Жизнь мусульман. "Дом аллаха" и рахат-лукум в сердце Одессы

Мусульмане. Строят мечети, торгуют арбузами и прячутся под хиджабом от хамов

Женская часть мечети. Фото О.Константинова
Женская часть мечети. Фото О.Константинова
Наталья. Приняла ислам после посещения Египта. Фото О.Константинова
Наталья. Приняла ислам после посещения Египта. Фото О.Константинова
Семья шейха. Фото О.Константинова
Семья шейха. Фото О.Константинова
Исламский базарчик у мечети. Фото О.Константинова
Исламский базарчик у мечети. Фото О.Константинова
В Одессе 50 тыс мусульман. Фото О.Константинова
В Одессе 50 тыс мусульман. Фото О.Константинова
 Фото О.Константинова
Фото О.Константинова
1/6

Все чаще выходцы из Арабских Эмиратов, Пакистана, Сирии, Чечни покидают родину и находят свое место под солнцем в Одессе. Одни приезжают, чтобы выучиться на медиков или инженеров, другие — поправить материальное положение. Таким образом, количество последователей Мохаммеда в нашем регионе увеличивается в арифметической прогрессии, и сегодня их число достигает 50 тысяч. Для сравнения, в 1989-м в Одессе проживали 10 тысяч мусульман. А всего в Украине их сейчас около 2 миллионов.

Реклама

Некоторые достигают серьезных карьерных высот в бизнесе и не жалеют средств на строительство мечетей в Южной Пальмире, кто-то перебивается с хлеба на воду — истово грызет гранит науки в вузе, параллельно подрабатывая таксистом или официантом. В гостеприимной Одессе им порой приходится ох как несладко. Ведь нередко мусульмане слышат в свой адрес уж больно нелицеприятные вещи, а могут и отхватить тумаков. Но тем не менее, многие не спешат возвращаться в родные пенаты. Побывав в гостях у сирийского шейха, отведав пахлавы на восточном базаре в сердце Одессы и заглянув в мечеть, "Сегодня" попыталась выяснить, почему же наш город так влечет мусульман.

ЕДУТ УЧИТЬСЯ И ЗАРАБОТАТЬ НА СВАДЬБУ

У трех городских мечетей совершенно разные приходы. "Дом Аллаха" на Балковской местные называют ваххабитским, хотя никакого отношения к этому одиозному направлению в исламе он не имеет. Просто туда ходят в основном северокавказские горцы, на родине которых ваххабизм набирает обороты. Мечеть на Слободке (площадь Молодежи) — чисто арабская. А вот в культурном центре на Ришельевской собирается полнейший интернационал — от темнокожих граждан Республики Гана до индонезийцев.

Реклама

"Это только для вас, христиан, мы — единая монолитная группа. На самом деле, мусульманское общество раздирают противоречия. Даже в Одессе. Кавказцы не любят арабов, сунниты — шиитов (их в Одессе, правда, очень мало — часть азербайджанцев и иракцев, а также иранцы) и тому подобное. Единственное, что нас объединяет, — вера в Аллаха, но этого недостаточно", — говорит студент-ливанец Джаухар.

"Арабские и турецкие бизнесмены после распада СССР начали рассматривать Одессу как ворота для продвижения в Украину и дальше, в Европу, — анализирует ситуацию социолог Николай Иванов. — Отсюда обилие работающих у нас компаний и граждан этих стран. Второй аспект — привлекательность наших вузов, прежде всего медицинских, для арабов: качество, конечно, по сравнению с европейским хромает, зато цена вполне приемлема. Третий момент — это конфликты и войны на Северном Кавказе, породившие поток беженцев".

Впрочем, ситуация может измениться. Как рассказали нам представители организации "Аль Масар" ("Радуга"), страны Ближнего Востока потихоньку меняют отношение к украинским дипломам (особенно медицинским), потому что те зачастую "купленные". В частности, о том, чтобы перестать признавать наши документы о высшем образовании, подумывает Сирия, Ливан и Египет. Таким образом, одесские вузы, обучающие иностранцев, рискуют лишиться клиентуры, а значит, и прибылей.

Реклама

Кроме политики и экономики, есть и другие причины, вынуждающие мусульман покидать свои страны. Узбек Темир, например, приехал в Украину, чтобы заработать на… свадьбу. По законам шариата, для заключения брака обязательным условием является выплата женихом так называемого махра (дословно "подарок") невесте, который остается с ней и служит гарантией ее достойной жизни в случае развода. В тюркских странах, к которым относится Узбекистан, к махру добавляется калым — подарок семье невесты, то есть выкуп. Если считать оба вида платежа, Темиру нужно предоставить $20 тыс. Вот он и отправился к нам на заработки — днем вкалывает на стройке, вечером — таксует. "Лет через пять, если буду во всем себе отказывать, соберу, — говорит он. — Или плюну на все и женюсь здесь".

Арабы сейчас — самые богатые и влиятельные люди среди одесских мусульман, утверждают сами верующие. Достаточно вспомнить основателя Арабского центра, сирийца Аднана Кивана, чьи бизнес-интересы сосредоточены в сфере недвижимости, и его брата Мумара Кивана. Прочие магометане предпочитают заниматься торговлей (например, азербайджанцы традиционно продают арбузы-дыни), некоторые владеют ресторанами и кафе. Есть мусульманский капитал и в гостиничной отрасли. Множество сирийцев и ливанцев работают у нас таксистами-нелегалами. Есть, к сожалению, и этнические преступные группировки (в том числе арабские), однако участники ОПГ составляют в общине незначительное меньшинство.

РАХАТ-ЛУКУМ И "ЧИСТОЕ" МЯСО

Мы прогулялись по "арабской Одессе" с одним из лидеров общественной организации "Аль Масар" ("Радуга") Мохаммедом Амином. Наша экскурсия началась с мечети на Ришельевской, возле которой по пятницам работает небольшой базарчик. Здесь можно купить рахат-лукум, пахлаву и другие восточные сладости, консервы с арабскими надписями на этикетках, оливковое масло домашнего приготовления, мясные продукты, в которых, как объяснили продавцы, "точно нет свинины, мамой клянусь". Стоит, правда, все это великолепие недешево — в среднем на 10—15% больше, чем в супермаркете, однако раскупают товар быстро: по словам моего спутника, лучше переплатить, чем осквернить себя "нечистой" пищей. Среди покупателей есть и не-мусульмане. 57-летняя Вера Ивановна, например, ходит сюда, потому что "здесь не обвешивают".

После мечети мы с Мохаммедом отправились на Привоз… Атмосфера огромного и по-восточному грязного рынка, наш спутник в традиционном арабском плаще — на миг показалось, что мы бродим по Дамаску. В районе Преображенской Мохаммед нырнул в маленькую подворотню, откинул коврик, заменяющий дверь, и нашему взору предстал уютный ресторанчик, вопреки ожиданиям, чистый и наполненный вкусными запахами. "Это заведение держит наш брат, — рассказал Амин. — Здесь не торгуют алкоголем и табаком, в меню нет свинины, а блюда приготовлены с соблюдением всех предписаний Аллаха". В ресторане могут бесплатно покормить нуждающегося. "Моральные основы бизнеса детально описаны в Коране", — говорит Мохаммед. Так, запрещено давать деньги под проценты — должник обязан вернуть только заемную сумму в заранее оговоренное время. Если же кредитор понимает, что заемщик не в состоянии вернуть деньги, долг ему прощают.

На стол тем временем подали одно из традиционных арабских блюд — жареную курицу, приправленную огромным количеством специй. К ней прилагается блюдечко с острым чесночным соусом. Мохаммед ест без ножа и вилки, беря мясо правой рукой — левая у арабов считается нечистой, потому что предназначена для личной гигиены. Кусочки курицы заворачиваются в лепешку, макаются в соус и отправляются в рот. Очень вкусно!

Обслуживал нас официант Ахмад, он же украинец Виталий Арцеблюк — правоверный мусульманин, принявший ислам "по велению души" с легкой руки родной тетки. "Она дружила с женщинами, вышедшими замуж за мусульман, потом как-то повела меня в мечеть, — рассказывает парень. — Там меня поразила атмосфера, совсем не похожая на ту, что в церкви". По словам Виталия, родные сначала были против его выбора, но потом, увидев, как он изменился, — перестал пить и курить, — стали относиться лучше. Сейчас новообращенный изучает арабский и Коран, мечтая получить религиозное образование. "Мусульманину легче найти работу — всегда найдется брат, который поможет, чувствуешь себя социально защищенным", — говорит Виталий.

"НАШИХ НАЗЫВАЮТ РАБАМИ И БЬЮТ"

Проблема ксенофобии официальными лицами исламской общины обычно не озвучивается. Дескать, никакой вражды к нам нет. Но рядовые мусульмане более откровенны: по их словам, и с непониманием чиновников, и с открытой ненавистью, и даже агрессией со стороны одесситов мусульмане сталкиваются чуть ли не ежедневно. "Кастрюльщику" из Сирии Ахмету, например, достается от конкурентов, а среди них, как правило, и украинцы, и армяне, и грузины: "Даже бьют наших, бывает, — утверждает иммигрант из Дамаска. — Меня пару раз "приложили" на ж/д вокзале. Только потому, что араб. Еще чуркой обозвали. И гаишники местные чаще чем других трясут".

Уроженец Конго Салим Лбава страдает не только из-за своей религии, но и цвета кожи: "Называют негром, нигером, то есть рабом, пару раз пытались напасть, но, к счастью, я сам не слабый, и ноги у меня быстрые. Убежал… Работу найти трудно. В Конго тоже жизнь не сахар, ислам у нас (в ДРК исламистов от 10 до 25% населения. — Авт.) до сих пор официально не признан, однако, там хотя бы не бьют".

Хуже всего, как ни странно, приходится чеченцам. По словам приехавшего из Грозного поэта и богослова Асланбека Мерсиева, "если ты нохчий (самоназвание чеченцев. — Авт.), с тобой любой чиновник, прикрываясь словами о терроризме и необходимости борьбы с ним, что хочешь сделает". "На границе говорят: мол, есть негласное указание: грузы, принадлежащие чеченцам, не пускать и не выпускать, но вы можете решить вопрос — сами знаете как", — рассказывает мужчина. "Как можно меня считать врагом России, если я люблю ее и понимаю, что не может Чечня существовать вне русской цивилизации? Я пишу как на языке своего народа, где одним словом можно заменить целое предложение, так и на языке Пушкина, я ненавижу войну…" — говорит Асланбек.

"Многие наши скрывают свое происхождение, называют себя дагестанцами, ингушами, осетинами — только не чеченцами, — подтверждает слова Мерсиева руководитель Конгресса вайнахов Украины Хусейн Берсанукаев. — Причем, если при Кучме еще какое-то послабление было, принимали наших беженцев (при этом наше государство давало им единоразовую выплату — семь гривен "на обустройство". — Авт.), то после "оранжевой революции" начался настоящий террор в отношении чеченцев".

"Многие наши скрывают свое происхождение, называют себя дагестанцами, ингушами, осетинами – только не чеченцами, – подтверждает слова Мерсиева руководитель Конгресса вайнахов Украины Хусейн Берсанукаев. – Причем, если при Кучме еще какое-то послабление было, принимали наших беженцев (давая им при этом издевательские семь гривен), то после оранжевой революции полный запрет и начался настоящий террор в отношении чеченцев". По словам Берсанукаева, сейчас его соотечественников не пускают на порог даже одесской мэрии, глава которой Эдуард Гурвиц был когда-то более чем лоялен к чеченцам.

А между тем, говорит Мерсиев, приезжая сюда, чеченцы сознательно отказываются от целого ряда наиболее одиозных обычаев своей родины. Скажем, в Одессе не практикуется воровать потенциальных невест (если "умыкание невесты" и происходит, то по обязательному согласию похищаемой), на свадьбах и других праздниках не стреляют в воздух. "В чужой монастырь со своим уставом не лезем", — утверждают вайнахи.

ХИДЖАБ СПАСАЕТ ОТ ХАМОВ И РОДНИ

Мусульманские женщины чаще других становятся объектами издевательств. "Хиджаб для расиста — как красная тряпка для быка, — рассказывает студентка ОНУ им. Мечникова Хадиджа Сулейманова. — Бить, как это было с нашими сестрами в московском метро после терактов, не били, но плевали в спину. В некоторых кидали камни".

У коренной одесситки Натальи, принявшей ислам после посещения грандиозных мечетей Шарм-эль-Шейха и Каира, ситуация иная, чем у Хадиджи. В хиджабе она стала чувствовать себя уверенней, говорит: хулиганы перестали приставать, а милиция — хамить. "То ли боятся, то ли уважают, — недоумевает Наташа. — Когда я веду машину, кого-то случайно подрезаю, сначала слышу мат, а потом водитель замечает меня в платке и замолкает".

Вообще, из принимающих ислам горожан большинство — женщины, причем не все делают это вслед за мужем, многие так спасаются от неурядиц в семье и на работе. Новообращенные стараются не разрывать старых связей, хотя многих отталкивают родные и близкие.

Бывает, вспыхивают острые конфликты. Например, чеченцу Асланбеку Мерсиеву, когда он женил сына, пришлось иметь дело с милицией: "Они полюбили друг друга, а девушка еще до того решила стать мусульманкой, за что ее фактически изгнали из семьи. Так вот — она приняла ислам, муфтий совершил обряд бракосочетания, молодые стали жить у нас. Узнав об этом, — как же, выйти замуж за чеченца, это же почти преступление! — ее семья написала заявление в милицию. Та приехала, нас начали пугать. Я позвал невестку, спросил, где и с кем она хочет жить. Она выбрала нашу семью".

ШЕЙХ-ПРОПОВЕДНИК И ПЯТЕРО ДЕТЕЙ

Нам удалось побывать в гостях у одесского шейха, сирийца Ахмеда Рустома. Так случилось, что визит пришелся на пятницу — сразу после намаза в мечети. Великолепный оратор-проповедник, который только что, активно жестикулируя, разъяснял на арабском заветы Мохаммеда, дома совершенно преобразился: эдакий добродушный толстяк, который радостно приветствует соседей, с удовольствием играет с пятеркой своих детей, самому младшему из которых два года, старшему — 13 лет, обожает футбол (болеет за Бразилию) и любит вкусно поесть.

В квартире Ахмеда почти ничего не говорит о профессии хозяина — разве что зеленые тарелочки с аятами Корана, да религиозные книги на полке. Жена муфтия Рагатт — скромная улыбчивая женщина, в отличие от своего супруга она пока не разговаривает по-русски, но упорно учится. "В Сирии она работала воспитательницей в детском саду, здесь занимается в основном домом и семьей", — нежно глядя на жену, рассказывает Ахмед Рустом. По его словам, ислам не запрещает женщине работать — главное, чтобы это не мешало воспитанию детей. При этом все заработанные деньги она может тратить на себя. Задача мужчины — полностью обеспечивать потребности семьи: вплоть до того, что он сам ходит по магазинам и базарам. "Если ей нужны какие-то деньги, чтобы, к примеру, платье купить — она просит у меня, я даю", — говорит Ахмед.

Эта семья живет в Одессе уже несколько лет. Им настолько понравился город, что они не прочь в нем осесть: принять гражданство, направить детей в украинские школы. А Рагатт даже начала осваивать украинскую и русскую кухни, научилась готовить борщ.

Несмотря на то что Коран разрешает многоженство (не более четырех жен), большинство мусульманок соперниц в доме не терпят, выступая против полигамии. Мусульманки, с которыми мы пообщались, уверили нас, что, кроме небольшого перечня запретов, — на открытую одежду, употребление алкоголя и т. д., — в целом исламская традиция довольно либерально относится к женским слабостям. Так, арабские красавицы много времени тратят на уход за телом, пользуются косметикой и даже посещают салоны красоты.

ПУТЬ В МЕККУ И ТАТАРСКИЙ КЛУБ

История одесских последователей учения пророка Мухаммеда берет свое начало задолго до основания нашего города. Ведь появилась "Причерноморская Пальмира", как известно, на месте мусульманского поселения Хаджибей, и среди первых ее строителей было немало татар-мусульман.

До революции у нас функционировали соборная мечеть (в самом конце ул. Старопортофранковской), две школы-мектебе, причем, одна женская, было и мусульманское кладбище — напротив Чумки. "Мусульманской" считалась "Московская гостиница", которую держали касимовские татары. Кроме того, именно в Одессе находилась центральная контора Российской империи по переправке паломников в Мекку через Константинополь со специальной паломнической гостиницей "Хаджилар Караван Серай", или попросту "Хаджи Хане". Верующие плыли на Аравийский полуостров пароходами. А возле "Шахского дворца", где ныне расположен главный офис Морского транспортного банка, в разрушенном во время Великой Отечественной здании находился "Татарский клуб", где собиралась и знакомилась молодежь, звучали татарские песни разных регионов, играли оркестры.

В советское время ислам в Одессе, как и по всей стране, был в глубокой опале. Магометанские традиции начали возрождаться только после распада СССР. В 1992 году по инициативе одной из самых активных мусульманок города Амины апа Халитовой и председателя общества татарской и башкирской культур, полковника запаса Маиса Батталова была зарегистрирована первая исламская община, которая открыла мечеть в бывшем детском садике на улице Якира. Роль имамов исполняли студенты-мусульмане, арабы. В 1994-м мечеть переехала на Балковскую, где находится до сих пор. В 1996-м году еще один молитвенный дом открылся на Слободке (при нем работает воскресная школа). В 2001-м мечеть, построенная на деньги сирийского бизнесмена Аднана Кивана, заработала в Арабском культурном центре на улице Ришельевской.

Олег Константинов

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,81
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,62
56,49
55,02
54,97
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,56
51,08
26,95
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62201.7

Binance Coin (BNB)

541.35

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

80.6

Theta (THETA)

2.02

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять