Сумчанин собрал историю своего края

4 Сентября 2008, 12:51

В кабенете труда Александр Киселев собрал народное творчество Сум.

фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко
фото О.Ермоленко

Учитель труда Косовщинской школы искусств в Сумской области Александр Киселев не только преподает народные ремесла, но еще и возглавляет музей народных ремесел и быта, экспонаты для которого собрал сам. Подготавливать музей Александр Иванович совместно со своими коллегами начал еще в 1994 году. "Я собираю такие вещи очень давно, — рассказал Александр Иванович. — Это все, что когда-то создали люди собственными руками, вложили свою душу".

Местные жители хотя и знают о пристрастии учителя труда, но с экспонатами к нему не бегают. "Люди порой и не предполагают, чем богаты. Такое добро можно найти на чердаках и в сараях, — делится Александр Иванович. — Сейчас, например, охочусь за старинным сундуком". Учитель просит помогать школьников — мол, посмотрите у себя в кладовках, на чердаке бабушкиного дома — что-то интересное да и найдете.

КУВШИН, КАК ХОЗЯЙКА
Из маленького школьного кабинета учитель мечтает перебраться в помещение побольше и организовать отдельные тематические выставки. А пока в каждом из четырех углов ютятся предметы быта украинцев ХІХ—ХХ веков. Затейливые замки и старинные ключи, которые расположены на столбе калитки, Александр Киселев нашел в старых закромах у себя дома, у тещи, соседей и чужих людей. В коллекции — прототип первой римской защелки, которую, оказывается, давно изготовляли на Сумщине, но никто и не подозревал об истории ее происхождения. Несколько десятков старых ключей, сапоги начала ХХ века, первые стиральные машины, серпы, больше десятка кувшинов. "Многие люди даже не задаются вопросом, почему, например, в хозяйстве бабушки кувшин одной формы, а у соседей — совсем другой. Все очень просто. Раньше мастера делали кувшины, которые повторяют фигуру хозяйки. Если кувшин маленький — значит, женщина, которая им пользовалась, была невысокого роста", — рассказал хозяин музея.

В символической светелке стоит кровать, обрамленная рушниками и старинными картинами на стекле. "Его еще прабабка моей жены вышивала. Посередине — дерево жизни, а по краям — орнамент чеснока. Род моей жены пытался, как мог, защититься от нечистой силы". В старинной люльке — деревянная погремушка с кукурузным зерном внутри, там укачивали детей лет 100 назад.

ЦАРЯ СПРЯТАЛИ
Украшение панского уголка — старинное пианино из Германни. Его учитель труда заполучил по счастливой случайности, но до сих пор не может нарадоваться раритетом, который является чуть ли не главным украшением музея. К нему обратилась с просьбой коллега: "Есть дома старое пианино, муж оттуда уже медальоны бронзовые поснимал и сдал на цветмет, хочет добраться до внутренностей, а потом совсем его в мусор отправит," — сетовала женщина". Сейчас на инструменте никто не играет, но он звучит, как и прежде, звонко и не требует специальной настройки.

Старинные часы давно не идут. "У экспоната интересная история, — рассказал Киселев. — Их мой ученик взял в деревне у бабушки. Часы долго "жили" в специальной деревянной коробке. Когда они попали мне в руки, я решил достать их. К моему величайшему удивлению, на корпусе я увидел яркий рисунок и надпись "Пение манифеста 19 февраля 1861 года" — прямо под изображением крестьян, а рядом — портрет Александра ІІ, которого автор назвал "освободителем". Александр Киселев предполагает, что часы служили верно своим хозяевам вплоть до революции 1917 года, когда начались гонения на дворян — тогда хозяева и решили, что добру не стоит пропадать и спрятали тикающий механизм в коробку, вырезав отверстие для циферблата.

"Все говорят, что украинцы пили много. А посмотрите, какая доза вот в этой рюмочке. От силы граммов 20", — демонстрирует Александр Иванович коллекцию стеклянной тары, по которой можно определить и качество продукции, которую производили более 100 лет назад. Рюмочку он нашел в центре Сум, выковырял из земли. На полочке красуются одинаковые бутылки, объем каждой из них — около 700 миллиграмм. У каждой — свой секрет. "Если бутылка темнее, у нее вместительность поменьше. Так поступали предприимчивые корчмари. После первой выпитой бутылки они приносили компании такую же, но в ней было дно повыше и стенки потолще".

ТРИ ОХОТНИКА С СЕКРЕТОМ
"Мама моего ученика рассказала о какой-то старой картине, которая уже покорежилась от времени, — вспоминает Александр Киселев. — Ничего необычного на первый взгляд не было: три охотника на лужайке. А вот с обратной стороны нашел портрет колоритной пожилой женщины. По всей видимости, это еще в начале 20 века к бабушке приезжал внук, который учился в художественном учреждении, и решил написать портрет бабушки. Холста не было, и он не пожалел своих охотников".

Вы сейчас просматриваете новость "Сумчанин собрал историю своего края". Другие Новости Харькова смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Ермоленко Оксана

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования