил историю Артур Смольянинов. — На первом дубле огонь получился невыразительный. Зато потом так распалилось, что мне чуть глаза не обожгло. Я был уже за рулем, когда заметил, что огонь ползет по заднему сидению. В баке совсем было мало бензина, а так бы еще секунд 30, и мы бы все улетели.
МАШИНА "ДЛЯ ВЕРЫ" НЕ ХОТЕЛА УМИРАТЬ
Самая трагическая автомобильная история связана с фильмом "Водитель для Веры" (в главных ролях — Богдан Ступка и Игорь Петренко). В этой картине Павла Чухрая не последнюю роль сыграл черный "генеральский" ЗиМ. Для игровых эпизодов были отобраны два одинаковых автомобиля.
— Съемочной группе требовался по внешнему виду абсолютно новый ЗиМ, — вспоминает Валерий Гутник. — Мы договорились о том, что я покупаю машину и на средства кинокомпании ее реставрирую. При этом в контракте подчеркивалось, что я остаюсь собственником, а для трюковой сцены изготавливаю муляж — каркас ЗиМа без двигателя и ценных аксессуаров, с имитацией салона. О том, что восстановленный автомобиль уничтожат, — речи не было!
Подходящий экземпляр Гутник нашел на севере полуострова и выкупил его за 600 баксов. Машина с херсонскими номерами использовалась по хозяйству как "грузовик" для перевозки картошки. На реставрацию ушло четыре месяца и $2 500.
В Севастополь ЗиМ увозили на эвакуаторе — сидения в целлофане, детали промазаны антикором. Как будто с конвейера. В таком состоянии ее можно было продать тысяч за 12. После доставки мастера поблагодарили и... распрощались.
— То, что о муляже никто даже словом не обмолвился, настораживало. Я пытался выяснить ситуацию у режиссера. Но Чухрай, мягко говоря, меня отшил: "Вы обо всем договаривались с продюсерами — у них и выясняйте. А я человек творческий".
О том, что "приговор" вынесен, Гутник узнал от товарищей-киношников. Ему позвонили из Севастополя и предупредили: "Назначен день, когда машину будут сбрасывать со скалы". Руководство его отфутболило, а через оцепление автомастер пробиться не смог — за смертью ЗиМа наблюдал со стороны.
— ЗиМ не хотел умирать, — не стесняясь эмоций, рассказывает Валерий Гутник, — Это я должен был понять сразу. Перед тем, как отдавать машину в чужие руки, непостижимым образом, вся краска свернулась, — пришлось срочно перекрашивать. А когда приехал эвакуатор, вдруг полетело сцепление. Уже на скале дважды откладывали съемку, — то солнце заходило за тучи, то начинался дождь. Но все же ее столкнули...
Эффектное падение сняли, а потом еще был эпизод с взрывом и впечатляющим пожаром. Пиротехники специально спустились вниз, чтобы нашпиговать разбитый ЗиМ взрывчаткой.
— Машину должно было разорвать на куски. Но что-то у них не получилось. Взметнулся столб огня и все. До меня донеслись слова из мегафона: "Не тушите, пусть она догорит". Я пробрался к ЗиМу, раньше пожарных. Стекла оплавились и стекали, как слезы — каплями вниз. Нам так и не дали хоть что-нибудь демонтировать, — машину сбросили с двигателем, с сидениями. Даже аккумулятор и педали не сняли. Думаю, изначально любой ценой хотели получить красивую картинку. И машина стала жертвой.. Обгоревшие останки я потом собрал и привез домой.