Лада Лузина

писательница

Волшебное зеркало из сказки Пушкина жило когда-то в Киеве и… принадлежало Архангелу!

мнения

22 Июля 2016, 11:12

(26 июля – день Архангела Гавриила)

Все знают сказку Пушкина "О мертвой царевне и о семи богатырях" – в том числе и самого чудесного ее персонажа – говорящее волшебное зеркальце. Это многоречивое зерцало не только льстило царице "ты на свете всех милее, всех прекрасней и белее" но и могло показать ей ответ на любой вопрос. Никто точно не знает, из какой няниной сказки поэт позаимствовал сей образ, но точно известно: подобное зеркало проживало когда-то в Городе Киеве.

В 1584 году путешественник Мартин Груневег приезжает в Киев, бывший по его описанию когда-то (!) могучим городом.

Он посещает Софию и запечатлевает леденящую душу картину.  Храм Софии Премудрости предстает пред ним как мертвое царство или иллюстрация к страшному заговору, где "на горе лежит горюч камень-алтырь". На горе в Верхнем полуразрушенном городе, в окружении руин пяти церквей и обвалившихся Золотых ворот, высится заколоченный Софийский храм с протекающей крышей (сродни тому дому, который стоит на отшибе и в котором живет нечистая сила… только это дом Пречистой!). Его двери  без замков забиты досками, мраморные плиты растаскивают на кладбища для могил но, проникая туда сквозь дыру в заборе, путешественник замирает потрясенный, при виде образа Богоматери Оранты "почти такой высоты, как вся церковь" – образа, который "выглядит таким новым, как будто был сделан сегодня"! 

Видит Грюневег и волшебный камень" – еще одно чудо, о котором киевляне успели забыть:

"Над большими церковными дверями помещен большой зеленый камень, подобный зеркалу. Про него в народе есть дивная легенда, а именно, что в этом зеркале видно то, что считалось тайным, и про это рассказывают разные истории…"

К сожалению, Груневег не считает нужным запечатлеть городские истории о тайнах явлениях…

А спустя десять лет Киев посещает другой иностранный путешественник Эрих Лясота.  К моменту его приезда зеркала в храме уже нет, осталась лишь легенда и отверстие в перилах. Но сам факт, что оба странника, посетившие наш Город и оставившие краткие заметки о его основных достопримечательностях, обращаются к истории волшебного киевского зерцала, сам по себе говорит о том, насколько эта легенда важна для киевлян и насколько широко она распространена в XVI веке.

В финале сказки Пушкина злая царица в неистовстве разбивает свое волшебное зеркало, показавшее ей совсем не то, что она желала увидеть.

".. как раз напротив высокого алтаря, находится круглое отверстие, в пол-локтя высотой, заделанное известью, – пишет Лясота, - Говорят, что в нем в старину находилось зеркало, в котором посредством магического искусства можно было увидеть все, о чем думаешь, хотя бы даже это происходило за несколько миль. Но случилось следующее: один  Киевский царь отправился на войну в языческую землю и долго оттуда не возвращался; а  жена его с тоски по мужу имела обыкновения ежедневно смотреть в это зеркало, желая знать, что делает ее господин и как ему там живется.  Увидев однажды в зеркале, между прочим, что муж ее любезничал с пленною язычницей, она в сильном гневе разбила зеркало, sit fides penes Authorem."

Эрих Лясота описывает именно легенду, прибавляя латинское изречение "за правду пусть отвечает рассказчик". В период между 1584 годом, когда зеркало еще висело в пустынной Софии и 1594 – в Киеве не проживало никаких ревнивых цариц. Зато становится понятным, о каких историях шла речь.  Зеркало в храме Премудрости было зеркалом предсказаний!

Зеркало, да еще и магическое зеркало, висящее в церкви – кажется нам сейчас крайне странным явлением... Но, помянутое Лясотой круглое отверстие можно и сейчас увидеть в Софии – в перилах хоров. Как я уже писала, предполагается, что раньше зеркало висело прямо напротив образа Богоматери Оранты в центральной апсиде, отбрасывая лучи и окружая Пречистую Деву золотым ореолом света.

Кто на самом деле украл или разбил наше чудесное зеркальце, как быстро киевляне забыли свою зеркальную легенду – мне пока не удалось отследить. А вот предыстория таинственного зеркала Софии Киевской представляется вполне очевидной – и изображение этой предыстории до сих пор расположено по обе стороны от центральной апсиды с Орантой. И это сцена Благовещения с архангелом Гавриилом и девой Марией.

1_04

Богоматерь считалась первой покровительницей Киева, а главным защитником нашего Города, по мнению ряда историков, был в то время не архистратиг Михаил, а Архангел Гавриил.

Мистическое совпадение – из четырех архангелов, представляющих четыре стороны света, изображенных в барабане Софии – лишь мозаичное изображение Гавриила дожило до наших дней. Остальные трое – Михаил, Рафаил, Ариэль были дорисованы гением серебряного века Михаилом Врубелем…  Но древнейший тысячелетний наш покровитель остался с нами – верен и непоколебим!

2_07

Архангел Гавриил в синей одежде – тысячелетняя мозаика. Другие Архангелы – работа Михаила Врубеля

И один из атрибутов Гавриила – зеркало предсказаний. Предмет, известный нам нынче как "хрустальный шар ведьмы" (в иных вариантах круглое зеркало из яшмы) до сих пор его изображают в руках архангела на традиционных православных иконах. Ведь он чаще других оказывается предсказателем грядущих событий.

3_03

Самое известное его появление – сцена Благовещения, во время которой Архангел предвещает деве Марии, что вскоре она станет матерью Сына Божьего. Он же предсказал Пречистой Деве "приближение Ее честного Успения".

Само собой, зеркало, подозрительно напоминающее ведьмацкий шар,  -только зрительный символ Архангела, предвещающего божью волю. Но, скорее всего, магическое круглое зеркало из отполированного камня, хранившееся в XVI веке в пустующем заколоченном храме, киевляне связывали именно с собственным ангелом-пророком и его круглым зеркалом из яшмы.

Согласно апокрифу, впервые прорицающий голос Гавриила Мария услышала у колодца – помимо прочего, Гавриил символизирует водную стихию.  А вода была самым первым зеркалом наших предков и самым древним атрибутом гаданий (по воде пускали венки на Купалу, в зеркале до сих пор пытаются разглядеть на святки образ суженого). И, учитывая целую плеяду сугубо киевских водных богов и святых, думаю, настоящая разгадка таинственного киевского зеркала еще впереди…

К слову, София Киевская была построена по подобию  храма Софии Премудрости Божьей в Константинополе, нынешнем Стамбуле. И там, в их Софии, над входом, прямо напротив изображения Матери Божьей, и нынче висит зеркало, благодаря которому посетители видят Богородицу дважды – при входе и при выходе…

Зачем оно там? Какая легенда с ним связана и состоит ли она в дальнем родстве с нашим волшебным зерцалом?

Я покуда не знаю.

Видимо, чтобы узнать эту тайну родного Города мне придется отправиться далеко за моря…


Из "Азбуки киевских чудес"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования