1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (164) за 22.08.98

ЭКИПАЖ АЛЕКСЕЯ МАРЧЕНКОВА ПОГИБ ИЗ-ЗА СДВИГА ВЕТРА

Наша газета одной из первых сообщила о трагедии, происшедшей 13 июля близ аэропорта Рас-эль-Хайма в Объединенных Арабских Эмиратах. Напомним: спустя несколько минут после взлета потерпел катастрофу транспортный самолет Ил-76МД, выполнявший рейс на Николаев. Никто из экипажа командира корабля Алексея Марченкова не уцелел, многотонная машина упала в воды Персидского залива.

Как говорится, по свежим следам нами была высказана версия о возможной причине авиационного события -- якобы она заключалась в отказе и последующем возгорании одного из двигателей "Ильюшина". Вылетавшие к месту катастрофы украинские эксперты данное предположение не подтвердили, неполадок в работе движков выявлено не было.

Позавчера мне предоставили возможность детально ознакомиться с предварительными выводами независимой комиссии по расследованию причин ЧП. Они построены на расшифровке двух "черных ящиков", информация которых содержала основные параметры полета (речевые регистраторы, к сожалению, разрушились, и их записи не сохранились).

...На основании полученных данных члены независимой комиссии пришли к заключению, что ошибок в действиях командира воздушного судна и других членов экипажа не было, машина, отдельные ее узлы и механизмы, в частности, силовые установки находились в технически исправном, рабочем состоянии.

Все необходимые при взлете требования были выполнены безупречно, и, казалось, ничто не предвещало трагедии. Однако на высоте примерно 155--160 метров и при скорости около 430 километров в час появились первые признаки перегрузок, стал меняться угол атаки... Самолет начал стремительно падать. Компьютерные распечатки показывают, что несмотря на предпринимаемые попытки удержать руль высоты, вертикальная скорость падения составляла не менее 18--20 метров в секунду. Пилоты, вероятно, даже сами не успели осознать, что происходит -- машина, как бы оставаясь еще послушной, управляемой, неслась вниз, и уже ничто не могло предотвратить ее падение в воду...

Экспертами выдвигается своя версия: причиной события стал так называемый сдвиг ветра, вызванный разницей температур в разных слоях атмосферы. В такой ситуации и летчики, и самолет были обречены...

(По мнению наших специалистов, роковую роль сыграли особенности расположения аэропорта Рас-эль-Хайма, дневная температура в районе которого достигает 50 градусов по Цельсию, а вечерняя и даже ночная -- 35-37. В раскаленном воздушном пространстве создаются, говоря по-простому, "ямы", попав в которые, самолет будто проседает, проваливается. Воздушные "ямы" на большой -- пять, семь и более тысяч метров -- высоте
это одно. Здесь же удаление от земли было критически малым, и машина рухнула вниз примерно за восемь секунд.)

В пользу такой гипотезы говорят два обстоятельства. В тот же день, 13 июля, только несколькими часами раньше, из аэропорта Рас-эль-Хайма вылетал аналогичный Ил-76 другой украинской компании -- "Воларе". С его экипажем приключилась та же история: взлет, набор высоты, убирание механизации и... проседание... Разница, к счастью, в том, что каким-то чудом пилотам удалось подчинить машину, вывести ее из опасной зоны и в итоге благополучно добраться до пункта назначения.