Строительство метро "Победа": тихие рельсы и мини-депо

Строители доверили корреспонденту "Сегодня" шлифовать плитку и месить раствор

Для надежности. Шпалоподбойкой утрамбовывают щебень . Фото: М. Кучнев
Для надежности. Шпалоподбойкой утрамбовывают щебень . Фото: М. Кучнев
"Закулисье". У "Победы" будет свое мини-депо. Фото: М. Кучнев
Первый штрих. Каркасы на входах рабочие уже собрали. Фото: М. Кучнев
Первый штрих. Каркасы на входах рабочие уже собрали. Фото: М. Кучнев
На финишной прямой. В мае строители закончат облицовку платформы и начнут обкатку поездов. Фото: М. Кучнев
На финишной прямой. В мае строители закончат облицовку платформы и начнут обкатку поездов. Фото: М. Кучнев
Шлифуют плиты, как глядят котенка. Фото: М. Кучнев
Шлифуют плиты, как глядят котенка. Фото: М. Кучнев
"Сердце станции". Отсюда подается все питание. Фото: М. Кучнев
Замешивать раствор тяжело физически. Фото: М. Кучнев
Замешивать раствор тяжело физически. Фото: М. Кучнев
1/7

Строительство 30-й станции харьковской подземки вышло на финишную прямую. Метростроители обещают, что уже 23 августа на долгожданную "Победу", которую обещали открыть еще в 2012-м, придут поезда. Корреспондент "Сегодня" побывал под землей, где 150 рабочих трудятся в две смены, и даже помог труженикам шлифовать плитку и заталкивать под рельсы щебень.

Реклама

На платформе будущей станции кажется, что работа перестает кипеть лишь во время обеденной сиесты. Повсюду разложены стройматериалы, шумят болгарки, дрели и перфораторы, пыль в буквальном смысле стоит столбом, ведь под землей проветрить — никак. В такой момент удивительно наблюдать за наборщиком плит, который без лишней суеты аккуратно кладет на раствор фрагменты черного гранита габбро и белого турецкого мрамора, которые создадут дизайнерский ансамбль путевой стены. А вот от орденов, которыми планировали изначально украсить стены, отказались в связи с законом о декоммунизаии.

Рядом трудится еще один мастер, облицовывая колонны станции украинским красным гранитом. "Перед укладкой каждую плиточку нужно хорошенько отшлифовать", — комментирует свои действия рабочий. И вот корреспонденту "Сегодня", чтобы не простаивал без дела, тут же вручают шлифмашинку и подводят к козлу, на котором аккуратно уложены плиты. "Зажимаешь кнопку и водишь по плите, будто гладишь котенка. Главное — не суетись", — напутствовал опытный строитель. Ничего сверхсложного в шлифовке и вправду нет, гораздо труднее физически оказалось замешивать раствор в вестибюле №3, где рабочие заливали пол. Пришлось таскать ведра с песком, щебнем, цементом и водой, чтобы заполнить бетономешалку. Затем готовый раствор выливали на пол, а мастер выравнивал. Дальше нас ждала экскурсия в "закулисье" станции "Победа" — мини-депо.

На конечной станции любой ветки машинист заводит поезд в тупик, чтобы перейти в противоположный вагон и поехать обратно. Здесь же возводят еще и мини-депо. "С открытием новой станции нам придется пускать и новые поезда. Тут составы могут пройти полное техническое обслуживание, как и в обычном депо. Правда, рассчитано оно лишь на два поезда", — поясняет исполнительный директор "Тоннельстроя" Александр Луценко.

Реклама

С "Победы" убрали ордена, но уложат турецкий мрамор

Во время нашего визита метростроители как раз обустраивали пути, поэтому мы не могли пройти мимо рабочего, долбящего шумным электромолотком по щебню. Казалось, что новичок с первого раза эту штуку в руках может и не удержать, но на деле все не так сложно, тем более рядом с бывалыми путейщиками. "Смелее дави, смелее, нужно щебенку под шпалы загнать и утрамбовать как следует!" — подсказывают специалисты, перекрикивая шум. А в голове крутится назойливая мысль: "Хоть бы штуку эту не сломать да по ноге себе не треснуть".

В награду за помощь и старания метростроители, уже как своих, провели нас в святая святых "Победы" — совмещенную тяговую подстанцию (СТП), которая представляет собой просторное помещение с множеством ячеек, в которых видны сотни кнопок и проводов. "Это — сердце станции, здесь электроэнергия перерабатывается и подается на станцию и контактную рельсу", — говорит электромонтажник Сергей Романенко.

После пуска "Победы" работать здесь будут всего три человека, а обычным пассажирам сюда вход воспрещен. Но прежде чем станция окончательно оживет, здесь еще нужно закончить облицовку, электромонтажные и сантехнические работы, довести до ума ходовой и контактный рельсы, проложить высоковольтный кабель и установить контактную сеть. На все про все у строителей времени — полтора-два месяца, ведь уже в конце мая на станции должны начать обкатку поездов.

Реклама

"Эта станция будет для нашего метрополитена уникальной и наверняка удивит харьковчан, — не без гордости говорит директор КП "Харьковская дирекция строительства метрополитена" Наталья Линник, которая в курсе любого события, происходящего на стройплощадке. — Сейчас мы идем по пешеходному переходу, с которого пассажиры через спецокна смогут увидеть, что происходит на самой платформе".

В этот момент наш экскурсовод останавливается и указывает на пустую пока шахту, ведущую вниз от уровня пешеходного перехода к уровню платформы. Тут установят первый в нашем метро подъемник для людей с ограниченными возможностями.

Еще одну новинку харьковской подземки должны будут по достоинству оценить жители высоток по соседству с линией. Речь идет о так называемых польских кубиках — специальных прокладках, расположенных между рельсами и бетоном. Благодаря им на поверхности почти не будет слышно звуков проезжающих составов.

НАХОДКИ: МАМОНТ И РЫБА ИЗ ПРОШЛОГО

Первые метры тоннелей харьковской подземки строители начали рыть почти 48 лет назад. Прошлое бывалые работники вспоминают с ностальгией, несмотря на то, что условия работы тогда были хуже нынешних.

"Из оборудования у нас, грубо говоря, была пила "Дружба-2" и отбойный молоток, ну и цемент М-400 из материалов — вот и все. Автоматизации не было такой, как сейчас, все приходилось делать своими руками и носить все на своих плечах", — вспоминает метростроитель Григорий Горбань, который с 1971 года работал на стройплощадках восьми станций, в том числе и самой первой — "Южный вокзал". По его словам, именно привокзальная станция была для него самой сложной, ведь ее строили закрытым способом — под землю спускались по проходке и порой не просто работали под землей, но и, можно сказать, жили там.

Но неудобства для строителей обернулись настоящей удачей для историков и археологов. Работая на большой глубине, во время закладки первого ствола под улицей Славянской, возле вокзала, рабочие нашли останки мамонта. Основную часть скелета передали в Исторический музей и музей природы, а один зуб древнего обитателя нашей планеты метрополитен оставил себе на память. Сейчас его можно увидеть в музее харьковского метро.

Находили строители в недрах подземелья и рыбу, которой, по оценкам археологов, 33 миллиона лет, не говоря уже о различных предметах быта и украшениях наших предков. В метро считают, что находок могло быть больше, если бы харьковская подземка строилась глубже, но по сравнению с тем же киевским метрополитеном, в Харькове станции строят намного ближе к поверхности.

__2_8549374_1___01

Зуб мамонта хранят под стеклом в музее подземки. Фото: М. Иванов

А вот настоящей напастью для метростроевцев была вода — на многих стройплощадках рабочим приходилось постоянно откачивать грунтовые воды. "Условия работы у нас всегда разнообразны и непредсказуемы, бывало так, что проходили тоннели под речками. Ну а самые яркие воспоминания у меня связаны, конечно, со станцией "Академика Барабашова". Там кругом было болота и камыш, нам приходилось в буквальном смысле плавать на плотах и забивать сваи, чтобы перемещаться по стройплощадке", — вспоминает главный технолог станции "Победа" Иван Копачевец.

Ветеран метростроя мечтает, чтобы после "Победы" в Харькове не прекращали строительство метро и сразу же перешли на другую стройплощадку, ведь в случае простоя рабочие уедут строить подземку в соседние страны и собрать команду профессионалов будет сложно.

ЛЕГЕНДЫ: МАВЗОЛЕЙ, БУНКЕРЫ И ЗАКРЫТЫЙ ПРОЕКТ

Как и любое другое подземелье, харьковское метро за 40 лет существования обросло множеством баек. Так, поговаривают о существовании секретных помещений, одно из которых якобы расположено на нескольких подземных этажах между станциями "Университет" и "Госпром", другое — прямо под управлением метрополитена. По легенде, в бункерах могли укрыться от любой напасти городские и областные чиновники. Правда, в метрополитене эту информацию не подтверждают.

Другой миф и вовсе гласит, что под улицами Харькова находится мавзолей, в котором покоятся останки вождя мирового пролетариата, дескать, на Красной площади в Москве лежит его двойник. Но это больше похоже на первоапрельскую шутку, чем на правду.

_1_1__

Тоннели. Поговаривают о секретных ветках метро для физиков. Фото: М. Кучнев

Еще одна легенда повествует о существовании целой тайной ветки метро, которая ведет от Салтовки до Шатиловки, проходя под станцией "Киевская" и Пятихатками. Эту секретную ветку строили якобы в целях государственной безопасности, на случай, если нужно будет эвакуировать физиков-ядерщиков из Пятихаток.

Есть мифы, от которых у впечатлительных могут и волосы стать дыбом. Поговаривают, что в нашей подземке обитают метровые крысы-мутанты и призраки. Одно привидение якобы можно увидеть на станции "Площадь Конституции". Если сфотографировать платформу в момент прибытия поезда, на снимке якобы будет видна аура человека, но снимков, подтверждающих это предположение, к сожалению, нет.

Связывают с харьковским метро и куда более правдоподобные факты. Например, бытует мнение, что история нашей подземки началась не в 1968-м, как принято считать, а в 1930-е. "В "столичные" времена для Харькова разрабатывали проект, согласно которому подземка должны была появиться в нашем городе на 40 лет раньше. Были чертежи, расчеты и макеты будущего метро, но потом столицей стал Киев, проект закрыли, членов группы, которая им заведовала, репрессировали", — рассказывает историк Макс Розенфельд, который утверждает, что проект частично воплотили в существующих станциях.

Розенфельд также поведал, что первые в Союзе проектировщики метро также неразрывно связаны с Харьковом. "Когда в 1930-е в Москве решили строить подземку, столкнулись с тем, что профильных специалистов не было. Поэтому главным архитектором первой и второй линии Московского метро стал Самуил Кравец — проектировщик харьковского Госпрома", — говорит историк.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64566.1

Binance Coin (BNB)

613.25

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

84.01

Theta (THETA)

2.47

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять