укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Новости политики Реформы
2 Января 2016, 07:31  Версия для печати  Отправить другу
×
ТОП-5 обещаний власти: что было выполнено, а что – нет (фото,видео) http://www.segodnya.ua/img/article/6785/14_main.jpeg http://www.segodnya.ua/img/article/6785/14_tn.jpeg Реформы Создание Национальной полиции стало одной из самых успешных реформ за 2015 год
<p>4 августа президент Петр Порошенко подписал Закон "О Национальной полиции". Фото: president.gov.ua</p>
4 августа президент Петр Порошенко подписал Закон "О Национальной полиции". Фото: president.gov.ua

ТОП-5 обещаний власти: что было выполнено, а что – нет (фото,видео)

Создание Национальной полиции стало одной из самых успешных реформ за 2015 год

Реформу МВД называют одной из самых успешных за 2015 год. Также определенных результатов удалось достичь и в сфере борьбы с коррупцией, в частности за счет создания ряда специализированных антикоррупционных органов. А вот реформа сферы здравоохранения пока отстает.

Сегодня.ua подводит итог по пяти ключевым обещаниям украинской власти, как в сфере реформирования, так и в сфере борьбы с коррупцией и расследования преступлений на Майдане в 2013 – 2014 гг.

Реформа МВД

7 ноября вступил в силу Закон Украины "О Национальной полиции", а милиция прекратила свое существование.

Закон "О национальной полиции" был принят Верховной Радой 2 июля, а 4 августа президент утвердил этот документ.

df7f62ca87e8ee710a4473ebc8fa0f8c_1438689016_extra_large.

Фото: president.gov.ua

На время переходного периода практически все сотрудники системы МВД становятся временно исполняющими обязанности. Как сообщил глава ведомства Арсен Аваков, автоматически перейдут в Национальную полицию только ранее прошедшие конкурс сотрудники патрульной полиции Киева, Одессы, Львова и Харькова и Департамента патрульной полиции МВД. Остальным нужно будет проходить переаттестацию.

На время аттестации утверждается переходная (временная) штатная структура Национальной полиции, которая будет существовать до окончательного и полного комплектования всех подразделений полиции.

4 ноября на заседании Правительства главой Нацполиции была назначена экс-ректор грузинской Полицейской академии Грузии и бывший министр Грузии Хатия Деканоидзе. Ранее она занимала должность советника главы МВД.

10276049_1090389577658089_162060897841972784_n

Хатия Деканоидзе. Фото: facebook.com/SaakashviliMikheil

Первое, что намерена сделать Хатия Деканоидзе на новой должности, – завершить работу над созданием Корпуса оперативно-внезапного действия (КОВД) и провести аттестацию кандидатов в Нацполицию. По ее словам, также будет продолжена работа по созданию патрульной полиции в 29 городах Украины.

Работники Национальной полиции до 31 декабря 2016 года могут носить "старое" милицейское обмундирование, а также использовать удостоверения, печати, логотипы и эмблемы милиции и Министерства внутренних дел Украины.

А новая форма, как сообщил Арсен Аваков, будет выдаваться только тем, кто прошел переаттестацию.

Судя по заявлениям представителей МВД, также ожидается сокращение штата работников.

Еще в августе текущего года пресс-секретарь МВД Артем Шевченко заявил, что общая численность полиции будет выводиться из расчета 220 полицейских на 100 тысяч населения

Таким образом, отметил он, общая численность сотрудников полиции должна составлять около 140 тысяч. При этом в настоящее время личный состав милиции насчитывает более 170 тысяч человек.

Нужно отметить, что создание Нацполиции – это не просто "смена вывески". В настоящее время проходят масштабные преобразования системы правоохранительных органов Украины.

Как сообщил Арсен Аваков в интервью "Украинской правде", МВД будет постепенно трансформироваться в гражданское ведомство, которое не занимается милицейскими функциями, а управляет Национальной полицией, Национальной гвардией, пограничниками, миграционной службой, службой чрезвычайных ситуаций, также появятся сервисные центры, которые будут работать вместо МРЭО.

При этом из Нацполиции будут выведены все не связанные с полицейской деятельностью функции. "Речь идет о выдаче прав, номеров на автомобили, справок, паспортов. Сначала эти функции уйдут в МВД, а когда мы создадим эти базы в новом объеме и сделаем их универсальными – все может быть передано Центры предоставления административных услуг", – сказал Аваков.

Отметим, что согласно закону, новая полиция будет состоять из следующий подразделений:

 - криминальная полиция (оперативные подразделения);

 - патрульная полиция;

 - органы досудебного расследования;

 - полиция охраны;

 - специальная полиция (выполнение заданий на закрытых режимных объектах);

 - полиция особого назначения (спецподразделение).

В настоящее время реально начала работу только патрульная полиция и только в отдельных городах. И в законе о Нацполиции предусмотрено, что до того, как во всех регионах будут созданы и укомплектованы подразделения патрульной полиции, будут продолжать работу сотрудники Государственной автоинспекции. Граничный срок переходного периода – 31 декабря 2015 года.

По словам Арсена Авакова, в настоящий момент идет работа по двум направлениям: блок общественной безопасности и уголовно-криминальный.

"В блоке общественной безопасности Нацполиция вытесняет вначале ГАИ, затем участковых в сельской местности, потом старые отряды особого назначения, которые раньше были "Беркутом", а теперь просто ПСП. Они занимаются футболами, уличными беспорядками, оцеплениями. Эти функции тоже понемногу интегрируется в патруль. Таким образом, патруль будет заниматься общественной безопасностью", – рассказал министр.

Криминальный блок, как отмечает министр, будет состоять из целого ряда компонентов: защита свидетелей, силовая (КОРД), киберполиция, бюро противодействия наркопреступности, уголовный розыск и следствие.

Обновление структуры министр обещает к весне следующего года.

Децентрализация

31 августа Верховная Рада приняла в первом чтении проект изменений в Конституцию в части децентрализации. "За" проголосовало 265 народных депутатов.

Конституционные изменения поддержали почти в полном составе фракции "БПП" и "Народного фронта", "Оппозиционный блок" проголосовал полностью. Также изменения поддержали 5 нардепов от "Самопомощи", представители "Видродження" и "Воли народа".

Для принятия закона во втором чтении, в 2016 году,  потребуется поддержка 300 депутатов (конституционное большинство).

Сразу после голосования под зданием парламента начались столкновения активистов, выступавших против этих изменений в Конституцию, с правоохранителями. Тогда под стенами Верховной Рады в результате взрыва боевой гранаты погибли четыре сотрудника Нацгвардии, более 140 человек получили ранения. 

Видео: Youtube/Busy Intersection

4_03

Фото: Facebook/Алексей Тамразов

Самой скандальной нормой, которая вызвала такой резонанс и фактически расколола коалицию, было положение о том, что якобы в новой редакции Основного закона будет закреплен "особый статус" Донбассе.

Вместе с тем эксперты указывают на то, что речи об особом статусе для части Донбассе не идет и принятие этого закона дает дополнительные возможности для урегулирования конфликта на Донбассе.

В частности, в пункте 18 переходных положений указывается, что особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет определять отдельный закон, об особом статусе речь не идет.

"Главные копья ломаются не вокруг децентрализации, а вокруг пункта 18 переходных положений Конституции, которым устанавливаются, что особенности местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей регулируются отдельным законом", – пояснил Сегодня.ua эксперт по конституционному праву Игорь Колиушко. При этом он отметил, что этот пункт был "прицеплен" к законопроекту про децентрализацию несколько искусственно и сам президент сослался на то, что это необходимо для выполнения минских соглашений.

Эксперт также отметил, что принятие этих изменений позволит законодательно урегулировать вопрос деятельности военно-гражданских администраций на территориях, прилегающих к линии соприкосновения. А также законодательно урегулировать статус временно неподконтрольных территорий.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев указывает, что неправильная трактовка пункта 18 переходных положений повлекла за собой излишнюю скандализацию и политизацию процесса децентрализации и наделения отдельных районов Донецкой и Луганской области особыми правами местного самоуправления.

Эксперты отмечают, что в спорах и дискуссиях вокруг якобы "особого статуса" на второй план отошла главная задача изменений в Конституцию – децентрализация, которая предполагает передачу большого количества полномочий на места.

Президент Петр Порошенко, представляя предложения по внесению изменений в Конституцию в части децентрализации, выделил такие основные аспекты:

 - львиная доля полномочий делегируется на уровень общин;

 - центральная власть уступает не только полномочия и ответственность, но и финансовые ресурсы;

 - институт глав облгосадминистраций (ОГА) упраздняется. Оперативное управление переходит к областным и районным исполкомам, которые подотчетны только советам местного уровня и никому больше.

 - вводится институт префектов. Они будут назначаться и увольняться указом президента по представлению Кабмина (как сейчас главы ОГА), но у них будет меньший объем полномочий.

"Они не имеют права вмешиваться в оперативное управление, не смогут распоряжаться финансовыми потоками и другими ресурсами. Они только будут исполнять контрольные функции", – подчеркнул президент.

Префекты смогут отклонять несоответствующие Конституции решения местных властей с одновременной подачей в суд.

 - право роспуска органов местного самоуправления органами центральной власти останется. Верховная Рада, Конституционный суд и президент будут следить за законностью решений на местах.

Антикоррупционная реформа

Вопреки популярным лозунгам и обещаниям политиков "победить коррупцию", такую функцию антикоррупционная реформа не несет, поскольку задача считается невыполнимой. Конечная цель реформы в том, чтобы коррупция не создавала рисков национальной безопасности и не была барьером для устойчивого экономического развития Украины.

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) – первый и единственный из новых прикладных антикоррупционных органов, который с назначением специального антикоррупционного прокурора приступил к работе. В ближайшие месяцы ожидают запуска Национального агентства по предотвращению коррупции, Государственного бюро расследований и Агентства по возвращению украденных активов. Помимо упомянутых прикладных органов в Украине работает Совет по борьбе с коррупцией, занимающийся стратегическими вопросами и коммуникацией с общественностью и бизнесом. Также вопросами коммуникационной стратегии занимается Проектный офис по антикоррупционным вопросам при Совете реформ. Кроме того, недавно премьер предложил пригласить в Украину международную антикоррупционную миссию, а в экспертных кругах идет обсуждение создания антикоррупционных судов.

__14

"На сегодняшний день есть три больших органа, которые будут проводить следствие, и еще два – поменьше. Первый – НАБУ. Туда перейдут только те дела, которые касаются топ-коррупции: чиновников первой-второй категории, политических лиц, судей, правоохранителей и военных. Что перейдет к ГБР? Дела об организованной преступности, по военным преступлениям и особо тяжкие дела, за которые предусматривается пожизненное. Где остаются другие дела? Там, где и были – в милиции, которая сейчас реформируется в Национальную полицию. Там будет криминальная полиция, которая будет их расследовать. Правда, помимо ГПУ, функции досудебного следствия нужно отобрать еще и у СБУ и у налоговой полиции. Пока идет война, забрать следствие у СБУ мы не можем, оно будет вести дела по террористическим угрозам. А вот налоговую полицию нужно просто уничтожить. Куда передать дела по экономпреступлениям? Есть два варианта: или Нацполиции, или наилучший вариант – в ГБР", – пояснил в интервью "Сегодня.ua" Виктор Чумак, замглавы парламентского комитета по предотвращению и противодействию коррупции, избранный в члены Нацагентства по предотвращению коррупции.

Несмотря на создание новых антикоррупционных органов, основная ответственность за расследования останется у прокуроров.

НАБУ. "Легче создать с нуля Антикоррупционное бюро на 700 людей, чем реформировать Генпрокуратуру на 15 тысяч", – утверждает Виталий Шабунин, один из идеологов создания бюро, призванного расследовать коррупционные правонарушения, которые совершаются высшими должностными лицами страны и представляют угрозу нацбезопасности.

Так Рада и поступила, приняв под давлением Запада и общественности закон о НАБУ в октябре 2014 года. Руководителя бюро Артема Сытника президент назначил в апреле 2015 года, среди других кандидатов на должность, в частности, были Давит Сакваралидзе, Виктор Чумак и Анатолий Матиос.

Кстати, в Украине уже предпринималась попытка создать Нацбюро расследований в 1996-м году. Правда, тогда денег на него не нашли, коррупция победила.

Проблемы с финансированием есть и сейчас. Во всяком случае, помимо прописанных законом сравнительно высоких зарплат (30 тысяч гривен для детективов) пока в проекте бюджета на следующий год капитального финансирования НАБУ не предусмотрено. Директор Бюро Артем Сытник считает проблемы с финансированием, а также попытки ограничить зарплаты сотрудников бюро давлением на антикоррупционный орган. Глава НАБУ поясняет, что для реальной работы антикоррупционного органа нужно, к примеру, дорогое прослушивающее оборудование стоимостью порядка 1 млн грн за комплект, а не только офисная техника и мебель в здании на Соломенке. Решать вопрос финансирования должна Верховная Рада, депутаты которой – потенциальные "клиенты" НАБУ.

Впрочем, есть надежда на финансовую поддержку со стороны европейских институций, которые и так сыграли значительную, если не решающую роль, в принятии антикоррупционного законодательства Украины.

Пока же в бюро работает около 200 человек (всего будет 700), около 100 человек проходят проверку, а набор детективов продолжается.

Специальная антикоррупционная прокуратура. На Специализированную антикоррупционную прокуратуру, созданную в сентябре в структуре ГПУ, возложены обязанности по надзору за расследованиями НАБУ, а также поддержка гособвинения и представительство интересов украинцев и страны по преступлениям, связанным с коррупцией.

30 ноября генпрокурор Виктор Шокин назначил антикоррупционным прокурором 30-летнего первого заместителя прокурора Крыма Назара Холодницкого. Назначение сопровождалось скандалами, а основными кандидатами на должность называли Романа Говду и Виталия Касько. Однако в финал они не попали, а другой финалист конкурса – "киборг" Максим Грищук стал первым заместителем руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Национальное агентство по предотвращению коррупции. Не менее важный для борьбы с коррупцией орган – НАПК, отмечает замминистра юстиции Наталья Севостьянова, ответственная за начало работы агентства. Задача НАПК –  проверять правдивость данных в декларациях чиновников и соответствие доходов их стилю жизни.

При выявлении нарушений в декларациях материалы будут передавать в НАБУ. Если вовремя будут утверждены форма декларации и создан новый реестр, первые кейсы можно ожидать в

Агентство по возвращению активов. 10 ноября Рада проголосовала за создание Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, однако пока закон не вступил в силу.

Сейчас поиском и возвращением активов занимаются следователи – от прокурорских до районных милиционеров, которые должны сами находить коррупционное имущество, спрятанное в Украине и за рубежом, и  нести ответственность за его сохранность.

Когда будет Нацагентство, все конфискованное и арестованное имущество будет проходить через единый госреестр. Создание реестра проходит при поддержке Мирового банка и ООН.

Сотрудники агентства будут искать преступные активы не только в Украине, но и за рубежом, сотрудничая с подобными структурами во всем мире. Важное предусловие для эффективной работы Агентства – наличие решения суда, которое вступило в силу.

Госбюро расследований. 12 ноября Рада приняла закон о создании Государственного бюро расследований. Закон вступит в силу со дня образования Кабинетом Министров Государственного бюро расследований, но не позднее 1 марта 2016 года.

Согласно закону, ГБР будет расследовать уголовные дела, связанные с деятельностью ОПГ, а также работать с теми преступлениями, наказание за которые предусматривает пожизненное лишение свободы. Также Госбюро займется случаями пыток в правоохранительных органах и военными преступлениями. Оно сможет привлекать к ответственности судей, прокуроров, министров, нардепов и других чиновников высшего эшелона, а также расследовать преступления в НАБУ и антикоррупционной прокуратуре. Предельная численность Госбюро расследований – 1500 человек.

Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики. Помимо органов, призванных непосредственно предотвращать коррупцию, наказывать за нее и компенсировать потери, в Украине создан совет, который должен оптимизировать антикоррупционную стратегию и оценивать ее эффективность. Это консультативно-совещательный орган при президенте, а в состав совета входят как представители власти, так и бизнесмены и члены гражданского общества. Председателем Нацсовета стал нардеп Мустафа Джемилев.

Медицинская реформа

В Министерстве здравоохранения последние полгода трудились над разработкой законопроекта об автономизации медицинских учреждений, который должен стать трамплином для дальнейших изменений в охране здоровья. Правда, видение этих изменений у функционеров отрасли отличается, так что наряду с минздравовским законопроектом разработан альтернативный – от профильного комитета ВР.

1120651_01

Фото: А. Искрицкая

Реформа по автономизации больниц – это основа для реформы всей системы здравоохранения, ее модернизации. В Украине сегодня все больницы являются бюджетными учреждениями, которые получают от Министерства здравоохранения нормы и деньги на исполнение этих норм. Главврач не может сам решать, сократить ли количество гинекологов и увеличить количество неврологов. Деньги налогоплательщиков "сьедаются" мифическими нормами, которые действуют со времен Советского Союза.

Реформа этой сферы предусматривает ряд изменений:

1. Сейчас зарплата врачам установлена на законодательном уровне – 1500 грн. Главврач не может платить сотрудникам 10 тысяч грн, потому что это нарушало бы закон. Автономия дает больницам право самостоятельно определять, на что потратить деньги. Зарплаты врачей больше не будут нормироваться законодательно. Если больница получит большой доход и сможет себе позволить повысить зарплаты врачам, она будет в праве это сделать

2. Больницы – бюджетные учреждения, и по закону они имеют право получать деньги только из бюджета. Когда они станут независимыми, они смогут привлечь инвесторов, меценатов и средства, полученные от любых других физических или юридических лиц, положить на свой банковский счет.

3. Следующий важный шаг – переход на систему к плате из бюджета за медицинские услуги, а не за больничные койки.

Ремонтом, коммунальными услугами и зарплатами будет заниматься главврач. В его интересах будет организовать работу больницы качественно. В зависимости от того, сколько пациентов к нему придет и какие услуги он им предоставит, столько денег ему выделит госбюджет.

4. Следующий шаг – переход к системе страховой медицины. По оценкам экспертов, реформу можно было бы завершить за 3 года, если бы была политическая воля всех сторон процесса.

Однако, на данный момент эта реформа так и не стартовала.

Расследование преступлений на Майдане

Дело о событиях на Майдане зимой 2014 года, где были расстреляны участники протестной акции, фактически расследовано, заявил в октябре генпрокурор Виктор Шокин.

1093260

Фото: BULENT KILIC

"Мы собрали воедино все эпизоды по событиям на Евромайдане. Выстроили хронологию узурпации власти: кто ее начал, как и кем все готовилось и осуществлялось. Нам удалось выстроить пирамиду людей, причастных к преступлениям против Евромайдана. На ее вершине — Виктор Янукович. Могу сказать, что фактически дело расследовано", – отметил он.

Также Шокин отметил, что в материалах дела по "Небесной сотне"  нет доказательств того, что к расстрелам могли быть причастны участники акции протеста.

В ноябре правоохранители подвели итоги результатов расследований событий, происходивших в столице 30 ноября, 1-го и в ночь с 10-го на 11-е декабря 2013 года, а также уголовного преследования митингующих и активистов силовыми органами.

В целом работа следователей в этих делах имеет результат – привлечение к уголовной ответственности более 270 подозреваемых.

В ГПУ утверждают, что следователям удалось собрать достаточные доказательства для подозрения как бывших высокопоставленных чиновников, так и работников "Беркута" в организации и силовом разгоне акции протеста 30 ноября 2013 года.

 - Среди подозреваемых: бывшие президент Украины В. Янукович, секретарь СНБОУ А. Клюев и его заместитель В. Сивкович, министр внутренних дел Захарченко, глава столичной администрации В. Попов, руководители ГУМВД Украины в городе Киеве. Коряк и П. Федчук, начальник управления общественной безопасности ГУМВД Украины в городе Киеве В. Мариненко, командиры подразделений "Беркут" различных уровней С. Кусюк, А. Дидюк, М. Тягнирядно, Е. Антонов, Ю. Шевченко, Р. Скрицкий и Д. Садовник.

 - В настоящее время в суд направлены обвинительные акты в отношении: А. Дидюка, М. Тягнирядно, Е. Антонова, Ю. Шевченко и А. Попова, другие находятся в розыске.

 - Сообщено о подозрении по фактам событий 1 декабря 2013 года на улице Банковой бывшим президенту В. Януковичу, руководству МВД Украины (В. Захарченко, В. Ратушняку), руководству Главного управления МВД Украины в городе Киеве (П. Федчуку), внутренних войск, а также бывшему командиру одного из территориальных батальонов "Беркута", который содержится под стражей.

 

Видео: Youtube/Roberts Show

Следствие установило, что 1 декабря сотрудниками "Беркута" и внутренних войск жестоким способом были избиты 41 участник мирной акции протеста и 25 журналистов. Двое человек получили тяжкие телесные повреждения, 12 – средней тяжести, 36 – легкие телесные повреждения.

Через довольно непродолжительное время попытка силой избавиться митингующих повторилась. От этого получили различной степени тяжести телесные повреждения 36 человек, в том числе один народный депутат. В частности, 1 человек получил средней тяжести телесные повреждения, 15 – легкие. Подверглись насильственным действиям еще 20 человек.

Следствие выявило лиц, которые незаконно применили насилие. Недавно на основании собранных доказательств сообщено о подозрении нынешнему командиру взвода роты милиции общественной безопасности особого назначения и бывшему командиру роты милиции особого назначения "Беркут". По версии следствия, от их действий пострадали 11 участников акции протеста.

После этих событий, в декабре 2013 и феврале 2014 года государственные и правоохранительные органы, увидев, что силовыми разгонами митингующих не остановить, прибегли к их уголовному преследованию, которое происходило по всей стране. В управлении спецрасследований ГПУ проверяется законность действий и решений более 200 работников органов внутренних дел, восьмидесяти прокуроров и сотни судей.

На скамье подсудимых оказались 20 следователей, прокуроров и судей, которые подозреваются в незаконных действиях в отношении граждан.

Кроме того, комплексно исследуются факты незаконного преследования участников движения "Автомайдан", организованного высшими должностными лицами Департамента ГАИ МВД Украины по сговору с должностными лицами органов прокуратуры, судебной власти, других органов государственной власти.

Всего проверяется законность привлечения к административной ответственности в почти полтысячи случаях. В суд уже направлены обвинительные акты в отношении 40 лиц, в том числе 38 работников органов внутренних дел и 2 судей.

Расследуются факты превышения власти сотрудниками киевского "Беркута" при задержании участников движения "Автомайдан" 23 января 2014 года на Крепостном переулке столицы. Как показало следствие, это задержание сопровождалось насилием над потерпевшими и избиением их автомобилей.

По этим фактам сообщено о подозрении двум командирам рот киевского "Беркута". Следствие продолжается.

Читайте также:
Поддержит ли местная власть идею Минфина о понижении налоговых ставок
Украинским депутатам выделили деньги на существенное повышение зарплат
Возвращение «Беркута» и сотни отказов: как проходит переаттестация в Нацполицию


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Авторы: Дарья Нинько, Сергей Рюмочкин
Вы сейчас просматриваете новость "ТОП-5 обещаний власти: что было выполнено, а что – нет (фото,видео)". Другие Реформы смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: