укр
Главная Новости в регионах Новости Одессы
22 Мая 2008, 08:56  Версия для печати  Отправить другу
×
Граф Строганов – первый гражданин Одессы http://www.segodnya.ua/img/article/1087/46_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1087/46_tn.jpg Одесса За его правление в Одессе появилась железная дорога, университет и вымощенные улицы.
Первый вокзал. Строганов впервые провел в Одессе железную дорогу
Первый вокзал. Строганов впервые провел в Одессе железную дорогу

Граф Строганов – первый гражданин Одессы

За его правление в Одессе появилась железная дорога, университет и вымощенные улицы.

В середине девятнадцатого века, не смотря на то, что большинство территорий российской империи было подчинено жестким административным правилам царского правительства, Одессе удалось сохранить статус свободолюбивого города, где указы из Санкт-Петербурга трактовали по своему. Это, в большей мере, было заслугой генерал-губернатора Новороссии, графа Александра Григорьевича Строганова, который, как говорили современники, "имел личное царское расположение к своей персоне".

С ВОЙНЫ В ЧИНОВНИКИ. Представитель знатного дворянского рода Александр Строганов родился в 1795 году. Он получил блестящее инженерное образование, участвовал в наполеоновских войнах, но впоследствии предпочел гражданскую службу военной карьере. В 1841 – 1842 годах он обучался в Париже различным наукам, включая даже анатомию. Особое внимание граф уделял теории государственного управления, организации сберегательных банков и устройству железнодорожного сообщения, проявлял интерес к фабричному законодательству. Все это повлияло впоследствии на проводимую им политику в вверенном ему крае.

Возвратившись в Россию, Строганов становится членом Государственного Совета, а с началом Крымской войны занимает пост военного губернатора Санкт-Петербурга. Не задолго до окончания военной компании император направляет Строганова в Одессу, на пост генерал-губернатора, который он занимает с 1855 по 1862 год.

ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС. Деятельность генерал-губернатора была в духе либеральной Одессы. Так, к примеру, в 1858 году он обратился к министру внутренних дел с предложением... гарантировать евреям “все права коренного населения” Империи. По существу это означало: пересмотреть вековые внутриполитические традиции России в отношении еврейского населения. Дело в том, что еще в 1791 году Екатерина Вторая установила так называемую “черту оседлости” – границу территорий Империи, вне которой запрещалось постоянное жительство евреям (в список “очерченных” территорий входила также и Новороссия). Помимо того на еврейское население распространялся целый ряд запретов. Полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам, привело к росту миграции в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины. В качестве реакции на государственный антисемитизм образованная еврейская молодежь объединялась в революционные организации и партии, что создавало, по мнению дальновидного Строганова, опасность для режима. Но увы, чиновники ответили одесситу отказом.

СИМПАТИК ГЕРЦЕНА. Именно граф Строганов пригласил в Одессу в 1860 году Густава Молинари с курсом лекций, в которых тот доказывал преимущества свободного труда над принудительным. Эти обсуждения предшествовали знаменитой реформе 1861 года и отмене крепостного права в России. Сам же граф, будучи сторонником реформы, выступал против освобождения крестьян без земли и публично осуждал малые размеры наделов, которые планировалось передавать бывшим крепостным. Ведь в таком случае терялся весь смысл реформы.

Александр Григорьевич известен также и своими отказами от сотрудничества с имперской тайной полицией в ее действиях по поимке революционеров на вверенной его попечению территории. Он не подвергал аресту тех, кто обвинялся в распространении нелегального издания Герцена “Колокол”, публиковавшегося за границей. От такого поведения генерал-губернатора сильно веяло либерализмом, учитывая, что журнал беспощадно критиковал его самого. Более того, граф сам являлся “преданным” читателем “Колокола”. Заботливо переплетенное собрание его номеров и поныне хранится в Одесском областном архиве, где каждый экземпляр отмечен экслибрисом Строганова. Собственноручные заметки графа на полях выдают его жадный интерес к подрывному изданию. Но это не стесняло Герцена в публикации открытого “Письма графу Строганову”, в котором он сообщал Александру Григорьевичу мало приятного о нем самом. Снисходительный Строганов в ответ проявлял удивительную терпимость к тем, кто читал и распространял это издание в Одессе.

ГРАДОНАЧАЛЬНИК. В 1851 году (еще до своего прибытия в Одессу) граф настаивал на проведении в город железной дороги, доказывая, что таковая необходима как развитию коммерции, так и для военных нужд. На осуществления проекта он ассигновал 100 тыс. рублей. Император Александр Второй даже назначил Строганова в Комитет планирования железнодорожного строительства и первая долгожданная ветка (ждали более десятка лет и провели только до Балты) была построена именно при нем, в 1865 году.

Не мало генерал-губернатор сделал и для улучшения материального благополучия города. В 1880 году он установил новый налог в полкопейки с пуда вывозимого зерна для оплаты расходов на строительство мостов, новой системы водоснабжения, устройства газового освещения, мощения улиц (бельгиец Молинари сетовал на отсутствие мостовых в городе, население которого превышает 100 тыс. жителей, а годовой доход составляет 800 тыс. рублей).

Александр Григорьевич вышел в отставку в 1862 году и продолжал жить в городе еще почти тридцать лет, до самой своей смерти. Некоторые из его потомков проживали в городе и в 1970-е годы. Но прежде чем препроводить генерал-губернатора со своего поста, благодарный город предоставил ему честь быть первым в своей истории “Почетным пожизненным гражданином Одессы”.

ОТ СТРОГАНОВСКОГО МОСТА СЕЙЧАС ОСТАЛАСЬ ЛИШЬ ЧУГУННАЯ РЕШЕТКА

Сегодня именем Строганова назван один из одесских мостов, перекинутый через Карантинную балку. Это наиболее грандиозный из всех подобных городских сооружений. Длина Строгановского моста составляла 120 метров, а высота – 13 м. Впрочем, рекордным является и время, которое потребовалось для воплощения идеи проекта в жизнь. Мост был задуман для соединения Греческой улицы еще в 40-х годах XIX века, но все предлагаемые конструктивные системы, от легких подвесных до массивных каменных, не были одобрены в Петербурге. В результате, в столице выдвинули свой проект. Строительство развернулось в 1851 году и окончилось лишь спустя 12 лет! После полной перестройки некогда изящного сооружения в 1970-х годах, от старого Строганова моста до наших дней сохранилась разве что массивная чугунная решетка.

К особым заслугам Александра Григорьевича принадлежит открытие в Одессе и Новороссийского университета. Вероятно тот факт, что Александр Второй был тестем сына Строганова, окончательно убедил царя провозгласить 10 июня 1862 года преобразование Ришельевского лицея в Новороссийский университет,в едь до этого открыть первое высшее убеное заведение на юге России планировали в Николаеве.


Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Красножон Андрей
Поделись и оцени! 
Мы на facebook:  Мы ВКонтакте: 
Вы сейчас просматриваете новость "Граф Строганов – первый гражданин Одессы". Другие Новости Одессы смотрите в блоке "Последние новости"
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по телефону (044) 457-23-99
  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Кировоград
  • Киев
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Симферополь
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Черновцы
  • Чернигов
Сегодня
Завтра
Послезавтра