Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Настоящее и будущее чат-ботов: проходят тест Тьюринга и учатся мату у соцсетей

Виртуальные собеседники способствуют бизнесу и помогают создавать искусственный интеллект

Интернет и мобильные технологии с огромной скоростью видоизменяют способы общения людей. Нам давным-давно не нужно для обмена информацией встречаться лично или писать письма. Даже по телефону уже можем не разговаривать — для этого существуют другие технологии. А в последнее десятилетие бурно развивалась отрасль, которая во многих случаях позволяет вообще исключить диалог "человек — человек", заменив его вариантом "человек — компьютер". Для этого применяется особое программное обеспечение, называемое чат-бот. Этим термином называют разновидность компьютерных программ, создающих у пользователя иллюзию осмысленного общения с неким собеседником через интернет.

Но здесь важно акцентировать внимание читателя на следующем моменте. Чат-боты именно имитируют диалог, но никак не ведут его осмысленно. На отвлеченные темы среднестатистический чат-бот общаться не в состоянии. Иными словами, если вы позвонили в какое-то учреждение, чтобы выяснить некие бюрократические нюансы, то, вполне возможно, вы обнаружите, что и у вас, и у девушки на том конце провода есть собака или кот одной породы. И часть разговора уйдет уже в совсем другую область, чем та, ради которой вами первоначально совершался звонок. Причем новая тема может обнаружиться случайно — кто-то из собеседников зацепится за знакомое или забавное сравнение.

Реклама

С примитивным, узкоспециализированным чат-ботом такой номер не пройдет. Он будет отвечать исключительно на вопросы, касающиеся выдачи справки, или просить более четко сформулировать вопрос. Еще одно наглядное сравнение: чат-бот и банкомат. Да, банкомат быстро и толково выполнит целый набор операций по обслуживанию клиента. Причем, в отличие от сотрудника банка, в любое время суток. Но банкомат никогда не уговорит клиента взять кредит или открыть овердрафт.

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Чат-бот не является некоей уникальной инновацией. Боты придуманы довольно давно, но именно в последние годы сложились условия для массового их использования. Масла в огонь подлила шумиха в СМИ и реклама — которая зачастую несколько преувеличивает значимость технологии.

Реклама

ПЕРВЫЙ ГОВОРУН. Таковым историки науки и техники называют программу ELIZA, разработанную в США профессором Джозефом Вайзенбаумом в 1964 году. Программа не слишком уверенно имитировала диалог пользователя с психотерапевтом. Правда, сплошь и рядом озадачивала хорошей правдоподобностью ответов и вовремя вставляемыми фразками наподобие нетленного: "Вы хотите об этом поговорить?".

Сам термин возник в середине 90-х. Так разработчик Майкл Молдинг (США) назвал свою электронную "помощницу" Julia. Конечно, с высоты нашего времени она умела немного — анализировала полученное от пользователя сообщение и выдавала в ответ нечто, худо-бедно соотносящееся с темой переписки. К началу третьего тысячелетия любители пообщаться через интернет посредством программ IRC и IM вовсю применяли чат-боты, которые травили анекдоты (в текстовом виде, разумеется), наказывали за непечатную лексику нарушителей правил чата и т.д.

ВРЕМЯ ПРИШЛО. Хотя технология известна давно, скачок популярности мессенджеров пришелся на последние годы. И дело тут вот в чем. Пока старшее поколение по старинке пользует голосовую связь и смс-сообщения, подростки и молодежь, родившиеся на рубеже тысячелетий, успели переболеть соцсетями и сочли их неудобным способом общения. По статистике, количество пользователей мессенджерами сейчас приближается к 3 млрд, и в будущем эта цифра только вырастет — новое поколение выбирает мессенджеры.

Реклама

Подтверждение: в последний год количество пользователей мессенджеров превысило количество пользователей социальных сетей.

new_image4_255

ELIZA. Так выглядел первый диалог с ЭВМ в далеком 1964 году

ЗОРЯНА И ЕЕ КОЛЛЕГИ

Подавляющее число чат-ботов создаются для определенных ситуаций, под конкретные нужды пользователя. Например, техническая поддержка и ответы на вопросы, на которые раньше реагировали сотрудники колл-центров. Пример из украинских реалий — "интеллектуальный" сервисный чат-бот "Зоряна" от мобильного оператора "Киевстар". Основная задача "барышни" Зоряны в социальной сети Facebook — отвечать на вопросы о тарифах и услугах, предоставляемых мобильным оператором. Но виртуальная операторша может также переброситься словом-другим на отвлеченные темы, и даже рассказать стихотворение.

Хорошо зарекомендовало себя использование чат-ботов при приеме и обработке заказов на покупку товаров или услуги через мессенджеры. Например, специалист в области работы контактных центров "ПриватБанка" Юлия Гусева отмечает, что банк использует в повседневной работе чат-ботов более 5 лет. За это время длительность диалога с клиентом в онлайн-чате сократилась в среднем на 20%, а "разница уровней удовлетворенности клиента между оператором и чат-ботом у нас незначительна — не больше 10%. При этом чат-бот обходится на 90% дешевле сотрудника, выполняющего ту же задачу".

Одна из давних, еще с 90-х, сфер применения чат-ботов — рассылка развлечений наподобие анекдотов, а также новостей в мессенджерах (программы для мгновенного обмена сообщениями, чаще всего текстовыми — почти забытая "аська" ICQ, Viber, Skype, WhatsApp). А в наше время боты для распространения новостей или рекламы используются крупными мировыми СМИ.

Наконец, близкими к чат-ботам являются голосовые помощники в смартфонах — Siri в гаджетах от Apple, Cortana — от Microsoft, и Ok, google — для Android.

new_image_379

Cortana. Виртуальные помощники уже используются в смартфонах

НА ОСТРИЕ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА

Совершенствование виртуальных собеседников использует достижения самых разных областей знания. Например, распознавания речи, самообучения машин, искусственного интеллекта. Поэтому продвинутые образчики чат-ботов далеко ушли от своих сородичей, отвечающих на незатейливые вопросы клиентов интернет-магазинов.

DEEPQA. Сложный комплекс программ, работающий на суперкомпьютере IBM Watson (США). Может обрабатывать поступающие команды, отданные на естественном языке. Применяемая в DeepQA этого технология (Nuance Communications) используется, кстати, и в работе ассистентки Siri на устройствах Apple. DeepQA является частью системы искусственного интеллекта, продемонстрировавшего свои возможности в самых разных областях — от участия в интеллектуальной телеигре до медицинских консультаций.

new_image2_365

Watson. Суперкомпьютер уже "понимает" разговорную речь

ЖЕНЯ ГУЗМАН. В 1950 г. математик Алан Тьюринг создал занятный тест, получивший впоследствии его имя. В тесте принимает участие судья, общающийся с человеком и компьютером. Люди в ходе теста не видят друг друга и компьютер (его программа изначально создается так, чтобы ответы вводили человека-арбитра в заблуждение). Общение происходит в форме переписки. Анализируя вопросы и ответы, арбитр должен определить, кто из собеседников — Homo sapiens, а кто — машина. В случае, если компьютер заставит судью поверить, что он переписывается с человеком, — можно считать, что электронному устройству по силам имитировать мыслительную деятельность. Сам Тьюринг предполагал, что в начале XXI века в трех случаях из десяти у машины это будет получаться.

Долгожданный момент наступил в 2014 г. Компьютерная программа убедила собеседников в том, что они имеют дело с тринадцатилетним подростком. Программу Eugene Goostman разработали выходцы из РФ и Украины, а тест проводили в Университете Рединга (Лондон). В ходе эксперимента 33% участников поверили в то, что общаются с реально существующим Женей из Одессы.

СЯОИС. Если российско-украинская команда создала виртуального "одессита Жеку Гусмана", сына гинеколога и любителя морских свинок, то в Китае чат-бот Сяоис (Xiaoice), созданный Microsoft, заставил миллионы китайцев вести бурную переписку с "17-летней девочкой", сплошь и рядом несущей милую чушь, пересыпающую текст смайликами и т.д. Успех китайского проекта разительно отличается от судьбы другого чат-бота от Microsoft: компании пришлось в срочном порядке удалять из Twitter англоязычного сородича Сяоис по имени Тау. Совершенная самообучающаяся система бота, рассчитанного на общение с молодежью, мгновенно нахваталась из Сети нецензурной лексики и неполиткорректных воззрений. После того, как Тау в непарламентских выражениях признался в неприятии феминизма, симпатиях к Гитлеру и расистских воззрениях, разработчикам пришлось срочно лишать его доступа к интернету и общения с дурной компанией.

new_image5_206

Xiaoice. Чат-бот, имитирующий семнадцатилетнюю девушку, буквально взорвал соцсети в Китае

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять