Вчера Симферополь вновь услышал многоголосый "Аллах акбар" на своих улицах — крымские татары провели традиционный митинг, посвященный годовщине депортации. На площади Ленина собрались 18 тысяч человек со всей автономии. На сей раз настроение у лидеров крымско-татарского движения было весьма миролюбивым.
Главный месседж выступавших лидеров Меджлиса Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова — продолжение сотрудничества с украинской властью, занявшейся наконец-то решением проблем крымско-татарских вопросов. Присутствовавший на митинге премьер-министр Василий Джарты пообещал продолжить конструктивный диалог.
Смотрите фоторепортаж: В Крыму митинговали 18 тысяч татар
Как уже писала "Сегодня", в начале нынешнего года власти во главе с Джарты и крымские татары пришли к компромиссу — татары освободят самозахваченные территории, свернут "поляны протеста", а взамен им будут предоставлены другие участки на законных основаниях. "Сегодня ведутся переговоры с участниками "полян протестов", — рассказал "Сегодня" вице-премьер Совета министров АРК и председатель специальной комиссии по самозахватам Георгий Псарев. — Также мы сейчас формируем списки людей, которые стоят на самозахваченных территориях. На данный момент обработано около 60% списков. Правда, самозахватчики пока не спешат освобождать территории".
Еще один символический, но весьма важный жест примирения — татарам отдали участок под Соборную мечеть на ул. Ялтинской в Симферополе — там, где они и хотели строить.
"В начале отношения с новой властью не складывались, но затем постепенно нащупались точки соприкосновения, достигли соглашения по некоторым вопросам. В целом наметился серьезный конструктивизм", — говорит глава Бахчисарайского района Ильми Умеров.
"На компромисс Джемилев пошел потому, что у него в Меджлисе ситуация была непростой, конфликт с властью поставил Джемилева с товарищами на грань серьезного кризиса: большая часть крымских татар к тому времени разочаровалась в своих лидерах, считая их национа-бюрократами, — считает политолог Владимир Джаралла. — Во—вторых, большая часть самих меджлисовцев уже давно вписалась в систему власти. Конфликт с нею ставил под угрозу выгодное положение очень многих из них. Поэтому Джемилев и пошел на копромисс. Кстати, эти переговоры показали стиль Джарты: он ведет линию сильного игрока, не терпит шантажа, принимает единолично стратегические решения".
Впрочем, есть и другие оценки. "Желания помахать шашками перед татарами у крымских властей было предостаточно, — полагает крымский политолог Андрей Никифоров. — Но на то не было получено "добро" из Киева. Ведь чтобы расположить к себе Запад, который через МВФ дает нам деньги, приходится совершать определенные ритуальные действия. Неприкосновенность Меджлиса — это одна из таких вот ритуальных обрядных сторон".
Нардеп Вадим Колесниченко полагает, что напряженность по крымско-татарской проблеме будет снижаться: "Власть сделала несколько шагов навстречу Меджлису и ждет ответных шагов — прежде всего, по решению вопросов о незаконных самозахватах. Пока таких четких шагов еще нет, но прогноз скорее оптимистичен: эти шаги будут, так как сотрудничество Меджлиса с властью жизненно необходимо крымско-татарскому народу. Возможно, это не отвечает интересам отдельных представителей элиты крымских татар, но это уже проблема этих представителей элиты".
И самса по 8 грн.
Для кого — митинг, а для кого — бизнес. По всему периметру площади Ленина предприимчивые торговцы вчера устроили "восточный базар", продавая книги и газеты, уходившие на ура мороженое и воду, а также пирожки и сладости. Цены были очень кусачими, но народ все равно брал. Самса улетала по 8 грн. за штуку, мороженое (обычный пломбир) — по 5 грн.
Крымско-татарский расклад: политика и религия
Для понимания перспектив отношений татар с властями необходимо понимать расклад внутри крымско-татарского движения. А ситуация тут непростая и в случае своей радикализации может сорвать наметившийся компромисс между властями и Меджлисом.
В среде крымских татар существует два центра политического влияния — прежде всего Меджлис во главе с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым, а также оппозиционные Меджлису силы, среди них политические наблюдатели выделяют партию "Милли Фирка" Васви Абдураимова. Последний нещадно критикует Джемилева за соглашательство с властью. "Милли Меджлис уже является частью не национального движения, а госвласти, — заявляет Васви Абдураимов. — Силы, идущие на альянс с верхушкой Украины, вызывают такую же реакцию, как и власть". "Говоря о подобных оценках, вспомним выборы в органы местного самоуправления, — парирует Рефат Чубаров. — Лидер "Милли Фирка" в августе 2010 года публично заявил, что его партия получит 100 тысяч голосов крымских татар. Они получили чуть более 7 тысяч голосов и 4 депутатов райсоветов АРК, когда по рекомендации Меджлиса избрано около 1000 депутатов местных советов разных уровней".
В самом Меджлисе, по данным Абдураимова, тоже существуют свои группы влияния. Первая — Джемилева и Чубарова. Вторая — депутата ВР АРК Ремзи Ильясова, с ним связаны вице-премьер АРК Азиз Абдуллаев, зампостпреда президента в АРК Ибраим Мамутов и прочие. "Татарские предприниматели на плаву благодаря админкрышеванию со стороны этой группы", — считают в "Милли Фирка".
"Выражение "крышевание" — вообще из середины 1990-х! — говорит Чубаров. — Вполне нормально выстраивать диалог с властью и совместно находить пути разрешения общественно значимых проблем".
Борьба идет и по религиозной линии. До сих пор перед крымскими мусульманами стоял нехитрый выбор: Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) во главе с муфтием Эмирали Аблаевым или мелкие религиозные общины типа салафитов, ваххабитов и хабашитов. Но в декабре прошлого года госкомитет по делам национальностей и религий зарегистрировал устав Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК), объединившего разрозненные общины хабашитов, а руководитель ДЦМК Редван Велиев объявил себя муфтием Крыма. То есть теперь на полуострове два муфтия, и отношения между ними сложные. "Сейчас в Крыму обстановка очень нехорошая. Возможно, киевской власти на руку, чтобы мусульмане Крыма грызлись и ругались?" — возмущается Эмирали Аблаев. В самом ДЦМК говорят, что пользуются поддержкой со стороны крымских татар и нагнетать ситуацию не собираются.
Как живется славянам и татарам?
Кемал Казимов, пенсионер:
— До войны мы жили с татарами дружно, а будем ли дальше — зависит от их лидеров. Думаю, у нас с татарами будет мир.
Эльмаз Гафарова, студентка:
— Мы вернулись в Крым еще до перестройки, наш дом тогда пытались снести бульдозером, но мы не дали. Сейчас у нас есть лидер — Мустафа Джемилев, он борец и находится на своем месте. Мы хотим со всеми жить дружно, но если нас начнут притеснять — будут волнения. Я верю, что все будет хорошо.
Денис Кундиус, предприниматель:
— Мы были готовы на все, лишь бы вернуться на историческую родину. На поддержку крымских властей не надеялись, и нам ничем почти не помогли. Ждем, что новая власть сдержит свои обещания и решит земельный вопрос.
Решад и Урие Османовы, врачи:
— Родители, когда мы вернулись в Крым, не могли устроиться на работу, потому что они татары. К нам отношение до сих пор враждебное, и я хочу уехать в Киев — там отношения к нам гораздо лучше. А Меджлис не сделал для нас ничего — ни плохого ни хорошего, но критиковать его все боятся.
Андрей Гончаров, музыкант:
— Крымско-татарские самозахваты — это не метод решения проблемы. Колышки поставил — и мое, так получается?.. Причем проверни я, коренной крымчанин, такую махинацию — сразу же статья. А крымским татарам почему-то все сходит с рук!
Ольга Леонова, пресс-секретарь:
— Татарский вопрос — не социальный, а политический. В дальнейшем, думаю, между татарами и русскими будет полное смешение кровей. Еще я считаю, что землю надо давать тем татарам, кого реально депортировали, а не их внукам и уже даже правнукам.