Такого ЧП в харьковском метро еще не было. В среду вечером, как раз в час пик, 8 тысяч пассажиров уходили из метро в темноте, а около ста человек шли по шпалам триста метров, когда под ногами у них был кабель с напряжением в 825 кВ. В подземке не признают, что люди были в тоннеле, и говорят, произойди такое — пришлось бы назвать ЧП государственного масштаба.
Странная остановка поезда произошла в 19.15. В вагонах погас свет, на станциях и в тоннеле тоже. Объяснять что-либо взволнованным пассажирам не спешили. "Немного не доехали до "Холодной Горы", потух свет, — рассказывает харьковчанин Виталий Малых. — Только через 20 минут сказали "уважаемые пассажиры, соблюдайте спокойствие, сейчас вас будут эвакуировать через первый вагон. Моторошно стало, хотелось быстрее на землю". 300 метров по шпалам, в кромешной тьме, только у выхода на платформу сотрудник подземки подсвечивал фонариком. "Мы не испугались, потому что ни аварии, ни дыма на станции не было, — вспоминает Татьяна Костюк. — Жаль только новые босоножки". В то время, когда люди оставались под землей, на улице Пермской горела электроподстанция метрополитена, из-за чего без света осталась вся Холодногорско-Заводская линия. По непонятным причинам вызывать спасателей сотрудники подземки не стали и самостоятельно тушили огонь. Вызов в службу 101 поступил от прохожего.
Никаких обвинений начальник подземки не приемлет и вообще отрицает, что люди шли по рельсам. "Никакие нормы безопасности не были нарушены, пассажиров эвакуировали только с платформ станций, — настаивает Сергей Мусеев. — В тоннелях могли находиться только сотрудники метро. Там 825 кВ, и человек, который находится в тоннеле, это ЧП на все государство. Остальные заявления — просто бред"!
В МЧС шокированы тем, что людей из поезда выводили по тоннелю. "В тоннелях аварийного освещения недостаточно, потому что там применяются совсем другие светильники, переносные фонари не спасут, — говорит Игорь Лупандин. — Люди не всегда адекватны в таких ситуациях — в темноте в ограниченном пространстве нужно пройти 100—150 метров. Есть аварийные аккумуляторы, на которых можно дотянуть состав до платформы. Если они выходят из строя, используют жесткую сцепку и подтягивают состав. Почему этого не сделали — загадка".
ОХРАНЫ НЕ БЫЛО, ТОЛЬКО СЕТКА И АРБУЗЫ
Харьковским происшествием всерьез заинтересовались в Киеве. Министерство транспорта и связи уже создало специальную комиссию для расследования ЧП. По словам Игоря Лупандина, оперативно-следственная группа начала работу в тот же день. "Уже подключили независимых экспертов, энергетиков из других организаций. Изъяли часть электрощитовой, часть электропроводки, кабелей, внутреннюю начинку оборудования".
Собственную комиссию создали и в метрополитене. "Строительство метро действительно начиналось со станции "Холодная гора", соответственно и коммуникации здесь самые старые, — говорит Сергей Мусеев. — Но ремонтные работы всегда проводятся в срок. Версия короткого замыкания пока не подтверждается: просмотрев все показания аппаратуры, мы пришли к выводу, что замыкания не было, так как приборы не зафиксировали ни просадки, ни всплеска напряжения. Причина пожара для нас сейчас загадка". В то же время оказалось, что щитовая не охраняется, просто огорожена сеткой, рядом с которой навалены какие-то ящики, тут же торгуют арбузами, тут же пивные, возможно, кто-то что-то сделал, возмущался вчера Мусеев.