укр
Сергей Корсунский
Остров благоденствия
Главная Новости политики Реформы
31 Июля 2015, 09:14  Версия для печати  Отправить другу
×
Интервью с консультантом Островерхим: "О дорогах в Украине остается только молиться" http://www.segodnya.ua/img/article/6360/5_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6360/5_tn.jpg Реформы Если зима будет сложной, весной украинцев ждет катастрофа  
<p><span class="irc_ho" dir="ltr">Олег Островерхий. Фото: Сегодня.ua</span></p>
Олег Островерхий. Фото: Сегодня.ua

Интервью с консультантом Островерхим: "О дорогах в Украине остается только молиться"

Если зима будет сложной, весной украинцев ждет катастрофа

 

Состояние украинских дорог уже давно перестало быть критичным и переросло в катастрофичное. Как отмечают эксперты, стране необходима реформа системы управления дорогами общего пользования.

Поиском решения проблемы занимается новая команда Министерства инфраструктуры, которая уже несколько месяцев работает над реформами, в числе которых законопроект о Государственном дорожном фонде. Эта, а также другие инициативы, как отмечают в министерстве, позволят впервые за более чем двадцать лет независимости кардинально изменить подход к управлению состоянием дорог, упразднить механизмы, показавшие себя неэффективными и ввести конкурентную борьбу, а также независимый контроль за качеством строительных работ.

Преподаватель Национального транспортного университета, специалист с многолетним опытом работы в дорожной сфере, один из волонтеров и консультант министерства Олег Островерхий в интервью Сегодня.ua рассказал о том, как, на его взгляд, продвигается работа в направлении реформирования дорожной отрасли и чего ждать украинцам от дорог в будущем.

Что должно стать первым существенным шагом на пути к реформе в дорожной отрасли?

Фундаментом реформ должен стать "Закон о Государственном дорожном фонде", который предполагает создание целевого специального счета госбюджета (фонда), куда будут поступать средства от акциза на топливо, которые нельзя будет использовать никаким другим образом кроме как на дороги. То есть это закрепит акцизный сбор только за теми тратами, для которых он изначально предназначался и этими поступлениями нельзя будет закрывать другие "дыры" в бюджете, как это происходило раньше, когда деньги пускали на соцвыплаты и тд.

Что это за сумма и на что ее хватит?

По различным данным из открытых источников это от 25 до 45 млрд грн ежегодно. Такие различия в подсчетах из-за теневого сектора и нелегальной продажи топлива. Суммы хватит на старт реформ, восстановление рынка ремонтно-строительных компаний и непосредственное выполнение работ на дорогах. Кроме того, если правительство сможет начать реформы и экономика пойдет вверх, то это увеличит и транспортные потоки, а значит, увеличится акцизный сбор и общая сумма для ремонта дорог. По оценкам "Укравтодора" и моим лично, годовая потребность в таких средствах составляет 60-80 млрд грн.

О каком рынке ремонтно-строительных компаний идет речь?

Кроме создания финансовой и организационной основ, для реформирования дорожной отрасли необходим еще и рынок, способный выполнять все возможные работы и услуги в этой сфере. То есть частные и государственные компании, которые будут выполнять заказы от государства на разработку проектов, технадзор и лабораторные испытания, ремонт, строительство и содержание дорог.

За последние 20 лет часть этого рынка сформировалась. Есть частные компании, способные выполнять подрядные ремонтно-строительные работы в тех или иных объемах. Есть проектные учреждения государственной и частной формы собственности. Работы по содержанию дорог преимущественно выполняются государственными подрядными компаниями – облавтодорами.

Отсутствуют компании или субъекты предпринимательской деятельности, которые бы могли предоставить услуги по контролю качества работ и материалов. В связи с кризисом и задолженностью государства за выполненные ранее подрядные работы состояние этого рынка в целом весьма плачевное и требует восстановления и увеличения.

Также сейчас возникает и другая проблема  кадры. Многие квалифицированные специалисты уехали работать в Польшу, Литву, Казахстан, Россию на долгосрочную перспективу. Они не хотят возвращаться сюда на один-два месяца, а местные компании в нынешних экономических условиях получают именно такие, краткосрочные заказы. Поэтому для успешного развития рынка дорожных работ и услуг Министерству необходимо с одной стороны создать законодательные условия, а с другой стороны – проработать и на государственном уровне утвердить план развития дорог на многие годы вперед, который позволит подрядным компаниям понимать перспективу рынка и мотивировать этим квалифицированных специалистов вернуться на родину.

За какое время при указанных условиях получится построить качественные дороги в Украине?

В Украине сейчас требуют ремонта около 150 тыс. километров дорог, даже если ремонтировать ежегодно около 7 тыс., что было бы очень хорошим результатом, для этого понадобится около 20 лет. Нужна стратегия развития и содержания дорог, соответствующая нынешнему техническому состоянию дорог и финансовым возможностям страны. И это должно стать следующим этапом работы министерства после создания финансовой базы.

При этом, важно понимать, что дороги нужно не только реабилитировать и развивать все это время, но и обслуживать, содержать. Ведь пока один участок ремонтируется, на другом идет износ, нужен постоянный баланс, система технического мониторинга и планирования работ на дорогах.

Какой срок службы дорог и что на это влияет?

Дорог на века не бывает. Это не здание или мост. В силу специфики сооружения оно служит иначе. Дорожные конструкции имеют срок эксплуатации в среднем 11-12 лет. Автомобили исчерпывают этот ресурс, а еще больше его исчерпывают природные условия: дождь, солнце, жара, холод. Например, вспомните, с какой силой вода бьет по днищу, когда вы едете в дождь по луже или колее. С такой же силой она разрушает и покрытие.

Возможно ли делать более качественные дороги с меньшим износом?

Технически и технологически это возможно, а вот экономически не всегда доступно и целесообразно. Недоступно – это когда нет денег в госбюджете или не хотят вкладываться инвесторы-концессионеры. А вот целесообразность – это окупаемость. Дорога фактически окупается за счет транспортной работы, то есть грузовыми автомобилями, участвующими в производстве и реализации продуктов с добавленной стоимостью. Спрос на перевозки грузов и пассажиров рождает предложение качественных дорог.

online01

Украинцев ждет сложная весна на дорогах. Фото: autoportal.ua

Можно ли сказать, что кто-то препятствует проведению "Закона о Государственном дорожном фонде"?

Я так не могу сказать. Сейчас происходит естественный процесс подготовки этого законопроекта, рассмотрение его со всех сторон, плюс Рада занята другими возникающими экстренными вопросами. К тому же, этот закон действительно очень важен и это должны понимать на всех уровнях. Не все граждане следят за политикой, зато все видят по каким дорогам мы ездим, это отражается на доверии к власти. Не даром успешные мэры городов уделяли так много внимания дорогам. И Лукьянченко в Донецке, и Садовый во Львове, и Гройсман в Виннице. Даже скандального мэра Харькова Геннадия Кернеса многие местные жители оценивают положительно именно за ремонт дорог. Для многих людей те изменения, которые они наблюдают своими глазами на улицах намного важнее политических заявлений.

Если закон примут, в действие он вступит не раньше следующего года, а чего ждать на дорогах в этом году?

Сейчас надо сделать хотя бы ямочный ремонт в максимальном объеме и уже готовиться к зимнему содержанию. Большинство дорог, к сожалению, никак не удастся сделать до конца этого года – для этого просто не хватит денежного ресурса. Дай Бог, чтоб зима была не очень суровой, тогда дороги смогут ее пережить. На некоторых дорогах такая ситуация, что спасать их нужно немедленно, иначе зимой от них просто ничего не останется. Один из таких примеров – дорога Львов-Ивано-Франковск.

Для капитального ремонта нужно было бы потратить почти год только на процедуры оформления документов и прочие подготовительные работы, но для этого времени нет, поэтому выбрали вариант текущего среднего ремонта с переработкой старой дороги по технологии холодного "рециклинга", которая позволила начать реабилитацию уже сейчас. Это решение сэкономило не только время, но и получилось в полтора раза дешевле для государства, чем традиционный способ ремонта. Плюс во всем мире данная технология позволяет уменьшить негативное влияние на окружающую среду.

Ситуация с дорогами настолько обострилась, что уже доходит до смешного. Президентская инициатива законопроекта о распределении части таможенного налога на дороги яркий пример.

Когда Петр Порошенко посетил с визитом Одесскую область и губернатор Михаил Саакашвили предложил ему использовать часть таможенного налога на ремонт дорог, президент положительно воспринял идею и обещал подать в парламент соответствующий законопроект. Узнав об этом, губернатор Львовской области попросил включить некоторые дороги и его региона в этот законопроект, позже тоже самое сделал Луцкий губернатор, ну и дальше пошла "цепная" реакция депутатов других приграничных областей. Это показывает, насколько патовая ситуация.

Когда нужно было начинать глобальную дорожную реформу?

За большую дорожную реформу надо было браться еще в средине 2000-х. Был какой-то всплеск в 2001-2004 гг., тогда министерство рынок зашевелился, но потом в 2004 году он ушел, изменился менеджмент отрасли и пока понимали, куда плывет корабль, руководители снова менялись. Сейчас идея в том, чтобы заложить фундамент тех изменений, к которым мы будем стремится в будущем независимо от того, кто придет в руководство государственного органа управления дорогами.

За последние лет 10-15 произошло старение и резкое падения качества сети дорог в целом. Денег отчасти хватало только на ремонт дорог государственного значения, сеть местных пришла в упадок. Кроме того, была проблема неритмичного финансирования – бюджет принимали поздно и деньги поступали преимущественно во второй половине года. И потом вы видели, что в сентябре дорожники побежали и делают что-то до декабря.

Основная идея дорожных реформ состоит в том, чтобы переориентировать деятельность Министерства и Укравтодора на нужды потребителя. Одна из важнейщих задач – сформировать и законодательно утвердить программу развития и содержания дорог с учетом социально-экономических и технических особенностей, обеспечить ее финансирование.

Вторая задача – создать прозрачные и действенные механизмы финансирования автодорог, когда каждая гривна целевых дорожных налогов и сборов будет направляться именно на содержание, ремонт и строительство автодорог, справедливо распределяться на дороги государственного и местного значения.

Третья задача – передать функции управления автодорогами местного значения органам власти на местах в связи с децентрализацией власти. Прийдется оптимизировать существующую структуру Укравтодора в связи с уменьшением сети подведомственных дорог со 170 до 50 тыс. киллометров.

Четвертая задача – это развитие рынка компаний, которые смогут выполнять или предоставлять услуги потехническому контролю, проектированию, ремонту, строительству и эксплуатационному содержанию дорог как местного так и государственного уровня.

Какие источники финансирования дорожной сферы у ближайших соседей в странах Европы?

И в Европе и в США основной источник – акциз на топливо. И это справедливо, ведь он предполагает, что больше за дороги платит тот, кто больше их использует, больше ездит. Если у меня есть машина, но я езжу не так часто, как мой сосед, логично, что и вреда дорогам я наношу меньше.

Если посмотреть структуру уплаты акциза, то получается, что львиная их доля приходит от легковушек, потому что их больше, чем грузовиков, но наибольший урон дорогам приносят именно грузовики, для них приходится закладывать большую толщину дороги, что и делает ее более дорогой. Но ВВП страны формируется за счет грузоперевозок, а не движения легкового транспорта.

Именно поэтому, а также в связи с катастрофическим состоянием дорог и необходимостью изменения этой ситуации, появилась идея создания Государственного дорожного фонда, который защитит эти целевые поступления и направит их только на дороги.

Читайте также:
ТОП-10 обещанных за год реформ


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: Сегодня
Автор: Андрей Черкашин
Вы сейчас просматриваете новость "Интервью с консультантом Островерхим: "О дорогах в Украине остается только молиться"". Другие Реформы смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: